Конституционное и законодательное закрепление основ социального правового государства в Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации закреплен принцип, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.Законодательная- осуществляется Федеральным Собранием, другими аналогичными государственными органами. Они избираются непосредственно народом и иным путем формироваться не могут. Решения законодательной власти обязательны к исполнению соответствующими субъектами права.Большой объем работы в сфере управления государственными делами возложен на исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах компетенции, определяемой Конституцией и другими законами, в целях организации исполнения актов законодательной власти и других нормативных правовых актов. О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей можно говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная власть.Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право органов судебной власти действовать независимо от других. В систему ее федеральных органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют на основе закона. Все более осознается необходимость разграничения права и закона.В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей, возможности обжаловать неправомерные действия, декларированные фундаментальные права. Следует рассмотреть Главу I Конституции, в которой излагаются основы конституционного строя России. Наиболее значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:

- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.- Человек, его права и свободы, являются высшей ценность.

- Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ .

- Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых самостоятельны .

- Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума), правительство РФ, суды РФ .

- Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ.

Западный неолиберализм и его российские идеологи. Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом).Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

По содержанию неолиберальная идеология: 1)опирается на некоторые базовые общелиберальные ценности: а) ценность индивидуальной свободы, б) ценность свободного рынка; 2)специфика неолиберализма: а) неолибералы устанавливают иерархию базовых либеральных ценностей. Ценности рынка более значимы, чем индивидуальные ценности, б) устанавливают приоритет рынка над всеми другими видами общественных отношений (н:демографическая проблема имеет комплексный характер: - со стороны безопасности, - культурно-цивилизованное развитие, генофонд. Исходя из того, какую проблему будем рассматривать, будет зависеть политика государства. В настоящее время – нехватка трудовых ресурсов); в) универсальность рыночных механизмов (обязательность свободной конкуренции, ориентация на платёжеспособный спрос, собственность. Рынок должен функционировать, прежде всего, материально. Эти принципы и для других видов отношений – н:учреждения культуры переходят в статус автономных учреждений – без бюджетных гарантий); г)требования масштабного разгосударствления (приватизация, сокращение государственных расходов (снижение налогового бремени), дерегулирование (сокращение масштабов государственного регулирования разных видов деятельности), дебюрократизация (ограничение власти бюрократов, снижение численности бюрократов); 3)образ идеального будущего- это общество, состоящее из автономных индивидов, которые свободно конкурируют друг с другом, а конкурентный отбор ведёт к количественному и качественному росту, отсюда – рост доходов, далее – рост потребления, что в свою очередь стимулирует конкуренцию. В современной РФ либеральные реформы осуществляются непоследовательно и до идеального будущего ещё далеко.Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.

Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт (акт купли-продажи). Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции.Согласно неолиберализму, нации и государства на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму.Критики неолиберализма и глобализма указывают на пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик, существенное снижение стандартов в сфере труда, нарастающий ущерб окружающей среде. Эта критика особенно усилилась после крупных неудач политики неолиберализма в Аргентине и Юго-Восточной Азии. Критиков неолиберализма объединяют названием антиглобалисты

Наши рекомендации