Место теории государства и права в системе социальных и юридических наук.
Место теории государства и права в системе социальных и юридических наук.
Место ТГП в системе социальных наук. Связана:
Социология, политология, гуманитарные науки – философия, история. Все основные определения ТГП принадлежать философам.
Место ТГП в системе юридических наук:
Историко-теоретические: ИППУ, ТГП, ИГПЗС, ИОГП
Отраслевые юридические науки: административное, уголовное, гражданское право
Прикладные юридические науки: криминалистика, судебная медицина
Науки о международном праве: Римское право
Методы познания государства и права и их виды. Критерии классификации.
Методология теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении ТГП используются следующие методы:
1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:
- Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.
- Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.
- Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.
- Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.
- Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.
- Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:
- Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.
- Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.
- Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.
- Кибернетический метод - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.
3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:
- Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.
- Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.
- Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.
4. Общие и специальные методы исследования государства и права.
Общенаучные методы исследования государства и права. Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются: = метафизика; = диалектика. При метафизическом методе государство и право воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека. При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии. Индукция и дедукция.
Переходное государство.
Это своего рода промежуточный тип государства. Это государство, которое лишено устойчивой социальной основы, вследствие чего является недолговечным. В политической области оно может характеризоваться блоком классовых сил, как это, к примеру, присуще странам, освободившимся от колониальной зависимости, где различные социальные силы объединяются на основе общенациональной идеи. Переходное государство характеризуется чрезмерной социальной стратификацией общества, неструктурированностью и поляризацией его интересов, отсутствием так называемого среднего класса, придающего обществу стабильность и устойчивость. Оно отличается специфическим переходным типом экономики - скажем, от планово-централизованной к рыночной или от стихийного рынка - к цивилизованному и социально ориентированному.
Так, государства с тоталитарным режимом и централизованной экономикой должны пройти сравнительно долгий путь социального переустройства, и прежде всего - в экономике. Не изменив экономического "обличья", такие государства рискуют вновь попасть в состояние эквифинальности - вернуться к тому, с чего начинали. К особому типу государств относятся государства социалистические, наиболее ярким примером которых выступает советский тип государства. Его отличает специфическая экономическая основа - государственная собственность на средства производства и отсутствие института частной собственности. Специфической также является политическая основа общества, характеризующаяся соединением власти в лице Советов народных депутатов, слитностью партийных и государственных структур, всеобъемлемой ролью государства в общественной жизни и др.
Функция обороны страны
Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.
В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.
Происхождение права.
В истории правовой мысли сформировалось три основных подхода в понимании права (три основные концепции): Нормативный, Социологический, Нравственный или естественно-правовой (ценностный или аксеоло- гический).
Нормативный подход говорит, что право есть не что иное, как система норм, правил поведения, которые устанавливаются государством, т.е. все зависит от государства. Такой подход господствовал в нашей стране в период с 1930-х по 90-е года.
Социологический подход сформировался преимущественно в 20 веке и в основном в американской правовой мысли. В соответствии с этим подходом право рассматривается не только как нормы, установленные государством, а скорее, как сами общественные отношения, складывающиеся в обществе, т.е. мерой всех вещей является общество. (Жизнь намного богаче, разнообразнее, чем правовые нормы; жизнь развивается, а правовые нормы не успевают за развитием общества; судьи сами могут творить, создавать право).
Согласно нравственному подходу, право - это различные правовые идеи, представления, взгляды людей на право (о праве), которые опираются на естественное право. В науке ТГП существует три ответвления нравственного подхода: естественно-правовая теория, психологическая теория права и соли- даризм. Нормы, установленные государством, сторонники нравственного подхода называют позитивным правом, но они указывают, что существует и естественное право. В этом случае мерой всего является человек.
Существует еще и четвертый подход - интегративный или интегральный, который включает в себя черты вышеназванных концепций. Здесь признается нормативность права, одновременно допускает создание норм судьями, когда их прецеденты соответствуют реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, как право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Содержание его определяется социально- экономическим, политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности и другими факторами. Однако в настоящее время по поводу этого подхода имеются самые разные мнения, и проблема является дискуссионной.
Право и государство.
Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.
Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.
Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетия. В различных исторических регионах распад первобытнообщинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.
Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.
Известно несколько исторических типов государств и права - рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).
Право и политика.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности - правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.
Политика - это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и не правовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право - одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство.
На современном этапе развития российского общества совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни - одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.
Право и экономика.
В плане соотношения государства и права с экономикой главным вопросом является примат экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.
Следует учитывать, во-первых, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство только в конечном счете и, как правило, не линейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот — в частности, на направление ее деформаций.
Необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственный, приказной) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право — это естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они — носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.
Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой — уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода — необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.
Итак, право не просто воздействует на экономику, оно — имманентная ее часть.
Право как социальный институт возникает вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Государства не могут воплощаться в любые формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Кроме того, она зависит и от других факторов, определяющим из которых является уровень экономического развития общества.
Если право воздействует на экономику, как бы изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Это проявляется в следующем.
1) Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.
2) Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества — также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.
3) В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др. На примере России можно наблюдать, что происходит, когда государство перестает выполнять эти функции.
Структура нормы права.
