Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь.
Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Вот почему народ голодает. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны. Вот почему трудно управлять. Народ презирает смерть оттого, что у него слишком сильно стремление к жизни. Вот почему презирают смерть. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь.
75. ! Человек при рождении своем нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок.
Человек при рождении своем нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежны и слабы, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает, и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеет того преимущества, какое имеет нежное и слабое.
Небесное Дао напоминает натягивание лука.
Небесное Дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее, и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное Дао отнимает у богатых, и отдает бедным то, что отнято. Человеческое же Дао - наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято. Кто может отдать другим все лишнее? Это могут сделать только те, которые следуют Дао. Поэтому совершенномудрый делает, и не пользуется тем, что сделано, совершает подвиги и себя не прославляет. Он благороден потому, что у него нет страстей.
77. ! Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое.
Вода - самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять. Поэтому совершенномудрый говорит: "кто принял на себя унижение страны - становится государем, и, кто принял на себя несчастье страны - становится властителем". Правдивые слова похожи на свою противоположность.
78. ! Поэтому совершенномудрый дает клятву, что он не будет никого порицать.
После успокоения большого возмущения непременно останутся его последствия. Как можно назвать это добром? Поэтому совершенномудрый дает клятву, что он не будет никого порицать. Добрые стремятся к соглашениям, а недобрые - к вымогательству. Небесное Дао относится ко всем одинаково. Оно всегда на стороне добрых.
Пусть государство будет маленьким
Пусть государство будет маленьким, а население редким. Если (в государстве) имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко (от своих мест). Если (в государстве) имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начнет плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь - радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой смерти не посещают друг друга.
80. ! Верные слова не изящны.
Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей, и все отдает другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и не вредит. Дао совершенномудрого - это деяние без борьбы.
О слишком сильно стремление к жизни. Вот почему презирают смерть. Тот кто, пренебрегает своей жизнью, тот ценит свою жизнь.
Примечания Ян Хин-Шуна
1. Безымянное и обладающее именем.
2. Согласно Лао Цзы все социальные явления, поступки людей должны быть подчинены естественной необходимости. Поэтому Лао Цзы отвергал конфуцианские понятие "человеколюбие", считая его чуждым сущностной природе человека, а требование о его соблюдении - вмешательством в жизнь общества.
3. В оригинале содержится два иероглифа "чу гоу", которые в одних комментариях (Ван Би и др.) трактуется как "трава" и "собака", а в других как соломенная собака, которая по древнекитайскому обычаю используется на похоронах, а потом выбрасывается. В том и в другом случае не подразумевается ни небо, ни земля, ни совершенномудрый.
4. Пять цветов - желтый, красный, синий, белый и черный. Пять звуков - пять вариаций гаммы в китайской музыке. Пять вкусовых ощущений - сладкий, кислый, горький, соленый. Здесь Лао Цзы предостерегает от стремления к роскоши, призывает к умеренности и скромности.
5. Шесть родственников - отец, мать, старший и младший братья, муж, жена.
6. Честные и преданные государственные деятели.
7. Слишком много законов, с точки зрения Лао Цзы, опасно для государства.
8. Одно означает хаос, состоящий из мельчайших частиц ци, как первоначальной формы существования Дао. Два - это легкий и тяжелые ци, из которых возникли три - небо, земля и человек.
9. Небо у Лао Цзы тождественно Дао, означающим - естественность вещей. Всеобщее понятие Дао имеет у Лао Цзы ярко выраженное онтологическое содержание, это - вечное, неизменное, непознаваемое, бесформенное. Лао Цзы рассматривает его как подлинную основу вещей и явлений.
10. Приготовление этого блюда требует от повара соблюдения спокойствия и осторожности.