В андалузском омейядском государстве

Субх (Заря) происходила из страны басков и имела большое влияние на своего мужа — халифа ал-Хакама II (961—976). Авторы хроник отмечают, что она выделялась своей красотой, умом и предприимчивостью и еще при жизни мужа играла большую роль в выборе лиц, которым доверялось управление государством. Из многих кандидатур на одну из самых значительных при дворе должностей — казначея — она выбрала Ибн Аби Амира, который, по ее мнению, лучше других мог заботиться об интересах Кордовского халифата. Потакая желаниям Субх, 26-летний казначей государства регулярно отправлял ей ценные подарки. Некоторые историки (особенно Р. Дози) определенно пишут о существовании близких отношений между Субх и Ибн Аби Амиром.

Субх родила двух сыновей, когда халиф ал-Хакам был уже очень стар. Старший сын, Аб ар-Рахман, умер ребенком, и наследником остался младший — Хишам. Помня о своем преклонном возрасте, халиф хотел как можно скорее провести присягу малолетнему наследнику, тем более что у монарха были живы братья и до того не было прецедента, чтобы на престоле Кордовского халифата находился малолетний государь. 5 февраля 976 г. халиф ал-Хакам II пригласил эмиров для подписания указа о назначении его сына Хишама наследником престола. Ни один эмир не решился уклониться от подписи под документом. Копии документа были затем разосланы во все африканские владения халифата, где они также были подписаны всеми наместниками провинций. 1 октября 976 г. халиф ал-Хакам II скончался, будучи уверен, что его сын займет отцовский престол. По приказу хаджиба (первого министра) двора ал-Мушафиа и вдовы халифа Субх везир ал-Мансур во главе войск 7 октября доставил 10-летнего халифа в столицу. Новый халиф, Хишам II, был показан народу3. После этого встал вопрос о назначении при нем регента. И вполне естественно, регентшей малолетнего сына стала Субх — с помощью двух царедворцев. Хотя Мехмед Зихни и пишет, что Субх была утверждена в этой должности единогласно, нельзя с полной уверенностью говорить о том, что такое официальное избрание состоялось. Кстати, Р. Дози об этом ничего не пишет, другие же историки отмечают только, что Субх действительно являлась регентшей4.

Вместо ал-Мушафи Субх стала поддерживать Ибн Аби Амира, а после его смерти обязанности хаджиба стал выполнять его сын Абд ал-Малик. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на сложные дворцовые интриги в Кордовском халифате, Субх в течение неко­торого времени оказывала большое влияние на все го­сударственные дела5.

РЕГЕНТ СИТТ АЛ-МУЛУК (САЙЙИДА АЛ-МУЛУК)

В ГОСУДАРСТВЕ ФАТИМИДОВ

Созданное в начале X в. в Северной Африке государ­ство Фатимидов в правление ал-Мунзза (953—975) рас­ширило свои пределы за счет завоеванного в 969 г. Егип­та. Фатимидский полководец Джаухар захватил Каир и вскоре построил там крепость и знаменитую мечеть Ал-Азхар. Основатель государства Фатимидов Махди счи­тался 14-м потомком пророка Мухаммеда, и его наслед­ники почти 200 лет представляли династию шиитских халифов в Египте. Пределы государства Фатимидов про­стирались на западе до Сицилии и Сардинии, а на во­стоке доходили до реки Нахр ал-Аси в Сирии. В состав государства входили также города Халеб, Мекка и Ме­дина.

Шестой фатимидский государь, ал-Хаким (996— 1021), предпринимал весьма жесткие и яростные меры для распространения шиизма в Египте, большинство на­селения которого было суннитами. Затем, подстрекае­мый неким проповедником (даи) из секты батини, ал-Хаким объявил о своей божественности. Он начал из­давать странные указы, запрещавшие женщинам выхо­дить на улицу, шить женскую обувь, пользоваться музыкальными инструментами, пить вино, веселиться, заставлял евреев носить на шее колокольчик, а хри­стиан — двухкилограммовый крест. Все это свидетель­ствовало о том, что ал-Хаким был душевнобольным че­ловеком. И хотя первоначально при нем начало было развиваться градостроительство и повысился уровень благосостояния народа, но постепенно странности его начали вызывать недовольство, встране усилились беспорядки, вызванные указами. Это обстоятельство вынудило сестру ал-Хакима Ситт ал-Мулук, пользовавшуюся авторитетом среди знати и понимавшую, к чему могутпривести притеснения брата, принять неотложные меры. Сначала она заявила брату, что все его действия неоправданны и, если так будет продолжаться, он станет виновником падения династии. В ответ ал-Хаким стал угрожать Ситт ал-Мулук смертью и запретил ей встречаться с наиболее авторитетными деятелями государства6.

Поняв, что брат не образумится, Ситт ал-Мулук обратилась за помощью к командующему войсками Египта эмиру Сайф ад-Дауле Ибн Даввасу и однажды вечером встретилась с ним, чтобы выработать надлежащие меры против ал-Хакима. После того как Ибн Даввас выказал Ситт ал-Мулук верноподданнические чувства, она разъяснила ему опасность, которой оба они подвергаются, ибо претензии аль-Хакима на божественность, его гонения против суннитов и немусульман свидетельствуют о том, что его болезнь прогрессирует. Она добавила, что, если так будет продолжаться, произойдет восстание народа и династия погибнет.

