Правовой статус военных комиссариатов.
Военный комиссариат возглавляет военный комиссар. Военный комиссар назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа после согласования его кандидатуры с Министром обороны Российской Федерации. Военный комиссар непосредственно подчиняется начальнику штаба - первому заместителю командующего войсками военного округа.
Военный комиссар:
1) организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею;
2) несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом;
3) определяет обязанности личного состава военного комиссариата;
4) утверждает положения о структурных подразделениях военного комиссариата и выдает начальникам отделов (муниципальных) доверенности на осуществление служебной деятельности;
5) принимает меры по противодействию коррупции в военном комиссариате;
6) осуществляет в пределах своих полномочий подбор, расстановку и аттестацию личного состава структурных подразделений военного комиссариата;
7) осуществляет контроль за соблюдением работниками военного комиссариата трудовой дисциплины;
8) организует эффективное взаимодействие структурных подразделений военного комиссариата;
9) руководит разработкой плана подготовки и проведения призыва граждан на военную службу и организует его выполнение;
10) организует проведение проверок:
а) состояния служебной деятельности структурных подразделений военного комиссариата;
б) осуществления первичного воинского учета граждан органами местного самоуправления, в том числе целевого использования органами местного самоуправления субвенций, предоставляемых на эти цели;
в) осуществления воинского учета граждан организациями;
г) бронирования граждан, пребывающих в запасе, организациями;
д) ведения учета и мобилизационной готовности транспортных средств организаций;
е) готовности организаций к обеспечению призыва на военную службу (направления для работы на должностях гражданского персонала) граждан и к предоставлению транспортных средств по мобилизации;
Не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
63. Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.
Безопасность- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва от внешних и внутренних угроз.
Президент РФ руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности РФ и структуру этих органов.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов
· законность;
· уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
· гуманизм;
· единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
· конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
К органам федеральной службы безопасности относятся:
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности — ФСБ России;
управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
управления (отделы, отряды) ФСБ по пограничной службе (пограничные органы);
другие управления (отделы) ФСБ, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность - деятельность, посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
борьба с терроризмом – деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
а) необходимость пресечения террористического акта;
б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.;
борьба с преступностью . Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя;
разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
пограничная деятельность - защита и охрана гос.границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения гос.границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима гос.границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории;
обеспечение информационной безопасности- обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации.
64. Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом. Общая характеристика административно-правового режима контртеррористической операции.
65. Общая характеристика регистрационных полномочий МВД России.
3.организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
4.регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
5.регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;
6.учет, регистрацию, прием лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - временное убежище), лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, лиц, получивших временное убежище либо статус беженца; идентификацию иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами; временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, лиц, получивших временное убежище либо статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;
7.учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, лиц, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации;
8.ведение базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы МВД России.
Результатом предоставления государственной услуги является:
1) получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о регистрации по месту жительства (для граждан, не достигших 14-летнего возраста) установленной формы;
2) проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы;
3) снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания;
4) проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
66. Общая характеристика контрольно-надзорных полномочий МВД России.
1. участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в мероприятиях по контролю за оборотом оружия
2. организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за деятельностью народных дружин;
3. осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
4. осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
5. организует и осуществляет контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
6. осуществляет контроль за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
7. организует участие органов внутренних дел в осуществлении контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений
8. реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
9. контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации;
10. обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел, осуществляет их инспектирование и контроль за их деятельностью
11. обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц системы МВД России, соблюдение законности при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности, поддержание служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел; организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительскую работу с личным составом органов внутренних дел, его подготовку по служебно-прикладным видам спорта, а также проведение мероприятий в области физической культуры и спорта;
12. организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
13. обеспечивает федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах системы МВД России;
14.осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор на объектах системы МВД России;
67. Административно-правовой статус полиции. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения.
