Аков нравственный и социальный смысл образа Цахеса? С каким явлениям реального мира он может быть связан?
ахес - сын бедной крестьянки Лизы, пугающий окружающих своей внешностью, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить. Принимая во внимание то, что Цахес действует в условиях уродливой общественной среды, уродство Циннобера, подчеркиваемое на протяжении всего произведения, можно признать символическим, а образ героя - типическим.
образе Цахеса заключен как социальный, так и нравственный смысл. Его историю можно рассматривать как одну из иллюстрацией взаимодействия добра и зла.
стремлении феи устранить несовершенство, допущенное природой, заключено доброе начало. Пожалев бедную крестьянку, Розабельверде наделяет ее маленького сына-уродца чудесным даром, благодаря которому, все значительное и талантливое приписывается Цахесу. Он делает блестящую карьеру. И все это было связано с тем, что другие, действительно достойные, незаслуженно испытывали обиду, позор и крах в карьере или в любви. Добро, содеянное феей, превращается в неиссякаемый источник зла.
Цахес совсем не активен. Все получается само собой, Циннобер лишь охотно принимает то, что само плывет в руки. Вина же его, по словам феи, в том, что в душе его не пробудился внутренний голос, который бы сказал: «Ты не тот, за кого тебя принимают, но стремись сравняться с теми, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но разлагающий характер незаслуженного восхищения состоит в том, что Цахес легко предался уверенности в своем совершенстве. Упав с лошади, Циннобер отрицает этот факт, утверждая, что он прекрасный наездник, и чем далее, тем более он чувствует себя вправе не считаться с высокими авторитетами: дерзко отвечает на любезности князя, высокомерно общается со своей покровительницей феей.
Своевременное вмешательство доброго волшебника кладет конец химерной карьере Цахеса. Потеряв волшебные волоски, он стал тем, кем был на самом деле - жалким подобием человека. Страх перед толпой, вдруг увидевшей в окне дома министра маленькое чудовище, заставляет Циннобера искать надежного укрытия в ночном горшке, где он и умирает, как констатирует врач, «от боязни умереть». То, что он стал жертвой незаслуженного головокружительного успеха, признает осознавшая свою роковую ошибку фея: «Если бы ты не поднялся из ничтожества и остался маленьким неотесанным болваном, ты б избежал постыдной смерти».
В гротескно-ироническую фигуру Цахеса вложена мысль об устойчивой опасности ложного величия, которая порождает саморазрушение личности через поэтапное перешагивание общечеловеческих норм и правил.
Автор высмеивает не только никчемную и лживую фигуру Цахеса, которая вобрала в себя многое из того, что было враждебно миру поэзии, любви, красоты, справедливости, добра счастья. Похождения Цахеса вовсе не персональные, они обусловлены строением государства и его тайными или явными потребностями. Одна из особенностей гофмановской сатиры Скобелев А. В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана//Художественный мир Э.Т. А. Гофмана.-М.,1982.-С.247-263. состоит в том, что противоречие между видимостью и сущностью заглавного персонажа возникает и реализуется только в обществе, которое и создает эту видимость. Это противоречие носит социальный характер и не заложено в самом образе Цахеса, духовному уродству которого вполне соответствует уродство физическое. Комизм несоответствия возникает только тогда, когда общество, наделяя Циннобера всяческими талантами и всевозможными достоинствами, постепенно раздувает его славу.
Само по себе это общество изначально предрасположено к процветанию Цахеса. Людей ценят не по их истинным качествам, награды раздаются не по труду и не по реальным заслугам. Мать Цахеса со своим мужем работают до седьмого пота, и едва могут утолить голод; девицу Розенгрюшен отказываются помещать в приют ввиду того, что она не может предоставить свою родословную; камердинер князя Пафнутия становится министром потому, что вовремя одалживает своему господину, забывшему кошелек, шесть дукатов и т.д.
Корысть, жажда славы и наживы, преклонение перед властью денег проявляются в поведении людей. Мош Терпин мечтает женить уродца на своей дочери, чтобы подняться по общественной лестнице; министр фон Мондшейн надеется заслужить похвалу князя, дав прочитать некий мемориал его любимчику и т.п. Через сатирический образ Цахеса Гофман обнажает искажение понятия о ценности личности. Критерии ценности фантастически смещаются: в обществе главенствует корыстно-материальные интересы, репутация определяется табелем о рангах.
Сатирической осмеянию Гофман подвергает не «пасынка природы» маленького Цахеса, глупого и беспомощного избранника феи, а среду, способствующую процветанию Циннобера, то общество, которое склонно принимать урода - за красавца, бездарность - за талант, тупость - за мудрость, недочеловека - за «украшение отечества». Таким образом предстает очень серьезная социальная проблема: механизация и автоматизация общественного сознания. Идея, легшая в основу сказки о Цахесе, скорее страшна: ничтожество захватывает власть путем присвоения (отчуждения) заслуг, ему не принадлежащих, а ослепленное, оглупленное общество, утратившее все ценностные критерии, принимая ничтожество за важного человека, творит из него кумира.