Катастрофы богоубийства не было
Письмо читателя В. Польского в редакцию газеты «Советская Россия»
В газете «Советская Россия» от 13 октября 1994 г. опубликовано интервью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Творцы катаклизмов». Уже в самом названии заложен злобный и сугубо антисемитский смысл. Согласиться с приведенными доводами иерарха церкви противоестественно.
Главный вопрос, на котором акцентирует внимание владыка Иоанн: распятие якобы по требованию евреев Иисуса Христа и, как следствие, «духовная катастрофа Богоубийства». Была ли такая катастрофа и виновны ли во всем евреи?
Для ответа на этот вопрос возвратимся сначала к Ветхому Завету. Как в нем повествуется, в период выхода евреев из Египта их предводитель Моисей на горе Синай получил непосредственно от Бога 10 заповедей, высеченных на двух каменных скрижалях.
Моисеевы законы не исключили и не могли исключить разделение еврейского общества на классы: малое число очень богатых и огромное большинство очень бедных. Образовалась даже особая каста «левитов», богатых священников, имевших право толкования Закона, но эти «толкования» всегда шли в сторону обоснования богатства успевших нажиться («талантливых»: талант – крупная денежная единица того времени) и бедности бедных. Многие еврейские проповедники до Иисуса (Исайя, Михей, Иоанн Креститель и др.) клеймили безудержную роскошь и предельную нищету того общества. Поэтому проповеди Христа, по существу, явились их продолжением.
Вчитайся, читатель, в проповеди Христа – не являются ли они идеями первобытного коммунизма? «Было же у всех уверовавших (в учение Христа) одно сердце и одна душа. И никто ничего из имущества не назвал своим собственным, но все у них было общим..., и все распределялось между всеми, каждому по нужде его» («Деяния святых апостолов»). «И следовало за Ним множество народа из Галилеи, Десятиградья, Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана...» («Евангелие от Матфея»). Как могли богатые первосвященники и зажиточные иудеи простить такие проповеди: «Да, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божье» («Евангелие от Луки»). Это и вызвало к Нему ненависть иудейской плутократии.
«Тогда первосвященники и старейшины собрались во дворе первосвященника по имени Каиафа и сговорились захватить Иисуса обманом и убить. Но сказали: «Не во время праздника, чтобы не началась смута среди народа». Так написано в Евангелии. Они боялись народной смуты из-за расправы над любимцем народа.
А спустя 2000 лет служитель Христа, не боясь греха, обвиняет весь еврейский народ в предании Христа и Христианства.
Абсурдность таких обвинений можно понять и из последующих событий. Если бы еврейский народ отверг учение Христа, то митрополит Санкт-Петербургский, как, впрочем, и все другие, ничего бы не знали об этом учении, т.к. для торжества и всемирного распространения его нужен был великий подвиг апостолов по развитию и распространению христианства. Ведь само учение Христа до нас дошло лишь в посланиях апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна и других. А все 12 апостолов были евреями.
Обратите внимание, кому направляли свои евангелия апостолы – в подавляющем большинстве – еврейским общинам, которые после разгрома Иудеи римскими легионами в I веке н.э. были разбросаны по всему Ближнему Востоку и Южной Европы. Посмотрите географию миссионерских путешествий Павла: они захватывают почти все северное и восточное Средиземноморье.
Да, были секты, которые, фанатично понимая Закон Моисея, враждебно относились к новому учению. Нужно отметить, что во многих посланиях (от Матфея, от Марка, от Луки) описывается, как Иисус, резко разоблачая религиозный фанатизм фарисеев и частично саддукеев, подчеркивал самоотверженную поддержку учения многочисленными иудейскими сектами ессеев, исповедывавших по существу древний коммунизм.
Все это происходило на фоне жесточайших преследований первых христиан не только в Иудее, но особенно в Риме, его провинциях и прежде всего при современнике Иисуса римском императоре Нероне. Только вера иудейских общин в учение и величайшая самоотверженность евреев-апостолов, особенно Петра и Павла, позволили христианству выстоять.
Три века жестоких преследований не только не сломили христианство, наоборот, оно все шире распространялось среди других народов, чтобы в IV веке, начиная с римского императора Константина I, стать признанным.