В соответствии с Федеральным законом "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, нрав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Принципами деятельности полиции являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения), законность, беспристрастность, открытость и публичность (при условии что сохраняется тайна следствия), общественное доверие и поддержка граждан. взаимодействие и сотрудничество (можно привлекать других граждан и должностных лиц) На полицию возлагаются следующие обязанности: · принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; · прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; · оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; · выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; · обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; · принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии; · возбуждать уголовные дела, производить дознание но уголовным делам; · исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц; · осуществлять оперативно-розыскную деятельность ; · пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; · осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; · оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи · содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; · принимать меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан; · участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму; · осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; · выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; · осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; · выдавать при наличии оснований лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; · охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации ; · осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: · требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; · проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, · проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы па совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ; · вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях; · по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел · патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка; · требовать от граждан (групп граждан) покинуть место происшествия; · составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; · производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия; · проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения: ЗАДЕРЖАНИЕ (3 часа до выяснения личности, 48 ч до вынесения судебного решения) Основания: -подозрение в совершении преступления -при попытке проникновения на охраняемый объект - лиц, предпринявших попытку самоубийства -лиц, совершивших побег из-под стражи -лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста -лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера -лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения Порядок задержания 1. составление протокола 2. разъяснение прав и свобод 3. предоставление права на телефонный звонок 4. проникновение в жилое помещение (не требуется судебное решение в случае: - подозрение в совершении преступления -установления обстоятельств в качестве несчастного случая -для пресечения преступления -спасения жизни и здоровья граждан в условиях ЧС) Обязанности при проникновении в жилище: 1. Использовать безопасные способы и средства проникновения 2. Оповещать, находящихся в помещении лиц 3. Не разглашать факты личной жизни 4. В течение 24 ч составить рапорт о проникновении ктр передается руководству и в прокуратуру 5. Протокол Оцепление и блокирование участков местности • при ликвидации последствий аварий, катастроф • при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков • при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, • при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления • при проведении контртеррористической операции Применение оружия и спецсредств Условия: -аттестация сотрудников полиции Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 1. Сотрудник полиции обязан сообщить о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. имеет право не предупреждать, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. 3. Сотрудник действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. 4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину первую помощь. 5. Обязан уведомить близких родственников или близких лиц гражданина. 6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. 7. обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, если ражданину причинено ранение либо наступила его смерть. 8. Обо всем сотрудник полиции обязан сообщить начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт. Применение специальных средств 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; 2) для пресечения преступления или административного правонарушения; 3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; 5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; 6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, 7) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; 8) для остановки транспортного средства 9) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения; 10) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. 2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства: 1) палки специальные; 2) специальные газовые средства 3) средства ограничения подвижности; 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства 5) электрошоковые устройства; 6) светошоковые устройства; 7) служебных животных ; 8) световые и акустические специальные средства 9) средства принудительной остановки транспорта 10) средства сковывания движения; 11) водометы ; 12) бронемашины |
68. Регистрационные полномочия Министерства юстиции Российской Федерации.
· осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях
· осуществляет в установленном им порядке регистрацию бланков строгой отчетности
· организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
· утверждает форму специального штампа о государственной регистрации устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования
· государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
· утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;
· принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий,
· выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации
· координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
· ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций,
· предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях;
· принимает решения по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединения, а также на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом,
69. Контрольно-надзорные полномочия Министерства юстиции Российской Федерации.
Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния
осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами
в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:
координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
утверждает формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения, формы бланков иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния;
закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
контролирует осуществление полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за расходованием субвенций, предусмотренных на реализацию функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния
осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации;
во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минюсту России федеральным службам и контролирует их исполнение;
Контрольные полномочия органов юстиции занимают ключевое место в их деятельности, хотя и носят разноплановый характер. Условно их можно разделить на несколько блоков:
– "общий" контроль;
– контроль в сфере регистрации и деятельности некоммерческих организаций;
– контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами. Так, за три месяца 2013 г. в адвокатские палаты субъектов РФ территориальными органами Минюста России было направлено 33 представления о прекращении статуса адвоката. По результатам рассмотрения адвокатскими палатами указанных представлений, статус 11 адвокатов прекращен;
– контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
– контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
– контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной
этики и установленных требований к качеству юридической помощи.
Экспертная функция. На Минюст России и его учреждения возложено осуществление ряда полномочий, связанных с экспертной деятельностью. Данная функция реализуется посредством:
– проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
– проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ при проведении их правовой экспертизы; осуществляет аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы;
– упорядочения государственной религиоведческой экспертизы;
– осуществления организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Регистрационные полномочия органов юстиции носят разноплановый характер, но, вместе с тем, имеют очень важное значение в сфере правоохранительной деятельности. Так, государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ведение государственного реестра нормативных правовых актов, исключают использование в правоприменительной практике незаконных нормативных правовых актов Также эта функция реализуется путем регистрации некоммерческих организаций, государственной регистрации уставов муниципальных образований, государственной регистрации актов гражданского состояния.
Органы юстиции ведут реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, политических партий и религиозных организаций, национально-культурных автономий, реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов субъектов РФ и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ.
– исполнение