Когда Ибн Даввас спросил о мерах, которые необходимо предпринять, Ситт ал-Мулук заявила, что ал-Хаким должен быть убит, а вместо него на престол следует возвести его сына, командующим же войсками и везиром станет Ибн Даввас.

Выдвигая ради собственной безопасности этот страшный проект, Ситт ал-Мулук обещала Ибн Даввасу земли, деньги, почести и богатые подарки. Затем они подобрали двух верных черных рабов и посадили их в засаду. На следующий день (13 февраля 1021 г.) рабы внезапно набросились на ал-Хакима, убили его и тело доставили в имение Ситт ал-Мулук. Как отмечают историки, тело убитого ал-Хакима было зарыто в ее имении 7.

Освободившись от ал-Хакима, Ситт ал-Мулук заставила сановников принести присягу его сыну Абу-л-Хасану Али, нареченному именем аз-Захира-биллаха. В то время аз-Захир был 16-летним неопытным юношей. Он, естестественно, не мог пресечь беспорядки, возникшие в Египте и Сирии. Поэтому Ситт ал-Мулук стала регентшей при нем и, в свою очередь, назначила Ибн Давваса резиром. Через некоторое время в стране были водво­рены мир и спокойствие8.

Ситт ал-Мулук в течение четырех лет была факти­ческим и единственным главой государства Фатимидов9. Как отмечает источник, в ее регентство жизнь в госу­дарстве была благополучной, казна полна денег и люди спокойно занимались своими делами. «Затем ее постиг­ла неизлечимая болезнь, и она умерла»10. Весьма ве­роятно, что это была холера, эпидемия которой вспых­нула в голодный 415 г.х. (1024 г.), но источник об этом не говорит.

При наследнике аз-Захира ал-Мустансире (1036—1094) некоторое время регентшей была его мать — сул­танская наложница с Занзибара. Правление ал-Мустансира было длительным, но бесславным, и государство Фатимидов стало клониться к упадку. Прежде пышный халифский двор превратился в арену кровопролитных сражений между неграми и тюрками, заполнившими Каир во время регентства. Положение усугубил голод, длившийся семь лет, и лишь с приходом к власти дея­тельного царедворца Бадра ал-Джамали страна на не­которое время обрела спокойствие и мир.

РЕГЕНТ РЕЯ САЙЙИДА-ХАТУН

После падения государства Бувейхидов некоторые представители этого рода стали правителями различных областей. После того как умерли владетель Рея, Хамадана и Исфахана Рукн ад-Даула, его преемник Кабус ибн Вушмагир и зять последнего — Фахр ад-Даула Абу-л-Хасан Али, в 997 г. оставался в живых лишь ма­лолетний сын Абу-л-Хасана Али Маджд ад-Даула Абу Талиб Рустам. Регентом при нем была назначена его мать Саййида-хатун, происходившая из владетельного рода, и, пока мальчик не достиг совершеннолетия, она управляла государственными делами.

Вероятно, Маджд ад-Даула вырос безвольным и сла­бым человеком, потому что и в течение десяти лет пос­ле его возведения на престол Саййида-хатун оставалась единовластной государыней. Еще дважды (в 1007 и 1016 гг.) Маджд ал-Даула вступал на престол, но оба раза проявлял свою непригодность к управлению. Его частые устранения от государственных дел были замечены соседними государями, которые неоднократно пытались захватить земли Рея. Историк этого периода Кей-Кавус ибн Искандер в книге «Кабус-наме» рассказывает, в частности, как Саййида-хатун благодаря своейнаходчивости сумела отразить опасность, которой верглись ее владения.

Газневидский султан Махмуд ибн Сёбюк-Тегин (998—1030) решил воспользоваться тем, что владетель Рея Маджд ад-Даула еще ребенок, и подчинить область Рея себе. Для этого он направил к Саййиде-хатун посла, который потребовал у нее упоминания имени султана Махмуда в пятничной молитве (хутбе) и чеканки его на монетах. Он пригрозил, что если это требовг не будет удовлетворено, то газневидские войска захватят Рей и казнят Саййиду-хатун. Когда посол передал Саййиде-хатун этот ультиматум, она ответила так: «Скажи султану Махмуду, что, пока был жив мой муж Фахр ад-Даула, он постоянно опасался нападения султана на Рей. А когда муж умер, то я перестала беспокоиться об этом. По моему убеждению, султан Махмуд — властелин достаточно умный, он понимает, что ему не подобает воевать с женщиной. Известно, что опасным бывает не только лев, но и львица. Если он все же решится напасть, то всевышний Господь знает, что я не побегу и буду сражаться. И произойдет одно из двух: или победа будет за мной, или же я буду побеждена. Если победа окажется на моей стороне, то я разошлю по всему миру послания о том, что я одолела султана Махмуда, и буду гордиться тем, что победила султана, у ног которого было более ста властителей. И как только он будет разбит мною, по всему миру разнесется слух, что султан Махмуд разгромлен женщиной, его имя исчезнет. И не будет для него большего стыда, как людские пересуды о разгроме султана Махмуда женщиной. Если же победа достанется ему и он одолеет меня, то это не принесет ему ни славы ни гордости и никакие поэты его в своих стихах восхвалять не будут, ибо это победа над женщиной!»

Ознакомившийся с посланием Саййиды-хатун, султан Махмуд ни разу при ее жизни никаких действий против Рея не предпринимал. Когда же ее не стало, то султан Махмуд тут же, в 1029 г., присоединил Рей к своим владениям 11.

Саййида-хатун была регентом 39 лет.

Наши рекомендации