И никакой катастрофы Богоубийства не было. Была государственная катастрофа Иудеи. Но она никак не связана с распятием Христа. Об этом тоже написано много статей и книг. Но сошлемся лишь на одну – современника и участника этих событий Иосифа Флавия. Выдающийся еврейский историк, сугубо верующий человек, живший в I веке н.э. в Израиле, Иудее, Риме, в своей книге «Иудейская война» (издана в переводе в Минске в 1991 г.) подробно описал героику этого времени (ни разу, кстати, не упоминая имени Иисуса Христа). Причина падения Иудеи – в колониализме мощной римской армии. Книга включалась Православной церковью в Новозаветный свод сочинений.
Все это, мы думаем, известно митрополиту, и он умышленно передергивает факты.
Но оставим Библию.
Владыка Иоанн приводит, как достоверные, статистические данные из книги А. Дикого о степени участия евреев в революционном движении и мирном строительстве. Оказывается, не российский народ, а евреи, составлявшие всего 1,1 процента жителей, определяли, куда и как ему идти, какое общество строить! Вот где, оказывается, заговор сионистов! Российский народ – как козу на веревочке – вела и ведет кучка авантюристов. Ведет не туда, куда надо.
«Давайте выверим это» («откровения» Дикого), – призывает церковный муж. Научно будем проверять.
Все годы социалистического строительства советский народ, отражая нападения врагов, строил великую, могучую Державу. Да, он ошибался, оступался, порой заблуждался, но строил ДнепроГЭСы и Магнитки, атомные и гидростанции, ракеты и ядерные бомбы для защиты. Работал, не считаясь со временем. И не было нужды выяснять национальную принадлежность творцов ее Величия. Человек познается по труду, а не по записи в паспорте.
Сейчас у наших демократов пока успешно удается лишь разрушение. Что же выдать «на-гора»? И начинаются «научные» изучения: кем был дедушка у Ленина, почему у Ельцина после «ц» пишется «ы» и Борис ли он или Борух и так далее. Вот к такому «титаническому труду», не стесняясь, призывает «святой отец». А может быть, и начать это «отмывание от нечистот» с самого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского? Ведь Иоанн – чисто еврейское имя, в переводе – «Бог милует». Давайте проверим у него нос и другие элементы тела на арийскую чистоту. Опыт такой проверки в прошлом уже имеется.
И последний вопрос к «прозревшему» иерарху: нарушая заповеди Христовы, подробно изложенные в Библии, вызывая среди верующих ненависть к одному из народов, чувствует ли он «укоры собственной совести» (по его выражению)? Где границы ханжества и злобы? И если этот церковник уверяет читателей о многочисленной его поддержке, то это говорит лишь о расслоении в нашем обществе, которому он содействует «в меру своих скромных сил».
НЕРАСКАЯННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Ответ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна
на письмо В. Польского
В последние годы тема «русско-еврейских отношений» прочно закрепилась на страницах печати. Одни рассматривают ее как проявление «зоологического русского антисемитизма», другие – в тесной связи с «мировым жидо-масонским заговором». И этому не надо удивляться. Разброс мнений и ожесточенность полемики ясно свидетельствуют о болезненности и важности темы, о ее безусловной злободневности. А это значит, что обсуждение затронутых проблем необходимо продолжить, по возможности отсекая эмоциональные крайности и постепенно выводя дискуссию из трясины взаимных обвинений в русло серьезных исторических, богословских и культурологических исследований.
Исходя именно из таких побуждений, я согласился ответить на письмо г-на Польского, любезно переданное мне редакцией «Советской России».
Однако, прежде чем приступить к рассмотрению поднятых в нем вопросов по существу, необходимо исправить некоторые фактические неточности и ошибки, допущенные автором.
Итак:
Во-первых, «каста левитов – богатых священников» существует исключительно в воображении г-на Польского. Левиты – это не каста, а потомки Левия, сына Иакова, одного из ветхозаветных патриархов. Из рода левитов происходили Моисей и Аарон, чьи сородичи получили особые права на священство. Не вдаваясь в подробности ветхозаветного богослужения, отметим, тем не менее, что на подавляющем большинстве левитов лежали низшие обязанности культа, и попытка зачислить их всех чохом в «богатые священники», чтобы подтвердить наличие «классовых антагонизмов» в древнем Израиле, не имеет ничего общего с исторической истиной.
