Классификация актов государственного управления.
1. По юридическим свойствам:
- нормативные акты. Нормативные акты государственного управления содержат в себе нормы права. Как правило они рассчитаны на длительное применение. (Например, правила дорожного движения).
- индивидуальные (административные) акты. Они не содержат норм права, разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления и принимаются на основе нормативных актов. (Например, составление административного протокола на правонарушителя).
2. По сроку действия:
- бессрочные. Это акты с неопределенным сроком действия. Такие акты будут действовать до тех пор, пока их не отменят. (Например, те же правила дорожного движения).
- срочные. В этих актах указан срок их действия. По истечении этого срока акт становится не действительным. (Например, дорожный знак “Остановка запрещена” с такое-то по такое-то время).
- временные. Временные акты, как правило, действуют в течении неопределенного, но непродолжительного срока. (Например, введение чрезвычайного положения на время стихийного бедствия).
3. По территории действия:
- акты, действующие на территории всей России.
- акты, действующие в масштабе административно- территориальной единицы (области, края, города, района и т. д. ).
4. По компетенции:
- акты гос. управления общей компетенции (постановление Правительства РФ).
- акты отраслевой компетенции (разрешают дела в определенной отрасли управления - приказы МВД РФ).
- акты межотраслевой компетенции (разрешают дела сразу в нескольких отраслях - решение Министерства финансов).
5. По видам:
- постановления, решения, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.
6. По способу выражения:
- словесные (письменные, устные).
- конклюдентные (жесты, сигналы, движения).
Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение:
1) выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления;
2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;
3) устанавливают правовой статус субъектов административного права;
4) выступают в качестве юридических фактов;
5) служат основанием для издания других актов управления;
6) служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела (могут выступать и в качестве юридических документов);
7) являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;
8) могут быть условием действенности других актов.
20. Понятие и содержание административно-правового режима. Особые административно-правовые режимы
Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.
Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для ϶ᴛᴏй цели органами.
Признаки административно-правовых режимов:
· устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
· регламентируются, в основном, нормами административного права;
· закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
· вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
· широко применяются административные методы воздействия;
· вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
· нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно- правовые режимы назначаются:
· для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;
· определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
· установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;
· обеспечения прав, ϲʙᴏбод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
· создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Элементы содержания административно-правовых режимов:
1. целевое назначение;
2. принципы административно-правовых режимов;
3. общественные отношения (объект), регулируемые режимом;
4. административно-правовой статус субъектов режима;
5. средства обеспечения режима.
Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Принципы административно-правовых режимов:
· разделение административных и судебных властей;
· минимализация ограничений прав и ϲʙᴏбод граждан;
· законность;
· ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.
Объект административно-правового режима - совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима.
Виды средств обеспечения:
1. специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;
2. широкое применение прямого государственного принуждения;
3. разрешительный способ реализации прав и ϲʙᴏбод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;
4. систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;
5. организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.