Традиционная потестарная и политическая культура и современность 5 страница

~/ 3 См., например: Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Запад­ной Европе. М., 1970; он же. Категории средневековой культуры. М., 1984; Бессмертный Ю. Л. Об изучении массовых социально-культурных представле­ний каролингского времени.— Культура и искусство западноевропейского сред­невековья. М., 1981; Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в, современной зарубежной историографии. Реферативный сборник. М., 1980; Ис­лам. Религия, общество, государство. М., 1984; Duby G. Hommes et structures du moyen age. P., 1973; оя же. Les Trois Ordres ou 1'imaginaire du feodalisme. P., 1978. Характерно, однако, что ни одно из этих исследований не посвящено политической культуре, как таковой, и она рассматривается в общем социо­культурном контейете средневековья.

4 Almond G. A. Comparative Political Systems.—The Journal of Politics.
1956, vol. 18, № 3, c. 391—409.

5 См., например: Кейзеров Н. М. О соотношении категорий «власть» и «по­
литическая культура» (Критика буржуазных концепций).— СГП. 1983, № 1,
с. 77—86; он же. Формирование политической культуры развитого социализ­
ма.—СГП. 1984, № 2, с. 18—25; Куркин Б. А. Политическая культура.—СГП.
1983, № 7, с. 48—55; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Социология. Политика.
Международные отношения. М., 1974; они же. Современный Левиафан. Очерки
политической социологии капитализма. М., 1985; Вятр Е. Социология полити­
ческих отношений. М., 1979.

6 Куббель Л. Е. Потестарно-политическая культура докапиталистических
обществ (к постановке проблемы).— СЭ. 1980, № 1; с. 3—18; он же. Тради­
ционная политическая культура и колониальное общество.—НАА. 1981, № 6,

с. 26—37; он же. Этнические общности и потестарно-политические структуры доклассового и раннеклассового общества.— Этнос в доклассовом и ранне­классовом обществе. М., 1982, с. 124—146.

7 Бурлацкий Ф. М. Ленин. Государство. Политика. М., 1970, с. 55; см.
также: Политические системы современности (очерки). М., 1978, с. 43; Бур­
лацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан..., с. 197—198.

8 Кейзеров Н. М. Формирование политической культуры развитого со­
циализма, с. 21.

9 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

10 Юридический энциклопедический словарь. М., 1984, с. 261.

11 Almond G. A. Comparative Political Systems, с. 396.

12 Paden J. N. Religion and Political Culture in Kano. Berkeley etc., 1973,
c. 1—14.

13 Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy
in Five Nations. Boston — Toronto, 1964; Political Culture and Political Deve­
lopment. Ed. Pye L. W., Verba S. Princeton, 1965; Almond G., Powell J. B.
Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston, 1966. Вот, например,
определение, которое дает С. Верба: «Политическая культура общества заклю­
чается в системе эмпирических представлений, экспрессивных символов и цен­
ностей, которая определяет ситуацию, в какой имеет место политическое дейст­
вие. Она дает субъективную ориентацию в отношении политики» (Verba S.
Comparative Political Culture.— Political Culture and Political Development,
c. 513).

14 Обзор дискуссий вокруг проблемы политической культуры в западной
немарксистской политологии см.: Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Новый Ле­
виафан..., с. 178—197.

15 Там же, с. 190—191.

16 Kim Y. С. The Concept of Political Culture in Comparative Politics.—
The Journal of Politics. 1964, vol. 26, № 2, c. 335—336.

17 О соотношении понятий этнография и антропология см.: Аверкие-
ва Ю. П. Этнография и культурная/социальная антропология на Западе.—
СЭ. 1971, № 5, с. 9—16; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973,
с. 180—181.

18 Куркин Б. А. Политическая культура, с. 55.

19 Там же, с. 48.

20 Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ер., 1969, с. 11; он же. О ге­
незисе человеческой деятельности и культуры. Ер., 1973, с. 41—42; он же.
Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.,
1983, с. 115. Обзор дискуссии вокруг этого определения см.: Боголюбова Е. В.
Культура и общество (вопросы истории и теории). М., 1978, с. 194—200;
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса, с. 97—99.

