Тема 9. Государство и правовая политика в 1905–1917 гг.
В нач. XX в. в России произошли существенные изменения в экономике. Развитие капитализма в России происходило в условиях сохранения помещичьего землевладения и пережитков крепостничества. Сохранялись явные пережитки прошлого в сельском хозяйстве. В 1905-1914 гг. изменений в правовом положении господствующего класса в России–дворянства–не произошло. В политике повышалась роль буржуазии. В результате революции 1905-1907 гг. Россия сделала ещё один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную.
Николай II (1894–1917 гг.)–последний российский император из династии Романовых, сын Александр III и императрицы Марии Фёдоровны.
Во внутренней политике постоянно присутствовало 2 начала:
1. Либерально-консервативное (Министерство финансов);
2. Консервативно-охранительное (Министерство внутренних дел).
В начале царствования поддержал реформаторские начинания С. Ю. Витте (в частности его денежную реформу). В ходе русско-японской войны (1904–1905 гг.) Россия потерпела поражение. Не желая пойти на относительные уступки земскому движению осенью 1904 г., Николай II в условиях начавшейся революции 1905–1907 гг. был вынужден согласиться на гораздо большее.
17 октября 1905 г.–подписание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором император «даровал» народу буржуазно-демократические свободы (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний) и законодательную думу.
Он стал официальным основанием для возникновения и активизации деятельности следующих политических партий:
1. РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии);
2. Эсеры (социалисты-революционеры);
3. Кадеты (конституционно-демократическая партия или партия народной свободы);
4. Октябристы («Союз 17 октября»);
5. Союз русского народа.
23 апреля 1906 г.–утверждение Николаем II «Основных государственных законов», которые считаются первой русской конституцией.
Этим самым был сделан первый шаг превращения Российской империи по форме правления в конституционную монархию. После революции 1905–1907 гг. исполнительная власть принадлежала императору, а законодательную власть он делил с преобразованным в законодательный орган Государственным советом и новым государственным органом–Государственной Думой. Последняя была общероссийским представительным органом и формировалась исключительно на основе выборов, которые были неравными, непрямыми и невсеобщими. В период до 1917 г. работали 4 Государственные Думы:
1. 27 апреля–8 июля 1906 г. (председатель–кадет С. А. Муромцев; всего–478 депутатов);
2. 20 февраля–2 июня 1907 г. (председатель–кадет Ф. А. Головин; всего–518 депутатов);
3. 1 ноября 1907 г.–9 июня 1912 г. (председатель–октябрист Н. А. Хомяков; всего–442 депутата);
4. 15 ноября 1912 г.–6 октября 1917 г. (председатель–правый октябрист М. В. Родзянко; всего–442 депутата).
Столыпинская аграрная реформа.
Это была буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения, связанная с поворотом в аграрной политике правительства Российской империи (главная задача–укрепление социальной базы существующего строя). Она стала важным событием в экономической и социальной жизни страны.
9 ноября 1906 г.–издание Манифеста «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения», в котором было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину и их отмене с 1 января 1907 г.
Цели:
1. Ликвидация крестьянского малоземелья при сохранении помещичьего землевладения;
2. Интенсификация хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю;
3. Увеличение товарности крестьянского хозяйства.
Мероприятия:
1. Ломка общинного землевладения и разрешение частной собственности крестьян на выкупленную ими общинную землю на основе хуторов и отрубов (закон 9 ноября 1906 г.);
2. Помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки ими казённых и дворянских земель в целях создания возможно большего числа хуторов и отрубов (как принцип и принудительного землеустройства);
3. Переселение крестьян из густонаселённого центра на окраины страны (Сибирь);
4. Осуществление всеобщего начального обучения грамоте в обязательной для всех 4-х–летней начальной школе.
5. Усиление роста промышленности, подкреплённого развитием внутреннего рынка.
Результаты:
1. Усиление расслоения деревни и рост внутреннего рынка;
2. Более широкое использование наёмного труда;
3. Рост производства сельскохозяйственной продукции.
Столыпиным была проведена также реформа местного самоуправления и суда:
1. Уравнение в правах крестьян с другими сословиями;
2. Неприкосновенность личности;
3. Право перехода в другое вероисповедание.
Николай II поддержал реформы П. А. Столыпина как неизбежную плату за выход из революционного кризиса, а по мере его преодоления стал препятствовать министру-реформатору. Политика П. А. Столыпина носила двойственный характер, т. е. борьба с революционным движением и последовательное противостояние либеральной оппозиции. Но в отличие от большинства чиновников он считал, что для стабилизации положения в России недостаточно только карательных мер. Нужно было разрешить назревшие проблемы, сохранив сильную царскую власть и помещичье землевладение.
С 1910 г. в России наметилось нарастание нового социально-политического кризиса. Всё это свидетельствовало о постепенном разложении третьеиюньской политической системы.
В 1914–1918 гг. Россия участвовала в Первой мировой войне в союзе с Антантой. Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии,–на победу в войне и мобилизацию капитала. Война вызвала необходимость внесения некоторых изменений в законодательство Российской империи. Произошли изменения в системе судебных органов. Некоторые изменения претерпело и социальное законодательство. Были внесены изменения и в уголовное законодательство. Ещё в 1906 г. был принят закон «Об усилении уголовной ответственности военнослужащих за государственные преступления». В 1914 г. были внесены дополнения в Военно-судебный устав и утверждена новая редакция раздела «О суде в военное время» (главная идея–судебная власть принадлежит военно-окружным судам и Главному военному суду). В августе 1915 г. был принят закон об учреждении в качестве чрезвычайных органов Особых совещаний, решавших основные государственные задачи. Они получили право осуществлять надзор за предприятиями. Их создание свидетельствовало о стремлении правящих кругов усилить государственное регулирование экономикой. В свою очередь, оппозиционная буржуазия начинает всё активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и общественные организации.