Во-вторых, попытка представить проповеди Христа «идеями первобытного коммунизма» заставляет думать, что автор отказывает читателям даже в самом поверхностном знании как Христовых проповедей, так и коммунистических идей. И уж тем более предполагает их полное неведение относительно того, что коммунисты в 20–30-х годах нашего столетия тысячами расстреливали, вешали и топили православных священников как раз за их верность Христову учению. Если же потом, спустя несколько десятилетий, вожди большевизма обнаружили, что христианские основы русского самосознания все еще живы, и попытались приспособить их для собственных нужд, оскопив и втиснув в «Моральный кодекс строителя коммунизма», то это говорит лишь о том, что все усилия богоборцев «искоренить религию» оказались напрасными, и они вынуждены были пойти на компромисс с ненавистной «поповщиной».
В-третьих, «еврейские общины были разбросаны по всему Ближнему Востоку» вовсе не «после разгрома Иудеи римскими легионами в I веке н.э.», как это утверждает г-н Польский. Сие событие произошло семью столетиями раньше, после того, как в 606 году до Рождества Христова Иудейское Царство было разгромлено вавилонским царем Навуходоносором. Начало же процессу положил еще на сто лет раньше ассирийский владыка Салмансар, завоевавший в 722 г. до Рождества Христова Царство Израильское. О точных датах этих событий среди историков до сих пор нет общего согласия, но то, что еврейская диаспора возникла задолго до прихода римских легионеров в Палестину, не подлежит никакому сомнению.
В-четвертых, утверждение, будто бы «Иисус... подчеркивал самоотверженную поддержку учения многочисленными иудейскими сектами ессеев», рождает подозрение, что автору ни разу в жизни не довелось прочесть Новый Завет. Иначе бы он знал, что ничего даже отдаленно напоминающего эту фразу Иисус Христос никогда не произносил. О сектах ессеев более или менее подробно мир узнал совсем недавно, когда после второй мировой войны на берегу Мертвого моря археологи обнаружили так называемые «Кумранские рукописи». Многочисленными ессейские общины никогда не были, от какого бы то ни было участия в общественной жизни уклонялись, к христианству никакого отношения не имели и, судя по всему, прекратили существование во время Иудейской войны.
Кроме того, Христос никогда не разоблачал «религиозный фанатизм саддукеев», ибо саддукеи (последователи Садока, ученика известного мудреца Антигона Сахоского) были людьми светскими, не верили в загробную жизнь и, подобно эпикурейцам, считали, что человек должен заботиться лишь о своем земном благополучии.
В-пятых, труды «выдающегося еврейского историка» Иосифа Флавия, вопреки мнению г-на Польского, долгое время служили одним из наиболее веских доказательств исторической достоверности евангельских текстов, ибо именно Флавий упоминает об Иисусе Христе ясно и недвусмысленно. Другое дело, что сравнительно недавно некоторые исследователи попытались объявить это место сочинений историка «позднейшей вставкой», но привести убедительных аргументов в подтверждение своей гипотезы так и не смогли... Утверждение же о том, что книга Флавия «включалась Православной Церковью в Новозаветный свод сочинений» столь вопиюще нелепо, что даже не требует специального опровержения.
В-шестых, «современником Иисуса» был не «римский император Нерон», правивший через двадцать лет после распятия Христа (54-68 гг. по Р.Х.), а один из его предшественников – Тиберий, занимавший престол с 14 по 37 г.
И, наконец, не могу не выразить своего удивления тем, что, цитируя Священное Писание, г-н Польский пользуется каким-то странным, «самодельным» переводом, отвергая общепризнанный, т.н. «синодальный» текст – бесспорно лучший и самый точный из имеющихся на русском языке.
Теперь по существу.
Когда израильские старейшины собрались в доме первосвященника Каиафы, дабы на совете решить, как им избавиться от Иисуса, они, действительно, вырабатывали план действий с учетом того, «чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф. 26:5). Казалось бы, к этому были все основания, ибо несколькими днями раньше, когда Христос в сопровождении учеников въезжал в Иерусалим, «множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф. 21:8-10).