21 См., например: Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой
деятельности.— ВФ. 1972. № 10, с. 80 и ел.; Каган М. С. Человеческая деятель­
ность. М., 1974; Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

22 См., например: Маркарян Э. С. Очерки теории культуры, с. 27, 64; Са-
рингулян К. С. Проблемы определения и видовой классификации норм куль­
туры.— Философские проблемы культуры. Тб., 1980, с. 80—81; Firth R. Social
Organisation and Social Change.—JRAI. 1954, vol. 84, pt 1, c. 10; Nadel S. F.
The Theory of .Social Structure. L., 1957, c. 149.

23 Соколов Э. В. Культура и личность, с. 99—153.

24 Каган М. С. Человеческая деятельность, с. 233—235; Маркарян Э. С.
Теория культуры и современная наука..., с. 62.

25 В более ранней классификации Э. В. Соколова, бывшей менее дробной,
чем приведенная выше, и строившейся вокруг «технических» функций культу­
ры, информация и коммуникация были объединены именно в рамках комму­
никативной функции, связанной со знаковой техникой; см.: Соколов Э. В.
Культура.— Ученые записки Ленинградского педагогического института им.
А. И. Герцена, 1968, с. 376—378. Эту классификацию принял и Э. С. Мар­
карян; см.: Маркарян Э. С. Очерки теории культуры, с. 85—86.

26 См., например: Durkheim Е. Les formes elementaires de la vie religieuse.
P., 1912; Malinowski B. Coral Gardens and Their Magic. N. Y., 1935; Firth R.

The Work of the Gods in Tikopia. L., 1940; он же. Tikopia Ritual and Belief. L.. 1967; Evans-Pritchard E. E. Nuer Religion. Oxf., 1956; Wilson M. Communal Rituals among the Nyakyusa. L., 1959; Gluckman M. Politics, Law and Ritual in Tribal Society. Oxf., 1965; Middleton J. Lugbara Religion: Ritual and Authority Among an East African People. L., 1960; Munn N. D. Symbolism in a Ritual Context: Aspects of Symbolic Action.— Handbook of Social and Cultural Anthro­pology. Ed. Honigmann J. J. Chicago, 1973, c. 579—612; Errington F. Kara-var: Masks and Power in a Melanesian Ritual. Ithaca, 1974; Leach E. Culture .and Communication: the Logic by Which Symbols Are Connected. Cambridge etc., 1979; Turner V. The Ritual Process. Structure and Antistructure. Ithaca, 1979; Duncan H. D. Communication and Social Order. L. etc., 1968; он же. Symbols and Social Theory. N. Y., 1969; Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. Ur-bana, 1972.

v 27 Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (К методологи­ческим проблемам этнографии).— ВФ. 1964, № 10, с. 53; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография, с. 52; он же. Очерки теории этноса, с. 124—128.

28 См. об этом: Куббель Л. Е. «Формы, предшествующие капиталистиче­
скому производству» Карла Маркса и некоторые аспекты возникновения по­
литической организации.— СЭ. 1987, № 3, с. 3—17.

29 См.: Smith M. G. Pluralism in Precolonial African Societies.— Pluralism
in Africa. Ed. Kuper L., Smith M. G. Berkeley etc., 1971, c. 96.

30 Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии.— Исследования по
общей этнографии. М., 1979, с. 214—219; Pershits A. I. The Primitive Norm
and its Evolution,—CA. 1977, vol. 18, № 3, c. 409—412.

31 В этих условиях еще сохраняется в большей или меньшей степени пред­
ставление о родственных связях между всеми членами общества, относятся ли
они к рядовым общинникам или к складывающемуся правящему слою (или
протоклассу)4, т. е., по меткому выражению М. Салинза, перефразировавшего .
Дж. Оруэлла, когда все — родичи и все — члены общества, но «некоторые бо­
лее члены, чем прочие» (Sahlins M. D. Tribesmen. Englewood Cliffs, 1968,
с. 24).

32 Cohen Y. A. Ends and Means in Political Control: State Organisation
and the Punishment of Adultery, Incest, and Violation of Celibacy.— AA. 1969,
vol. 71, № 4, c. 665—674.

