Традиционная потестарная и политическая культура и современность 8 страница

6 Само понятие «колониальная ситуация» было предложено в литературе
О. Маннони в 1950 г. (Mannoni О. Psychologic de la colonisation. P., 1950)'.
Он, однако, сводил такую ситуацию к столкновению двух типов личности,
т. е. сугубо социально-психологической стороне дела, за что и подвергся рез­
кой критике со стороны Ж. Баландье; см. его рецензию: Cahiers Internatio-
naux de Sociologie. P., 1950, vol. 9, c. 183—186.

7 См.: Balandier G. Aspects de revolution sociale chez les Fang du Ga­
bon.— Cahiers International^ de Sociologie. P., 1950, vol. 9, c. 76—106; он же.
Sociologie actuelle de 1'Afrique Noire. P., 1955. Анализ вопроса о колониаль­
ной ситуации и соответствующей ей форме общества в общетеоретическом
плане см.: Balandier G. La Situation coloniale: approche theorique.— Cahiers In-
ternationaux de Sociologie. P., 1951, vol. 11.

8 Исследования последних лет как у нас в стране, так и за рубежом
все более раскрывают условность самих этих понятий. См.: Зотова Ю. Н.
Проблема косвенного управления в англоязычной западноафриканской исто­
риографии.— СЭ. 1973, № 6, с. 126—134; она же. Традиционные политические
институты Нигерии. Первая половина XX в. М., 1979, с. 129—133; АдеойеС. О.
Традиционные вожди в колониальном обществе йоруба, 1914—1939 гг. («Кос­
венное управление» в стране йоруба в межвоенный период). Автореф. канд.
дне. М., 1974. Ikime О. Reconsidering Indirect Rule: The Nigerian Example.—
Journal of the Historical Society of Nigeria. 1968, vol. IV, № 3; Afigbo A. E.
The Warrant Chiefs. Indirect Rule in South-Eastern Nogeria, 1891—1929. Lon­
don—Bristol, 1972; он же. The Establishment of Colonial Rule, 1900—1918.—
History of West Africa. Ed. A. J. F. Adjayi, Crowder M. Vol. II. L., 1974,
c. 463—465.

9 Термины, предложенные Л. И. Рейснером, см.: Эволюция восточных об­
ществ, с. 107—149.

10 Balandier G. Anthropologie politique. P., 1978, с. 188.

11 Там же, с. 189.

12 Там же, с. 194.

13 Bailey F. G. Stratagems and Spoils. A Social Anthropology of Politics.
Oxf., 1970, c. 195.

14 Арутюнов С. А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономи­
ческая обусловленность.— Этнографические исследования развития культуры.
М., 1985, с. 33—34.

15 Bailey P. G. Stratagems and Spoils..., c. 211—216.

16 Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм
существования этносоциальных и биологических групп человечества.— Расы
и народы. Ежегодник. 2. М., 1972, с. 18—20; Куббель Л. Е. Традиция в инфор­
мационной сети культуры: функционирование и трансформация.— СЭ 1985,
№ 6, с.- 17—28.

17 Sahlins M. D. Moala. Culture and Nature on A Fijian Island. Ann Arbor,
1962, c. 380—384.

18 См.: Френкель М. Ю. Общественная мысль Британской Западной Афри­
ки во второй половине XIX в. М., 1977, с. 29—84; Кочакова Н. Б. Историки-
африканцы в английских колониях Западной Африки в XIX в. Националь­
ные историографии Нигерии и Ганы.— Историческая наука в странах Аф­
рики. М., 1979, с. 87—99.

19 См., например: Яблочков Л. Д. Проблемы деколонизации африканского
общества.—Социальные сдвиги в независимых странах Африки. М. 1977,
с. 25—26.

20 Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное созна­
ние..., с. 233—234. Мне представляется, что в принципе вопрос можно поста-

вить и шире: «двойная» апелляция к традиции — в охранительных и модерни-заторских целях — достаточно типична и для тех государственных структур в развивающихся странах, которые Н. А. Симония определяет как парламент­ский авторитаризм и как необонапартистские режимы, или «контролируемую демократию» (см.: Эволюция восточных обществ, с. 296—390). Да и режимы, относимые исследователем к абсолютистско-бонапартистским [там же, с. 391 — 395], вовсе не чураются такой практики в своей идеологически-пропагандист­ской деятельности. И кстати сказать, в значительной мере именно по та­кой модели строятся и все теории «исламского социализма».

21 Bailey F. G. Stratagems and Spoils..., с. 156—166.

22 Там же, с. 146 («Перед какой фигурой мы ни оказываемся — рядовым
членом кхондского племени, вождем-ория, бюрократом, кандидатом на вы-
•борах в местные советы или в законодательные собрания штата, она пред­
ставляется не просто двуликим Янусом, но также и многоголовой Гидрой»).

23 Ср.: Kuper H. The Swazi: A South African Kingdom. N. Y., 1963, с. 57:
«В племенном обществе человек есть точка схождения разных индивидуаль­
ностей — как сиблинг, как член линиджа, как член возрастной группы».

24 О понятиях этного и эмного уровней описания культуры см. выше, гл. 3,
примеч. 34.

25 Куббель Л. Е. Традиционная политическая культура и колониальное
общество.— НАА. 1981, № 6, с. 31, 35—36; он же. Традиционная потестар-
ная и политическая культура в колониальном и современном развитии афри­
канских государств.— Этнографические исследования развития культуры,
с. 123—139.