Однако опасения старейшин оказались совершенно напрасными. Быстро уловив настроение «верхов», толпа тут же присоединилась к гонителям Иисуса, настойчиво – даже вопреки желанию римского прокуратора – требуя смерти для невинного Праведника. Эта быстрая смена настроений народа: вчера – услужливое «Осанна!», а сегодня – кровожадное «Распни Его, распни!», – как нельзя лучше свидетельствует о том, сколь поверхностно воспринимали иудеи проповедь Спасителя, как легко отреклись они от Того, Кто пришел с призывом к милосердию, покаянию и любви.
«Такое учение не понравилось иудеям, – писал в своих проповедях епископ Игнатий Брянчанинов, один из столпов русской духовности XIX столетия. – Они, будучи всецело заняты своим земным преуспеянием, ради этого преуспеяния отвергли Мессию... Отвергши Мессию, совершивши Богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. В течение двух тысячелетий упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение».
Памятники письменности первых веков христианской эры, дошедшие до нас, едва ли не единогласно свидетельствуют о том, что ненависть к Христу повсеместно заставляла иудеев идти на отчаянные попытки искоренить, уничтожить Его учение. Ради этих целей они не брезговали никакой клеветой, откровенно провоцируя римские власти на организацию антихристианских гонений.
Мученик Иустин Философ, проповедовавший в Риме во втором веке по Р.Х., писал: «Иудеи послали во всю землю людей, через посредство которых везде оповестили, что возникла новая секта, которая проповедует атеизм и разрушает законы... Все клеветы, которые распускают относительно христиан, идут от этих, распространенных иудеями». Квинт Септимий Флоренс (II-III вв. по Р.Х.), больше известный историкам под именем Тертуллиана, – знаменитейший богослов, юрист по образованию, свидетельствует: «Иудеи – первые виновники дурных представлений, какие имеют о нашей религии язычники». Не менее определенно высказывается и Ориген – глубокий философ, современник Тертуллиана: «Как только явилось христианство, иудеи стали распространять о его последователях ложные слухи, чтобы сделать его ненавистным всему миру»...
Наиболее подробным исследованием этого вопроса является работа, опубликованная в 1913 году на страницах журнала «Вера и Разум» под названием «Из истории иудейско-римских гонений на христиан». Помимо того, десятки авторов так или иначе касались его в своих трудах. Фактического материала для констатации факта активнейшего иудейского участия в антихристианских гонениях – более чем достаточно. Поэтому утверждение о том, будто бы «только вера иудейских общин позволила христианству выстоять» просто кощунственно, не говоря уже о том, что оно исторически безграмотно и совершенно бездоказательно...
Катастрофа Богоубийства резко оборвала духовную преемственность жизни еврейского народа. Это особенно очевидно при сравнении благочестивых призывов ветхозаветных пророков с человеконенавистническими пассажами нынешних израильских идеологов.
«Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! – взывал некогда к своим ожесточившимся сородичам святой пророк Исайя. – Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло... Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:4-5, 16-17).
Даже духоносный царь Давид, легендарный основатель еврейской государственности, находясь на вершине своего величия, смиренно сознавал несовершенство падшей человеческой природы, каясь, когда ему случалось впасть в грех: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои... и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною...» (Пс. 50:3-5).
После нераскаянного преступления Богоубийства благодать Божия, поддерживавшая и вдохновлявшая ветхозаветное благочестие, отступила от жестоковыйного народа, запятнавшего себя невинной кровью Спасителя. Израиль был предоставлен собственным страстям: алчности, властолюбию и гордыне, определившим его новый духовный облик. За примерами далеко ходить не надо – современная еврейская пресса просто переполнена ими.