33 Чебоксаров H. H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах
советских ученых.— СЭ. 1967, № 4, с. 99.

34 См., например: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса, с. 123—124.

35 См., например: Service E. R. Origins of the State and Civilisation.
The Process of Cultural Evolution. N. Y., 1975, c. 15, 294—295;' Cohen R. Intro­
duction.— Origins of the State. The Anthropology of Political Evolution. Ed. Co­
hen R., Service E. R. Philadelphia, 1978, c. 16. В менее категоричной форме
этот же тезис высказывается и относительно ранних государств; см.: Skal-
nik P. The Early State as a Process.— The Early State. Ed. Claessen H. J. M.,
Skalnik P. The Hague etc., 1978, c. 615—616.

36 Radcliffe-Brown A. R. Preface.— African Political Systems Ed. Fortes M.,
Evans-Pritchard E. E., c. XXI. См. также: Heusch L., de. Aspects de la sacralite
du pouvoir en Afrique.— Heusch L., de. el al. Le Pouvoir et le Sacre Bruxelles,
1962, c. 140.

37 См.: Ei$£nstadt S. N. Dynamics of Civilisation and Development: the Case
of European Society.— Essays on Economic Development and Social Change.
Chicago, 1977.

38 Naroll R. On Ehtnic Unit Classification,—CA. 1964 vol. 5, № 4,
c. 286—288.

39 См.: Steward J. H. Theory of Culture Change. The Methodology of Multi­
linear Evolution. Urbana, 1955, c. 36—39. В более поздней и обобщенной форме
такое понимание см., например, у У. Сандерса и Б. Прайс: «Культура данного
народа... может рассматриваться как комплекс технических приемов приспо­
собления к проблемам выживания в определенной географической области»
(Sanders W. Т., Price В. J. Mesoamerica. The Evolution of a Civilisation. N. Y.,
1968, c. 73). Сходная, но более широкая постановка проблемы принадлежит

:в нашей литературе Э. С. Маркаряну, говорящему о культуре как об «особой

совокупности средств и механизмов решения различных проблем, с которыми сталкиваются ее носители» (Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятель­ности и культуры, с. 42; он же. Очерки теории культуры, с. 77—78).

См., например: Schapera I. Government and Politics in Tribal Societies. Josiah Mason Lectures Delivered at the University of Birmingham. L., 1956,. c. 8, 218; Dole G. Tribe as an Autonomous Unit.— Essays on the Problem of Tribe. Proceedings of the 1967 Annual Spring Meeting of the American Ethnolo­gical Society. Ed. Helm J. Seattle, 1968, c. 92; она же. Comment: Naroll R. On Ethnic Unit Classification. CA. 1964, vol. 5, № 4, c. 294.

41 Herskovits M. J. Man and His Works. The Science of Cultural Anthropo­
logy. N. Y., 1949, c. 585—589.

42 Eggan F. Cultural Drift and Social Change.— Eggan F. Essays in Social
Anthropology and Ethnology. Chicago, 1975, c. 259—262.

43 См.: Чебоксаров H. H. Проблемы типологии..., с. 101; Service E. R. Ori­
gins of the State and Civilisation..., c. 64.

N/ 44 Southall A. W. Alur Society. A Study in Processes and Types of Domi­nation. Cambridge, 1953, c. 248—253.

45 Арутюнов С. А., Чебоксаров H. H. Передача информации как механизм
существования этносоциальных и биологических групп человечества.— Расы и
народы. Ежегодник. 2. М., 1972, с. 19.

46 Куббель Л. Е. Традиция в информационной сети культуры: функциони­
рование и трансформация.— СЭ. 1985, № 6, с. 17—28.

47 Казанов А. М. (при участии Куббеля Л. Е., Созиной С. А.). Первобыт­
ная периферия докапиталистических обществ.— Первобытное общество. Основ­
ные проблемы развития. М., 1975, с. 140—204; Первобытная периферия клас­
совых обществ до начала великих географических открытий (проблемы исто­
рических контактов). М., 1978.