26 См. об этом: Куббель Л. Е. Этнические общности и потестарно-поли-
тические структуры доклассового и раннеклассового общества.— Этнос в до­
классовом и раннеклассовом обществе. М., 1982, с. 127—129.

27 Анализ таких явлений см., например: Балезин А. С. Африканские пра­
вители и вожди в Уганде (эволюция традиционных властей в условиях ко­
лониализма, 1862—1962). М., 1986, с. 101—115; он же. Традиционные вла­
сти и колониальные вожди в Восточной Африке (К вопросу о терминологии
и типологии).—СЭ. 1987, № 3, с. 35—43.

28 Куббель Л. Е. Традиционная политическая культура и колониальное
общество, с. 34—35. -

- 29 Ср.: Смирнов С. Р. Английская политика «косвенного управления» в Юго-Восточной Нигерии.—СЭ. 1950, № 3, с. 137—153.

30 Godelier M. La production des Grands Hommes. Pouvoir et domination
.masculine chez les Baruya de Nouvelle-Guinee. P., 1982, c. 30, 310; Salisbu­
ry R. Despotism and Australian Administration in the New Guinea Highlands.—
AA. 1964, vol. 66, pt 2 (4), Special Publication, c. 225—239.

31 Bailey G. F. Stratagems and Spoils, c. 154.

32 Обзор этих исследований см.: Комар Ю. И. Социально-политические
установки и мотивация поведения африканского городского населения.— Аф­
риканский город (критический очерк зарубежных концепций). М., 1979,
с. 179—220.

33 Balandier G. Anthropologie politique, c. 113—119.

34 Ср., например: Parkin D. The Rhetoric of Responsibility: Bureaucratic
Communication in a Kenya Farming Area.—' Political Language and Oratory
in Traditional Society. Ed. Bloch M. L. etc., 1975, c. 113—119.

35 Ogot B. A. Introduction.— War and Societies in Africa. Ten Studies.
Ed. Ogot B. A. L., 1972, c. 1; Uzoigwe G. N. Pre-Colonial Military Studies in
Africa.—Journal of Modern African Studies. 1975, vol. 13, № 3, c. 469.

36 См., например: Pye L. W. Armies in the -Process of Political Moderni­
zation.— The Role of the Military in Underdeveloped Countries. Ed. Johnson J. J.
Princeton, 1962, c. 80—89; Lefever E. W. Spear and Sceptre: Army, Police and
Parliament in Tropical Africa. Wash., 1970. Надо к тому же заметить, что
исследования последних лет, с одной стороны, обнаружили методологическую
некорректность жесткой дихотомии «традиция — модернизация», что признают
сейчас в большинстве своем и западные исследователи-немарксисты (см., на­
пример: Осипова О. А. Проблема традиции в странах Востока в американ­
ской социологии М., 1985, с. 108 и ел.), а с другой — доказали несостоятель-

ность попыток свести всю сложность социально-политических процессом и и<'> вободившихся странах к политической модернизации; см.: Чиркин В. Е. 1>ур-жуазная политология и действительность развивающихся стран. Критика кон­цепций «политической модернизации». М., 1980, с. 9—30,170—171; Энтин Л.М.» Энтин М. Л. Политология развития и освободившиеся страны. Критика не­марксистских концепций. М., 1986, с. 10—23.

37 Mazrui A. A. Soldiers as Traditionalizers. Military Rule and the Re-
Africanization of Africa.— The Warrior Tradition in Modern Africa. Ed. Maz­
rui A. A. Leiden, 1977, c. 236—258.

38 См.: Чистов К. В. Традиционные и «вторичные» формы культуры.—
Расы и народы. Ежегодник. 5. М., 1975; Куббель Л. Е. Культурная традиция
в информационной сети культуры: функционирование и трансформация.— СЭ.
1985, № 5, с. 25—26.

39 Ср.: Vansina J. Knowledge and Perception of the African Past.— African
Historiographies. What History for Which Africa? Ed. Jewsiewicki В., New-
bury D. Beverly Hills etc., 1986, c. 33—35; Chretien J.-P. Confronting the Une­
qual Exchange of the Oral and the Written.— African Historiographies. What
History for Which Africa? — c. 80—87.

40 Там же, с. 255, 258.

Coulon Ch. Les musulmans et le pouvoir en Afrique Noire. Religion et
centre-culture. P., 1983, c. 151—164.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВДИ — Вестник древней истории. М.

ВИ — Вопросы истории. М.

ВФ — Вопросы философии. М.

НАЛ —Народы Азии и Африки. М.

ПИ ДО —Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. 1, М., 1968.

СГП — Советское государство и право. М.

СЭ — Советская этнография. М.

ТИЭ —Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН

СССР. М.—Л.

АА —American Anthropologist. Chicago.

BIFAN —Bulletin de 1'Institut Fondamental d'Afrique Noire. Dakar.

-BSOAS —Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University'

of London, L.

CA — Current Anthropology. Chicago.

CEA —Cahiers d'Etudes Africaines. P.; La Haye.

EAZ — Ethnographisch-Archaeologische Zeitschrift. Lpz.

ESA — Ethnographic Survey of Africa. L.

JAAS — Journal of Asian and African Studies. Toronto.

JAH — Journal of African History. Cambridge.

JAS — Journal of the African Society. L.

JRAI —Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and

Ireland. L.

JSA — Journal de la Societe des Africanistes. P.

SWJA — Southwestern Journal of Anthropology. Albuquerque.

Наши рекомендации