Структура нормы права - это её внутреннее строение, совокупность составляющих её необходимых элементов, обеспечивающих её (нормы) функциональную самостоятельность. Логическая структура нормы права: если - то - иначе. Она распространяется на нормы - правила поведения, имеющие юридическую структуру: гипотеза - диспозиция - санкция. В такой норме четко определяется вариант требуемого поведения, ситуация при которой должна действовать норм и санкция, которая будет применена при нарушении нормы.
Гипотеза - элемент правовой нормы, который указывает, при каких условиях мы обязаны руководствоваться данным правилом. Та часть нормы, которая указывает на условие его действия, элемент юридической нормы, указывает на жизненные обстоятельства, при которых реализуется диспозиция.
Диспозиция- элемент правовой нормы, указывающий каким должно, или может быть поведение лица при наличии условий предусматривающих гипотезой. Это правило поведения. Диспозиция содержит модель правомерного поведения соответствующих субъектов (их права и обязанности, и должные варианты их поведения)
Санкция - это завершающий элемент правовой нормы, в котором устанавливается, какие меры государственного принуждения применяются к нарушившему требования правовой нормы. Это часть нормы, указывает на меры применения, при ее не соблюдении. Некоторые правовые нормы не имеют санкции (регулятивные нормы, нормы-дефиниции).
В целом структуру нормы права можно обозначить формулой: «Если» (гипотеза) – «то» (диспозиция) – «а в противном случае» (или – «иначе») (санкция)
Санкции бывают:
- уголовно-правовые (штраф, лишение свободы);
- административно-правовые (штраф, лишение прав);
- гражданско-правовые (пени);
- поощрительные (в науке ряд авторов выделяют такой вид, который определяет меры поощрения за правомерное поведение)
Гипотеза, диспозиция, санкция могут быть разбросаны по различным нормативно-правовым актам или гипотезу необходимо домысливать самому. Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов:
- прямой;
- отсылочный;
- бланкетный.
Прямой - когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы.
Отсылочный - когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно-правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое.
Бланкетный - это такой способ, когда в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.
Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта:
- норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части Уголовного кодекса);
- нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или же другого нормативного акта;
- в одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.
Виды правотворчества.
Виды:
От субъектов правотворчество:
-непосредственное определение народа в процессе референдума
- правотворчество госорганов
- правотворчество отдельных должностных лиц
-правотворчество органов местного самоуправления
- локальное правотворчество
-правотворчество общественных организаций
В зависимости от значимости:
-законо-творчество, правотворчество выше представительных органов в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы
-делегированное нормотворчество, норматворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручение парламента в целях оперативного решения определённых проблем нормативных актов , входящих в компетенцию представительного органа.
-подзаконное правотворчество, нормы права принимаются и вводятся в действие структурами не относящимися к высшим представительным органам.
Некоторые авторы выделяют такой вид правотворчества как правотворчество конституционного суда в виде судебных прецедентов.
Правотворчество должно базироваться на основных принципах:
-научный характер
-профессионализм
-законность
-демократизм
-гласность
-оперативность
-тщательность подготовки проектов и техническое совершенство принимаемых актов
Правового регулирования.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
предмет правового регулирования;
метод правового регулирования.
Они и выступают системообразующими факторами.
Предмет правового регулирования - то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений; это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
-субъекты - индивидуальные и коллективные;
-их поведение, поступки, действия;
-объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
-социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.
Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.
Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
-установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов - особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
-издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
-определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.
Содержание правового отношения. Субъективные права и юридические обязанности.
Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.
Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны.
Содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон
Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные – между субъектом права и обществом (всяким и каждым).
Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц
Признаки субъективного права
1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Субъективное право – это возможное поведение, т.е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий.
2. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны.
3. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.
4. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.
Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:
а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права
б) право на юридические действия, на принятие юридических решений
в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия
г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности
Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.
Юридическая обязанность имеет следующие признаки.
1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т.д.).
2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.
3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица или общества (государства) в целом.
4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.
5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.
Юридическая обязанность имеет три основные формы:
• воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);
• совершение конкретных действий (активное поведение);
• претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).
Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не «живет», когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочной работы – обязанность администрации, получение такой платы – право рабочего.
Актов.
Отличия правоприменительных от нормативно-правовых актов:
Норм.акт рассчитан на регулирование на регулирование общих, наиболее типичных массовых отношений
Правоприменит. Регулирует конкретное жизненные ситуации, единичные случаи из общественной жизни
Норм. Акт рассчитан на многократное применение.
Правоприменит. Рассчитан на однократную реализацию в отношении конкретной жизненной ситуации.
Норм. Акт не персонифицирован, те. Адресован неопределенно большому количеству людей
Правоприменит.акт имеет конкретного адресата, те направлен на разрешение ситуации, связанной с конкретным лицом.
Норм. Акт изменяет или отменяет нормы права, являясь при этом общей нормативной основой правового регулирования.
Правопримен.акт притворяет, реализует общие предписания нормативно-правового акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций, применительно к конкретным лицам.
Понятие толкования права.
Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.
Обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.
Толкование-уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.
Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.
Таким образом, уяснение— это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.
Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметомтолкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.
Виды толкования
В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.
1.Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
2.Неофициальноетолкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть, как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в перио