48 См., например: Gibb H. A. R. The Influence of Islamic Culture on Me­
dieval Europe,—Bulletin of the John Rylands Library. 1955—1956, № 38, c. 82—
98; Rodinson M. Dynamique de 1'evolution interne et des influences externes dans
1'histoire culturelle de la Mediterrannee.— Actes du I Congres d'Etudes des
Cultures mediterranneens d'influence arabo-berbere. Alger, 1973, c. 22—23.

49 Первобытная периферия классовых обществ..., с. 252—258.

50 См., например: Goody J. Technology, Tradition, and the State in Africa.
L. etc., 1971.

51 Куббель 'Л. Е. Потестарно-политическая культура докапиталистических
обществ..., с. 14—16.

52 Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции.— СЭ.
1981, № 2, с. 80.

53 Trimingham J. S. The History of Islam in West Africa. Oxf., 1962; Froe-
lich ]. C. Les Musulmans de 1'Afrique Noire, P., 1962; он же. Essai sur les cau­
ses et methodes de 1'islamisation de 1'Afrique de 1'Ouest du Xle au XX<= siecle.—
Islam in Tropical Africa. Ed. Lewis I. M. L., 1966; Hunwick J. O. Religion and
State in the Songhay Empire.— Islam in Tropical Africa; Hiskett M. An Islamic
Tradition of Reform in Western Sudan from the XVI to XVIII Century,—BSOAS.
1962, vol. 25, № 3, c. 577—596; Stfpniewska B. Portee sociale de 1'Islam au Sou­
dan Occidental aux XlVe—XVIc s,—Africana Bulletin. Warszawa, 1971, № 14.

54 Сенегальский исследователь П. Диань предлагает именовать такие ре­
гионы «политическими пространствами» (espaces politiques); ср.: Diagne P.
Pouyoir politique traditionnel en Afrique Occidental. Essai sur les institutions
politiques precoloniales. P., 1967.

55 Secoy F. R. Changing Military Patterns on the Great Plains. Seattle,.
1953 (American Ethnological Society Monographs, № XXI); Sahlins M. D. Tri­
besmen, c. 41—42.

56 Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан..., с. 199.

57 Бурлацкий Ф. М. Ленин. Государство. Политика, с. 108.

58 См., например: Verba S. Comparative Political Culture, с. 518, 519,
примеч. 5.

59 Генинг В. Г. Этнический процесс в первобытности. Опыт исследования
закономерностей зарождения и раннего развития этноса. Свердловск, 1970,.

с. 40—41; Бромлей JO. В. Этнос и этнография, с. 125—126; он же. Очерки теории этноса, с. 116—117.

60 Bohannan L. Political Aspects of Tiv Social Organisation.—Tribes Wit­
hout Rulers. Studies in African Segmentary Systems. Ed. Middleton J., Tait D. L.
1958, c. 65.

61 См., например: Кабо В. Р. [рец. на кн.: Fried M. H. The Notion of Tribe.
Menlo Park, 1976].—HAA. 1979, № 2, c. 229—234; Бромлей Ю. В. Очерки
теории этноса, с. 244—273; Fried M. H. The Notion of Tribe,

62 Schaedel R. P. Early State of the Incas.— The Early State, c. 290; Ear-
le T. K. Economic and Social Organisation of a Complex Chiefdom: the Halelea
District, Kaua'i, Hawaii. Ann Arbor, 1978; Kirch P. V. The Evolution of the Po­
lynesian Chiefdoms. Cambridge etc., 1984.

63 Арутюнов С. А., Чебоксаров H. H. Передача информации..., с. 25.

64 Бартольд В. В. Халиф и султан.— Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6Г
с. 15—72; он же. Теократическая идея и светская власть в мусульманском
государстве.— Там же, с. 303—319; Ислам в истории народов Востока (сб. ста­
тей). М, 1981; Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984; Gardet L.
La Cite musulmane. P., 1952; Rosenthal E. Political Thought in Medieval Islam.
Cambridge, 1962; Lambton A. State and Government in Medieval Islam. Oxf.,
1982.

65 Использование этого термина не означает «автоматической» солидар­
ности со взглядами создавшего его Дж. Фёрниволла (см., например: Furni-
vall J. S. Netherlands India: A Study of Plural Economy. Cambridge, 1939).

