В султанате мальдивских островов

IX, X, XI

СУЛТАН ХАДИДЖА,

СУЛТАН МАРЙАМ,

СУЛТАН ФАТИМА-ДАЙИН

Мальдивская Республика (Мальдивы) — государство, расположенное на одноименных островах в Индийском океане, к юго-западу от острова Шри Ланка, между 0°42' и 7°6' северной широты. Древние путешественники насчитывали в составе архипелага около 2 тыс. островов, из которых заселенными считались только 171, на самом же деле были заселены около 300 островов. Столицей государства был город Мале, расположенный на одноименном острове2. Жители Мальдив заняты рыболовством и сельским хозяйством и являются ортодоксальными мусульманами3. По Цамбауру, первым мальдивским государем, обращенным в 548 г. х. (1153 г.) в ислам, был Мухаммед ал-Адил, однако Ибн Баттута пишет, что первым мусульманским государем Мальдив был Ахмад Шанураха, с именем которого мальдивцы связывают множество легенд4.

Обращение мальдивцев в ислам связано с именем магрибского бербера Абу-л-Бараката, и поэтому оони являются приверженцами абу-л-баракатской ветви маликитского толка ислама5. В средние века острова были разбиты на 13 вилайетов (областей) и каждый вилайет управлялся наместником (вали), исполнявшим одновременно и должность судьи (кадия)6. Кроме главного везира, действовавшего от имени государя, другим авторитетом в султанате был главный кадий, именовавшийся Фандийар Калу, которому принадлежало последнее слово во всех юридических спорах. Судья, по традиции, берущей начало от первого мусульманского владыки Мальдивских островов, Ахмада Шанураза, получал доходы с трех островов.

Девятнадцатым мусульманским владыкой Мальдив была женщина,— Хадиджа (дочь Джалал ад-Дин Умара), которую по-мальдивски звали Рахандика-бадики-ладжа. Она была старшей дочерью султана и наследницей его власти, однако на престол посадили ее брата Шихаб ад-Дина, малолетнего ребенка. Его везиром был Абдаллах ибн Хадрами, но, когда султан достиг совершеннолетия, он назначил везиром своего раба Али Калаки. Везир вскоре сверг своего владыку с престола и приказал казнить за злой нрав. После этого осталось три прямых наследника престола, и все три — женщины. Однако последнее обстоятельство не создало каких-либо затруднений при передаче власти.

Первой по желанию народа на султанский трон Мальдив села в 748 г. х. (1347 г.) сестра Шихаб ад-Дина — Хадиджа. Ее муж Джамал ад-Дин, бывший до этого проповедником (хатибом), передал свою должность сыну, а сам благодаря жене получил пост везира7. Все приказы и распоряжения издавались только от имени государыни-султана Хадиджи, В пятничной молитве имя султана Хадиджи упоминалось следующим образом: «Господи! Одари преуспеянием своего раба, которого ты избрал владыкой над людьми. Ведь этим рабом является султан Хадиджа, дочь султана Джалал ад-Дина и внучка султана Салах ад-Дина, которую ты назначил ради блага всех мусульман»8.

Государыня и ее везир вместе принимали иноземцев в помещении, именуемом Дар. Когда посетитель шел на прием, он должен был иметь при себе самое малое две почетные одежды. Сначала он приветствовал гоеударыню и опускал на пол одну из одежд, а затем приветствовал везира и опускал вторую одежду. Султан Хадиджа имела личную гвардию, рекрутированную из местных жителей и иноземцев. Гвардейцы ежедневно прибывали к воротам Дара и отдавали ей почести. Торговые сделки на островах оплачивались ракушками каури9, но служба гвардейцев оплачивалась рисом.

Султан Хадиджа принимала посетителей обоего пола с открытым лицом. В, середине XIV в. из-за жаркого климмата мальдивские женщины прикрывали только нижнюю половину тела, а верхняя оставалась открытой. Путешественник Ибн Баттута, в течение полутора лет бывший кадием Мальдивских островов, признает, что, как он ни старался, ему так и не удалось заставить здешних женщин закрывать верхнюю часть тела одеждой 10. Лишь незначительное число островитянок (в том числе и султан) надевали блузы-безрукавки11.

Султан Хадиджа правила островами в течение 33 лет и умерла в,781 г. х. (1379 г.). После нее престол заняла сестра Марйам, дочь Джалал ад-Дина Умара, кото­рую по-мальдивски звали Малика Радафати Камбадикиладжа. Ее везиром был ее муж Мухаммед ибн Мухаммед Джамал ад-Дин. Она правила Мальдивами до 785 г.х. (1383 г.). После нее султаном стала ее дочь Малика Фатима-Дайин Камбадикиладжа, дочь Мухаммеда ибн Мухаммеда. Малика вышла замуж, вероятно, через три или четыре года после восшествия на престол, так как ее муж Абдаллах был назначен везиром при ней только в 789 г.х. (1387 г.). Правление Малики Фатимы-Дайин завершилось в 790 г.х. (1388 г.). Таким образом, Мальдивский султанат в течение 42 лет без перерыва находился в руках трех женщин.