Вот что, например, писал русскоязычный израильский журнал «Алеф» в статье «Феномен еврейской души», опубликованной в 1992 году: «Отличие еврейского народа от остальных сформировалось на двух этапах. Первый этап – эпоха наших праотцев, которые поднялись над ограничениями естественного характера и заложили фундамент реальности нового типа – еврейского народа...» На втором этапе «праотцы заслужили не только для себя, но и для своих потомков особую духовную субстанцию – Божественную душу. Таким образом, еврейский народ выделился в особую категорию, отличную от остальных народов. Это отличие является качественным, принципиальным... Еврей – не просто человек. Еврей – создание, в которое Всевышний внедрил дух святости... Еврей стоит вне мироздания... Эта особенность еврейского народа передается по наследству каждому еврею... Определение «человек» в его высшем смысле относится лишь к обладателям Божественной души».
Вот так – ни больше, ни меньше. Мы с вами, оказывается, и не люди вовсе. Судите сами, сколь разительно отличается тщеславный дух нынешнего иудаизма от покаянной благодати Ветхого Завета. Таковы страшные последствия Богоубийства, и отрицать их очевидность может лишь слепой!..
Впрочем, все это не имело бы для России сколь-либо существенного значения, если бы катаклизмы XX столетия, стоившие русскому народу неисчислимых страданий и жертв, не заставили исследователей внимательно присмотреться к перипетиям русско-еврейских отношений. На этом пути немалую роль сыграли так называемые «списки Дикого», достоверность которых столь ожесточенно оспаривает г-н Польский.
Напомню вкратце, о чем идет речь.
В последние годы в России ходило по рукам большое количество различных списков, в которых анализировался национальный состав советской правящей элиты. Среди них наибольшее, пожалуй, распространение получили списки, опубликованные в 1967 году в Нью-Йорке Андреем Диким в его монографии «Евреи в России и СССР». Из них следует, что в годы революции и гражданской войны евреи составляли 83 процента руководящих работников на ключевых партийно-государственных постах, а русские – всего пять процентов (пропустив вперед даже латышей, имевших шесть процентов).
Некоторые исследователи, внося коррективы в списки Дикого, увеличивали процент «еврейских начальников» даже до 85 и выше, но дело, конечно, не в этом. Несколько процентов в ту или иную сторону никак не могут отменить того факта, что участие евреев в русской трагедии XX столетия оказалось вопиюще непропорциональным, многократно превышающим их общее количество, составлявшее, по разным оценкам, один-три процента от населения страны.
Эта диспропорция общеизвестна, и сами евреи ее никогда не отрицали. Более того, в русскоязычной еврейской прессе в 20-е годы даже велась довольно активная дискуссия на эту тему, завершившаяся в 1924 году выходом в свет сборника статей «Россия и евреи» (Издательство «Основа», Берлин). Один из авторов этого сборника, известный еврейский общественный деятель И.М. Бикерман высказался в своей статье с предельной откровенностью.
«Русский человек никогда не видал еврея у власти, – писал он. – Были, конечно, и лучшие, и худшие времена, но русские люди жили, работали и распоряжались плодами своих трудов, русский народ рос и богател, имя русское было велико и грозно. Теперь еврей – во всех углах и на всех ступеньках власти... Русский человек видит теперь еврея и судьей и палачом. Он встречает евреев... распоряжающихся, делающих дело советской власти... А власть эта такова, что поднимись она из последних глубин ада, она не могла бы быть ни более злобной, ни более бесстыдной... Русский человек твердит: жиды погубили Россию. В этих трех словах и мучительный стон, и надрывный вопль, и скрежет зубовный...
Еврей на все это отвечает привычным жестом и привычными словами: известное дело – мы всегда во всем виноваты! Так как всегда и во всем мы, конечно, виноваты быть не можем, то еврей делает отсюда весьма лестный и удобный для нас житейский вывод, что мы всегда и во всем правы. Нет, хуже: он просто отказывается подвергнуть собственному суду свое поведение...»
К сказанному, по-моему, нечего добавить. Укажу лишь, что авторство «списков Дикого» принадлежит вовсе не ему. Список этот был опубликован впервые в 1920 году в Нью-Йорке группой «Единство Руси» и составлен, скорее всего, за период с сентября 1918 года (ибо в нем Урицкий, убитый 30 августа, упомянут как мертвый) по март 1919 г. (поскольку Свердлов, скончавшийся 16 марта, упомянут как живой). Собственно Дикому принадлежат лишь списки, анализирующие национальный состав правящей элиты СССР в период 1936-1939 годов и дающие почти такую же картину (например, ЦК ВКП(б): евреи – 72 процента, Совет народных комиссаров – 85 процентов, комиссариаты иностранных дел и внешней торговли – 80 процентов). В последние годы ряд средств массовой информации публиковал списки, в которых делалась попытка оценить нынешнее положение дел в этой области. Они не менее впечатляющи, хотя, конечно, проверить их достоверность сегодня довольно сложно...