66 Smith M. G. Pluralism in Precolonial African Societies, c. 94.

67 Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу.— Полное
собрание сочинений. Т. 24, с. 120—121.

68 Корсунский А. И. Готская Испания. М., 1969.

69 Maquet J. J. The Premise of Inequality in Ruanda. A Study of Political
Relations in a Central African Kingdom. L. etc., 1961, c. 104—159; Heusch L., de.
Le Rwanda et la civilisation interlacustre. Etudes d'anthropologie historique et
culturelle. Bruxelles, 1966, c. 403—459.

70 Salzman Ph. S. The Proto-State in Iranian Baluchistan,— Origins of the
State. The Anthropology of Political Evolution, c. 127—128, 138—139.

71 См., например: Иетрушевский И. П. Земледелие и аграрные отношения
в Иране в XIII—XIV вв. М.—Л., 1960.

72 Ahmed A. G. M. Tribal and Sedentary Elites: A Bridge between Two
Communities.— The Desert and the Sown. Nomads in the Wider Society. Ed. Nel­
son C. Berkeley, 1973, c. 75—96.

73 Paden J. N. Religion and Political Culture in Kano, c. 387—397.

74 Об этом см.: Waardenburg J. D. J. Official and Popular Religion as a
Problem in Islamic Studies.— Official and Popular Religion. Analysis of a The­
me for Religious Studies. Ed. Vrijhof P. H. and Waardenburg J. The Hague etc.,
1979, c. 340—386.

75 Ср.: Coulon Ch. Les musulmans et le pouvouir en Afrique noire. Reli­
gion et contre-culture. P., 1983, c. 50—51.

76 Nicolas G. Dynamique sociale et apprehension du monde au sein d'une
societe hausa. P., 1975, c. 18 (Travaux et memoires de 1'Institut d'Ethnologie,
t. LXXVIII^.

77 Там же, Ъ 523—545.

78 Paques V. Le Roi pecheur et le Roi chasseur. Strasbourg, 1977, c. 60—62.

Глава 3

1 Кейзеров H. M. Власть и авторитет: Критика буржуазных теорий. М... 1973, с. 16.

, , 2 Описание социально-психологического механизма этого явления см.: ^Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979, с. 153—>155.

3 См., например: Godelier М. La Part ideelle du reel. Essai sur 1'ideolo-gique.—L'Homme. 1978, t. XVIII, № 3—4, c. 176.

4 См.: Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии.— Исследования по общей этнографии. М., 1979, с. 210—240.

23»

5 Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 199—200.

6 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Маркс К. и Энгельс Ф.
Сочинения. 2-е изд. Т. 3, с. 16; Энгельс Ф. Анти-Дюринг.—Маркс К. и Эн­
гельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20, с. 97.

7 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология, с. 46.

8 См., например, материалы сборника: Heusch L., de et al. Le Pouvoir et le
sacre Bruxelles, 1962, а также: The Study of the State. Ed. Claessen H. J. M.,
Skalnik P. The Hague etc., 1981.

9 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft (Grundriss der Sozialokonomik,
III). Tubingen, 1922, c. 140—148; он же. Soziologie. Weltgeschichtliche Ana-
lysen. Politik. Stuttgart, 1956, c. 159—166.

10 См., например: Claessen H. J. M., Skalnik P. Ubi sumus? The Study of
the State Conference in Retrospect.—The Study of the State, c. 475—480, 484.

11 Balandier G. Anthropologie politique. P., 1978, c. 121—122.

12 Ср.: Schapera I. Government and Politics in Tribal Societies. L., 1956;
Sahlins M. D. Social Stratification in Polynesia. Seattle, 1958; Hocart A. M.
Kings and Councillors. An Essay in the Comparative Anatomy of Human So­
ciety. Cairo, 1936, c. 131—136, 152.

13 Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1982.

14 Claessen H. J. M. Specific Features of the African Early State.— The Stu­
dy of the State, c. 66, 80.

15 Там же, с. 65; Muller J.-C. «Divine Kingship» in Chiefdoms and States.
A Single Ideological Model.—The Study of the State, c. 239—241.

