Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия.
Право и обычаи
Обычай представляет собой исторически сложившееся правило поведения, которое в силу многократного применения вошло в привычку. Обычаи играли важную роль в регулировании поведения людей на ранних этапах развития общества, а у некоторых народов такая ситуация сохраняется и в настоящее время (например, в странах Экваториальной Африки). В литературе выделяются различные свойства и характеристики обычаев. В частности, М.Н. Марченко отмечает консерватизм обычаев, так как в них закрепляется не только и не столько современная общественная практика, сколько социальный опыт давно минувших лет. Кроме того, в обычаях отражаются нередко не только общие моральные и духовные ценности народа, но и пережитки прошлого, предрассудки, национальная, расовая и религиозная нетерпимость.
Как и правовые нормы, обычаи представляют собой определенные правила поведения. Обычаи, как и право, представляют собой социальные регуляторы. Как обычаи, так и правовые предписания призваны упорядочить поведение людей и их объединений, скорректировать его.
Часть обычаев получает признание со стороны государства и становится правовыми, например, обычаи делового оборота, обычаи морских портов и т.д.
Совокупность правовых обычаев именуется обычным правом. Правовой обычай является одним из формальных (юридических) источников права (а представители исторической школы права считали, что право находится именно в обычаях, а не в законодательстве государства).
Отличия обычаев и правовых предписаний сводятся к следующему:
a. Обычаи никем целенаправленно не устанавливаются, а нормы права устанавливаются официально, целенаправленно соответствующими государственными органами
b. Обычай носит неписаный характер, а правовые нормы обязательно формально закреплены, записаны, четко зафиксированы. Нормы правовых обычаев не изложены в нормативных актах, но на соответствующий правовой обычай обязательно делается официальная ссылка
c. Нарушение обычаев, не являющихся правовыми, влечет лишь общественное осуждение. Нарушение же норм права, в том числе правовых обычаев, влечет еще и государственное принуждение
Следует отметить, что далеко не все обычаи получают признание государства и правовую защиту. Более того, с некоторыми обычаями государство с помощью права ведет борьбу, устанавливает санкции за подчинение, следование таким обычаям (например, обычаи кровной мести).
Право и мораль
Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
a. право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
b. право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
c. право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
d. право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
e. право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
a. право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
b. правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
c. право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
d. взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
e. право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
f. правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
g. мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:
a. Происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;
b. Форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.);
c. Способ охраны от нарушений. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственного принуждения;
d. Степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;
e. Сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству
Право и религия
Религия – это форма общественного сознания, основанная на вере в священное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведения верующих, которые направлены на объяснение главных вопросов бытия человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.
Особенности религии:
ее сакральный характер (от лат. sacer - священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный) – наделение святостью определенных предметов, существ, институтов;
универсальность – она выступает не только регулятором общественных отношений, но и способом постижения целостной картины мира, формирования определенного мировоззрения.
Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведения, основанную на вере в Бога, и направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека.
Признаки религиозных норм:
формируются на основе религиозных представлений
их источниками выступают священные тексты, откровения как особая форма познания и связи с божественным
направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека
основываются на сакральном авторитете (Бога или личности, например, святых, пророков и т. д.)
имеют свою санкцию
стабильны
Общие черты права и религии:
выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют:
идеологический уровень – систематизированные представления о правовой или религиозной действительности;
психологический уровень – совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии;
выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер
значительная формализация (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер)
возникают в результате распада первичных мононорм
наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм
Различие права и религии:
в религиозном правосознании преобладает психологический аспект, который находит свое проявление в феномене религиозной веры, а правовая идеология характеризует рациональный, научный подход к осмыслению права; осознание обязательности правовых предписаний
индивидуальная ценность; авторитарность религиозного сознания (верующий человек постоянно ощущает влияние божественного авторитета и религиозной громады) общественная ценность, большинство людей воспринимает право как собственную ценность (право не утрачивает своей общеобязательности в случае непризнания его ценности отдельным индивидом) и обуславливает определенную автономию, свободу субъекта права от внешнего авторитета
преобладание обязанностей; личный характер религии (религиозные, культовые действия совершаются исключительно лично), в то время как субъекты права наделены корреспондирующими правами и обязанностями (нет прав без обязанностей); преобладание прав над обязанностями
религиозная ответственность возникает в случае признания верующим обязательности религиозных предписаний; религиозная санкция связана с духовным миром человека, утратой его связей со священным, выступает проявлением власти религиозной громады, а юридическая ответственность имеет ретроспективный характер – это реакция государства на уже совершенное индивидом деяние (субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем); наказание не зависит от отношения лица к праву и всегда влечет ограничение социального статуса, возможностей и свобод человека
религиозные нормы статичны, священные тексты консервативны, они не могут быть изменены и отменены, даже если содержат противоречивые, устаревшие положения; правовые нормы – динамичны и подвержены изменениям
Формы влияния религии на право:
идейно-моральное влияние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведения). Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. Так, религия осуждает преступления
реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой и со светской властью (предмет регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать, например, законодательство охраняет многие освященные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.). Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны
опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе правотворчества и правоприменения. Например, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого «Бог не наказывает за одно и то же преступление дважды» была основана на трактовке принципов наказаний Ветхого Завета.
В настоящее время в мире наблюдаются следующие формы взаимоотношений
государства и религиозных объединений:
полное умолчание о статусе религии (Босния и Герцеговина, Венгрия, Венесуэла);
в ряде стран употребляется формула «церковь (религиозные организации, учреждения или общины) отделена от государства» (Гондурас, Латвия, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Югославия), либо «религия (или религиозные культы) отделена от государства» (Азербайджан, Молдавия), либо «государство и церковь отделены друг от друга» (Словения);
в Греции Конституцией установлена господствующая религия
официальная (государственная) религия признается в Великобритании, Дании, Лихтенштейне
статус традиционных религий законодательно оформлен в Андорре, Болгарии, Грузии, Индии, Литве
Право и государство.
Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.
Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.
Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетия. В различных исторических регионах распад первобытнообщинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.
Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.
Известно несколько исторических типов государств и права - рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).
Право и политика.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности - правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.
Политика - это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и не правовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право - одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство.
На современном этапе развития российского общества совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни - одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.
Право и экономика.
В плане соотношения государства и права с экономикой главным вопросом является примат экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.
Следует учитывать, во-первых, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство только в конечном счете и, как правило, не линейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот — в частности, на направление ее деформаций.
Необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственный, приказной) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право — это естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они — носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.
Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой — уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода — необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.
Итак, право не просто воздействует на экономику, оно — имманентная ее часть.
Право как социальный институт возникает вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Государства не могут воплощаться в любые формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Кроме того, она зависит и от других факторов, определяющим из которых является уровень экономического развития общества.
Если право воздействует на экономику, как бы изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Это проявляется в следующем.
1) Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.
2) Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества — также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.
3) В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др. На примере России можно наблюдать, что происходит, когда государство перестает выполнять эти функции.