А надо ли это делать вообще, спросит читатель? Вот и г-н Польский усматривает в таких попытках едва ли не фашизм: ему уже мерещатся процедуры измерения черепов на предмет «расовой чистоты», которым он предлагает подвергнуть и меня, грешного...
Думаю, что такие опасения совершенно напрасны. Но для того, чтобы гарантированно избежать разрушительных крайностей – равно космополитических и националистических – необходимо прежде всего внести ясность в такие важные понятия, как «народ», «нация», «национальная политика» и им подобные.
Надо сказать, что с точки зрения христианина любая попытка упразднить национальную самобытность народа (будь то под лозунгом «общечеловеческих ценностей» или как-либо иначе) является одной из форм богоборчества. Дело в том, что разделение единого некогда человечества на различные расы и племена произошло по прямому велению Божию (См. Быт. 11: 1-8). Более того, Православная Церковь учит, что каждый народ, как соборная личность, имеет и своего особого Ангела-хранителя. Тайна национальности коренится в мистических глубинах народной жизни, являясь одной из важнейших первооснов человеческого бытия, залогом того духовного единения, без которого немыслимо само существование народа, общества, государства.
Именно поэтому наука до сих пор не смогла предложить ни одного сколь-либо приемлемого материалистического определения нации. Все ныне существующие – от марксистского до фашистского – не только теоретически ущербны, но и, как показала история, практически несостоятельны. А между тем сегодня для возрождения России жизненно необходимо восстановить гармонию межнациональных отношений.
Для этого, в свою очередь, потребна осмысленная, всесторонне продуманная, комплексная концепция национальной политики. У нас же, похоже, ее до сих пор нет. Министерство национальностей с многочисленным штатом – есть. Министр, стоящий во главе этого солидного ведомства, – есть. Даже вице-премьер, курирующий эту деликатную область, – тоже есть. А национальной политики нет. И так будет продолжаться до тех пор, пока в Кремле считают, что «национальная политика» исчерпывается умением чиновников «умиротворять» за счет русских интересов национальные окраины с их непомерными амбициями и «выбивать» из регионов признания в политической лояльности Центру.
Но действенная, длительная и прочная национальная стабильность станет возможной в России лишь тогда, когда государственная власть поймет, наконец, что ей необходимо бдительно следить, чтобы различные народы были более или менее пропорционально представлены на всех ступенях социальной иерархии, во всех структурах и органах управления, в средствах массовой информации и области народного просвещения. И пока имеющиеся сегодня диспропорции, фактически узаконивающие дискриминацию русского народа на собственной земле, в собственном государстве, не будут устранены – тщетны все надежды на преодоление нынешней смуты и возрождение Великой России!
Господи! Хорошо нам здесь быть!
Интервью газете "Турэкспресс"
- В конце минувшего года Господь удостоил Вас побывать в Святой Земле. Какова была цель Вашей поездки?
алестина - это самое святое место на земле для православного человека. Душа каждого, кто исповедует Господа нашего Иисуса Христа, стремится хотя бы раз в жизни поклониться, прикоснуться к местам, где родился Сын Божий, где Он проповедовал, творил чудеса, исцелял больных, воскрешал мертвых, где был безвинно предан людьми на позорную казнь и где воскрес.
Библейские страницы раскрываются на Святой Земле пред очами паломников "во плоти и крови". Здесь века хранят могилы ветхозаветных пророков и праведников: царя Давида и Иосифа, Исаака и Реббеки; здесь тысячелетия цветут сады и стоят конюшни царя Соломона; сохранилось место, где пророк Илия за шесть столетий до Рождества Христова посрамил жрецов Ваала, и пещера у подножья горы Кармель, где он скрывался и молился... Можно омочить руки в оскудевших водах бассейна Силоам, куда некогда сходил Ангел Господень, и, конечно же, увидеть все, связанное с земной жизнью Спасителя...