16 Claessen H. J. M. Specific Features..., c. 73.

17 Морган Л. Г. Лита Ходеносауни, или ирокезов. М., 1983, с. 44—46.

18 Seaton S. L. The Early State in Hawaii.—The Early State. Ed. Claes­
sen H. J. M., Skalnik P. The Hague etc., 1978, c. 270—280.

'9 Weber M. Soziologie..., c. 160.

20 Hecht E. D. Der Herrscher und seine Ratgeber im afrikanischen sakralen
Konigtum. Tervuren, 1969, c. 207—218; Eggan F. Social Organisation of the
Western Pueblos. Chicago, 1950, c. 106—108.

21 Кейзеров H. M. Власть и авторитет, с. 108—109; Куббель Л. Е. Поте-
старная и политическая этнография.— Исследования по общей этнографии.
М., 1979, с. 262—263.

22 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Маркс К. и Энгельс Ф.
Сочинения. 2-е изд. Т. 3, с. 46.

23 Beattie J. Checks on the Abuse of Political Power in Some African States:
A Preliminary Framework for Analysis.— Comparative Political Systems. Studies
in the Politics of Pre-Industrial Societies. Ed. Cohen R., Middleton J. Garden
City, 1967, c. 361—363.

24 См., например: Leenhardt M. Notes d'Ethnologie Neo-Caledonienne. P.,
1930; Guiart J. Structure de la chefferie en Melanesie du Sud. P., 1963; Sah­
lins M. D. Moala: Culture and Nature on A Fijian Island. Ann Arbor, 1962.

25 Balandier G. Anthropologie politique, c. 119—127.

26 Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. Описание политических институтов и спо­
собов жизнеобеспечения одного из пилотских народов. М., 1985, с. 142,
165, 166.

27 Southall A. Alur Society. A Study in Processes and Types of Domination.
Cambridge, 1953, c. 238.

28 Там же, с. 30, 31, 86, 92, 195, 239, 363—364.

29 Skinner E. P. An Analysis of the Political Organisation of the Mossi Peo­
ple,—Transactions of the N. Y., Academy of Sciences. N. Y., 1957, ser. II,
vol. XIX, № 8, c. 740—750; он оке. The Mossi of the Upper Volta. The Political
Development of a Sudanese People. Stanford, 1964, c. 13—19, 32, 36—40, 127—
128; Delobsom D. A. L'Empire de Morho-Naba (Coutumes du Mossi). P., 1932;
Zahan D. The Mossi Kingdoms.— West African Kingdoms in the Nineteenth Cen­
tury. Ed. Forde D., Kaberry P. Oxf., 1967, c. 152—178.

30 Drucker-Brown S. The Structure of the Mamprusi Kingdom and the Cult
of Naam,—The Study of the State, c. 117—131.

31 Там же; Claessen H. J. M., Skalnik P. Ubi sumus? c. 477.

32 Mair L. Primitive Government. Harmondsworth, 1962.

:234

33 Bohannan P., Bohannan L. The Tiv of Central Nigeria. L., 1953 (Ethno-
jrgraphic Survey of Africa. West Africa, pt VIII); Bohannan L. Political Aspects
Г of Tiv Social Organisation,—Tribes Without Rulers. Ed. Middleton J., Tait D. L.

L., 1958, c. 33—36.

34 Понятия этного и эмного уровней описания культуры были предложе-
вы лингвистом К. Пайком в 1954 г. по аналогии с фонетическим (phonetic) и
фонематическим (phonemic) уровнями описания лингвистического. См.: Pi­
ke К. L. Etic and Emic Standpoints for the Description of Behavior.— Communi­
cation and Culture. Ed. Smith A. N. Y., 1966, c. 152—161 (перепечатка пер­
вой главы книги, увидевшей свет двенадцатью годами раньше: Pike К. L. Lan­
guage in Relation to Unified Theory of Human Behavior. Glendale, 1954); он же.

. Towards a Theory of the Structure of Human Behavior.— Language in Culture and Society. Ed. Hymes D. N. Y., 1964, c. 54—61.