Что может быть драгоценнее для души православного христианина, чем прикоснуться к сим святыням? Ради этого веками люди отправлялись в Палестину - чтобы засвидетельствовать свою неизреченную любовь к Тому, Кто обетовал нам жизнь вечную, Кто распял за наши грехи Свою плоть, Кто будет судить нас на Страшном Своем Суде...
Но не следует думать, что паломничество в Святую Землю - это сплошной праздник. Паломничество - всегда труд, труд душевный, нелегкий, ибо святость места беспощадно обнажает человеческие немощи и греховность нашего падшего естества.
Кроме того, большого труда стоит побороть в себе печаль, вызываемую суетой и "мерзостью запустения", которые царят ныне над святынями Палестины. Самый скорбный путь в Иерусалиме - путь, которым прошел Христос из Гефсиманского сада до Голгофы, - проходит посреди ярких, шумных торговых лавок восточного базара, среди пестроты которого трудно удержать внимание на помыслах о страшном преступлении богоубийства, сопереживать ему, плакать и молиться... Даже на Голгофе, прежде чем поклониться тому священному месту, где был установлен Крест, на котором распяли Христа, вы будете вынуждены терпеливо ждать, пока многочисленные западные туристы сфотографируют себя на фоне святыни... Да и в самом Храме Воскресения Господня нет привычных для нас ежедневных служб и молитв, нет должного благоговения и тишины - здесь всегда полно туристов, а православная литургия начинается уже за полночь, по воскресным дням и большим праздникам, когда храм наконец опустеет от посторонних...
Поэтому каждому паломнику, собравшемуся в Святую Землю, я бы напомнил слова Священного Писания: "Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи..." (Сир. 2:1-2).
- Какие святыни Вы видели во время поездки? С кем встречались на Святой Земле?
- Стараниями Императорского Православного Палестинского Общества, организовавшего паломничество для нашей группы, программа поездки была очень насыщенна. Мы объездили почти всю Палестину, включая ее западные районы, в которых еще не прекратилось арабо-израильское противостояние.
Начался наш путь с Крестного пути Спасителя и окончился литургией в Храме Воскресения Господня. Слава Богу!
Человеческий разум немеет перед свидетельствами, оставленными нам временем. И две тысячи лет спустя, следуя стопами Христа, мы можем проследить во всех подробностях, где допрашивали Господа неправедные судьи, спуститься в страшную каменную темницу, где Его содержали до казни прикованным цепями к стенам, увидеть высеченные в камне росписи "царской игры", которой развлекались римские стражники, охранявшие Христа; мы видим место, где Он упал под тяжестью Креста, где Его встретила Матерь Божия, где Его Крест взвалил на себя Симон Киринейский, и место, где, увидев плачущих женщин, Он сказал: "Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23:28).
С этого скорбного пути и началось наше паломничество. А затем были гора Фавор, где преобразился Христос, гора Искушений, где Его прельщал диавол благами мира сего, и гора Соблазнов, где царь Соломон содержал капища для своих языческих жен... Мы окунались в Иордан, где крестился Христос, и пробовали необычайно вкусное вино в храме в Кане Галилейской, где Иисус Христос совершил Свое первое чудо на свадьбе, претворив воду в вино, видели благословенное Галилейское море, где Господь обрел Своих учеников, и море Мертвое, проклятое Богом, поглотившее Содом и Гоморру...
Впечатлений было столь много, что перед ними немел голос рассудка, и только сердце трепетало от восторга... И везде, где бы мы ни были, мы начинали встречу со святыней с молебна или пения тропарей тем святым, в честь которых установлены храмы и монастыри. В общем, как и положено паломникам.
Встреч было не так много. Прежде всего - с Патриархом Иерусалимским и с представителями русской православной миссии, ну и, конечно, со служителями православных храмов и монастырей, в которых довелось побывать. Нашими гидами были две монахини Горнинского Иерусалимского монастыря... К слову сказать, русского в Палестине осталось очень мало. А когда-то все было совсем по-другому. Русский человек чувствовал себя на Святой Земле как у себя на родине. Здесь была русская земля, русские храмы, русские монастыри. Перед самой революцией Россия заложила еще одну обитель - на самой вершине горы Искушений. Фундамент этот, до сих пор недостроенный, так и остался еще одним свидетельством богоненавистничества большевистских властителей России... И что у нас осталось в Палестине? Русская православная миссия да Горнинский монастырь. Остальное распродано, разорено, брошено на произвол судьбы. Горько, стыдно!