35 См., например: Geertz С. From the Native's Point of View: On the Nature
of Anthropological Understanding.— Meaning in Anthropology. Ed. Basso К- Н.,
Selby H. A. Albuquerque, 1976; Harris M. History and Significance of the Emic—
Etic Distinction.—Annual Review of Anthropology. Vol. V, 1976, c. 329—350;
Feleppa R. Ernies, Etics, and Social Objectivity.—CA. 1986, vol. 27, № 3 (June),
c. 343—355. ^

36 Beattie J. Rituals of Nyoro Kingship.—Africa. L., 1959, vol. XXIX,
№ 2, c. 141—144; он же. Bunyoro. An African Kingdom. N. Y., 1960, c. 26—29;
он же. On the Nyoro Concept of Mahano.— African Studies. 1960, vol. 19, № 2;
он же. The Nyoro State. Oxf., 1971, c. 95—122.

37 Balandier G. Anthropologie politique, c. 121.

38 Ср.: Durkheim E., Mauss M. De quelques formes de classification.— Annee
Sociologique. 1901—1902, t. VI.

39 См.: Block M. Les Rois-thaumaturges. P., 1924.

*° Ср.: Arens W. The Demise of Kings and the Meaning of Kingship: Royal Funerary Ceremony in the Contemporary Southern Sudan and Renaissance France.—Anthropos. 1984, t. 79, № 4/6, c. 361—364.

41 См. по этому поводу обзорную статью: Мипп N. Symbolism in a Ritual
Context: Aspects of Symbolic Action.— Handbook of Social and Cultural Anthro­
pology. Ed. Honigmann J. J. Chicago, 1973, c. 579—612. Ср.: Leach E. Culture
and Communication. The Logic by which Symbols Are Connected. Cambridge etc.,
1979, c. 33—45.

42 Ср., например, коронационный инцест у шиллуков: Howell P. P. The
Election and Installation of Reth Kur Wad Fafiti of the Shilluk.—Sudan Notes
and Records. Khartaum, 1953, vol. 34, c. 197.

43 В данном случае я придерживаюсь понимания классообразования как
эпохи, непосредственно предшествовавшей разложению первобытнообщинного
строя и формированию государства. См.: Исследования по общей этнографии.
М., 1979, с. 125—126.

В этом смысле несомненный интерес представляет анализ психологи­
ческих аспектов восприятия власти и отношения к ней. См.: Вятр Е. Социо­
логия политических отношений. М., 1979, с. 272—294.

4Р| Сам по себе управленческий труд, подчеркивал К. Маркс, остается тру­дом производительным. См.: Маркс К. Капитал. Т. III.— Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 25. Ч. I. с. 422.

46 Fried M. H. The Evolution of Political Society. An Essay in Political
Anthropology. N. .Y., 1967; Service E. R. Origins of the State and Civilisation.
The Process of Cultural Evolution. N. Y., 1975; Origins of the State. The Anthro­
pology of Political Evolution. Ed. Cohen R., Service E. R. Philadelphia, 1978;
The Early State. Ed. Claessen H. J. M., Skalnik P. Мне не кажется плодотвор­
ной попытка Л. С. Васильева ввести в русский обиход транскрипцию англий­
ского chiefdom. См.: Васильев Л. С. Протогосударство-чифдом как политиче­
ская структура.— НАА. 1980, № 1; он же. Проблемы генезиса китайского го­
сударства. М., 1983.

47 См.: Куббель Л. Е. Формирование отношений зависимости и эксплуа­
тации в доколониальной Африке.— НАА. 1986, № 3, с. 72—81; История перво­
бытного общества. Эпоха классообразования (в печати).

48 Firth R. We, the Tikopia: A Sociological Study of Kinship in Primitive

Polynesia. L., 1957, с. 345—361; Sahlins M. D. Social Stratification in Polynesia, c. 139—180.

49 Gluckman M. The Kingdom of Zulu,—African Political Systems. Ed. For­
tes M., Evans-Pritchard E. E. L., 1940, c. 25—55; он же. Order and Rebellion
in Tribal Africa. L., 1963; Kuper H. An African Aristocracy: Rank among the
Swazi. L., 1947.

Наши рекомендации