- Те, кто побывал у Гроба Господня, свидетельствуют, что их души преображаются рядом со святыней, люди начинают смотреть на мир другими глазами. Так ли это?
- Нельзя так однозначно утверждать, что каждый возвращается из Палестины "другим человеком". Каждому дается по его вере. Если человек едет удовлетворить свое любопытство - он его удовлетворит, и не более того. Хотя, несомненно, благодать Господня настолько обильно оросила эту землю, что самое окаменелое сердце может растопить. И в нашей группе были люди, которые до этой поездки ни разу не накладывали на себя крестное знамение, а тут вместе со всеми молились и благодарили Бога...
- Как Вы считаете: где целесообразно побывать паломникам или православным туристам, оказавшись на Святой Земле?
- "Целесообразно" - это слово из другого мира. На Святой Земле нет целесообразности. Там все - благоговение. И к какой бы святыне ни прикоснулся человек - его сердце всегда найдет благодатный отклик.
- Говорят, что в Пасхальную ночь у Гроба Господня вспыхивает благодатный огонь. Насколько это соответствует действительности?
- Благодатный огонь - одно из неопровержимых свидетельств истинности православной веры. Дело в том, что этот огонь нисходит во время пасхального богослужения только православного архиерея. Более того, когда однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, недопущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились - благодатный огонь вдруг вырвался из одной из мраморных колонн храма, оросив православный люд. Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия, и наша группа также поклонилась сей святыне.
Благодатный огонь нисходит на Гроб Господень каждый год именно в день Светлого Христова Воскресения. Но монахини Горнинского монастыря утверждают, что он может нисходить и в иное время. Так, однажды на их памяти этот огонь сиял над молящимися в продолжение всей недели Торжества Православия. Причем, на одних он сходил в большей степени, на других - в меньшей, и всегда вызывал несказанную радость...
- Есть ли на Святой Земле такие православные монастыри, где паломники могли бы заночевать, оказать монашествующим посильную помощь?
- Я уже говорил, что русских православных монастырей в Палестине почти не осталось. Есть греческие, армянские, коптские, сирийские, абиссинские. Много католических...
Думаю, что насельницы Горнинского русского православного монастыря будут рады посильной помощи, но, разумеется, об этом нужно обязательно заранее списаться и получить благословение от игумении.
- Существует ли при Санкт-Петербургской епархии центр по организации паломнических поездок в Святую Землю? Если нет, то что препятствует его созданию?
- Такого центра у нас нет, да и не думаю, чтобы подобные организации были нужны при епархиях. На местах слишком много своих неразрешенных проблем и забот, а паломничеством должны, как это и было до революции 1917 года, заниматься специальные организации типа Императорского Православного Палестинского Общества, которое, как я уже говорил, организовало для нас эту поездку, или Фонд Паломничества. Впрочем, таких центров, берущих на себя организацию поездок в Святую Землю, сейчас много, особенно в Москве - лишь бы люди готовы были заплатить. Но вся беда в том, что у настоящих паломников, у людей верующих больших денег, как правило, нет. И тут нам может помочь только благотворительная помощь - возможно, даже на правительственном уровне.
Христос есть Истина
Беседа главного редактора газеты "Информ-600 секунд" с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном
ИГОРЬ ИЛЬИН: Ваше Высокопреосвященство! Мне довелось увидеть Вас и говорить с Вами, если помните в тот день, когда я с бригадой "Секунд" снимал Вашу встречу с дочерью нашего легендарного маршала Жукова. И у меня тогда уже был готов вопрос к Вам, но сейчас, в связи с пятидесятилетием нашей великой Победы он, наверное, становится более актуален. Как Вы воспринимаете духовное состояние нашего народа в год этой великой даты, в год памяти и нашего величайшего торжества и нашей величайшей скорби. Ведь