Хотя Ибн Баттута называет всех трех женщин сест­рами, по Цамбауру (с. 306), Фатима-Дайин является дочерью Марйам. Нас в этом убеждают длительное правление Марйам и год замужества Фатимы-Дайин. Несмотря на все усилия, не удалось обнаружить в источниках каких-либо дополнительных сведений об этих трех женщинах-султанах.

На островах была еще одна, четвертая правительница, которая владела островом Маликут. Маликут, расположенный к северу от Мальдивских островов, имел в окружности три фарсаха (приблизительно 50 кв. км) и входил во владения Мальдивских султанов. Когда один из них передал Маликут своему брату в качестве наследия, тот вскоре объявил себя независимым. В начале XVII в. этим малым островным султанатом правила женщина-мусульманка. К сожалению, путешественник Франсуа Пирар, беседовавший с этой королевой, не записал ее имени12. Сравнив описание Ибн Баттуты с дневниками Пирари, посетившего Мальдивские острова 200 лет спустя и прожившего там, долгие годы, можно увидеть, как поразительно изменились за эти два столетия обычаи жителей островов 13. В XVII в. обнажение груди считалось самым большим бесстыдством мальдивских мусульманок, которые предпочитали теперь гулять по вечерам, а днем не выходили на улицу без покрывала. Они открывали лица только перед королевами или принцессами, а в присутствии мужчин, будь то даже король, оставались под покрывалом.

Как видно из изложенного, в правление султана Хадиджы, дочери Джала ад-Дина Умара, предписания мусульманского тасаттура (закрытие лица) не были признаны на Мальдивских островах, но по прошествии многих лет мальдивские женщины были вынуждены укрывать свои лица, как это было уже принято в других мусульманских странах.

СУЛТАН ФАТИМА-БИКЕ

В КАСИМОВСКОМ ХАНСТВЕ

XII

СУЛТАН ФАТИМА-БИКЕ

Касимовское ханство, расположенное в 250 км к юго-востоку от Москвы, в бассейне реки Оки, было основано в 1445 г. казанским ханом Улуг Мухаммедом 1. Незадолго до этого, в 1444 г., Улуг Мухаммед осаждал Москву, а в следующем году пленил московского князя Василия. Приняв все условия Улуг Мухаммеда, Василий был освобожден, дав обязательство принять во многие русские города татарских баскаков для сбора налогов, а доходы с некоторых областей были отданы татарским ханам в качестве икта.

Это ханство, контролировавшее угро-финские и тюркские племена, ставило перед собой цель препятствовать попыткам Золотой Орды вмешиваться во внутренние дела Московского княжества и пресекать вторжения в его земли. Со своей стороны, Московское княжество в пределах своих границ было обязано предоставлять Ка­симовскому ханству определенные преимущества. Одна­ко условия этого соглашения в Москве были встречены недоброжелательно, в княжестве произошел ряд восста­ний, в результате которых московский князь Василий был свергнут с престола и ослеплен. Но хан Касим по­мог ему вернуться на престол и неоднократно выступал против восставшего Василия Шемяки; в этих же похо­дах Касим обезвредил и противников Улуг Мухаммеда. Таким образом, Касимовское ханство действовало соот­ветственно целям, поставленным во время его образова­ния.

После смерти Касима престол ханства занял его сын Даниял (1468—1486), который принимал участие в походе на Новгород в 1471—1477 гг. Со смертью Данияла род Улуг Мухаммеда прекратился, и с помощью мос­ковского правительства на престол Касимовского хан­ства был возведен Нур Девлет, сын крымского хана Гази-Гирея (1486—1491). Нур Девлет, поддерживая дружественные отношения с Московским княжеством, разгромил и разграбил города Золотой Орды.

Правивший в 1491—1506 гг. сын Гази-Гирея Сатылган принимал участие в походах против Золотой Орды и Казанского ханства. После Сатылгана престол Каси­мовского ханства занимал сын Нур Девлета Джанай (Янай), который был последним представителем этого рода (1506—1512). В 1512 г. престол ханства занял Шейх Авлияр из рода Астраханских ханов. Авлияр пра­вил до 1516 г. Затем в течение 52 лет престол занимал сын Шейха Авлияра Шах-Али. Его жизнь полна различ­ных приключений. При нем когда-то независимое Каси­мовское ханство было подчинено московским царям2, а сам хан превратился в одного из русских князей. Мо­сковские цари использовали касимовских ханов для проведения политики отражения нападений и ликвидации власти других ханств3.

В 1557—1558 гг. хан Шах-Али был назначен главнокомандующим русскими войсками в войне против Литвы. Он показал себя способным военачальников и был встречен в Москве с почестями.

В. 1567 г., после смерти Шах-Али, на трон Касимовского ханства был посажен его двоюродный брат Сайин-Булат. Он принимал участие в походах против Швеции и Эстонии в 1571 г. В 1573 г. Сайин-Булат, принявший христианство и получивший имя Симеона, был свергнут с ханского престола4.

Царь Иван IV правил деспотически, что принесло ему имя «Грозный». Он разделил управление государством на две части (опричнина и земщина). Первую он взял в свои руки как царь и Московский князь, а во главе второй поставил Симеона Бекбулатовича, который был возведен в ранг «царя и великого князя всея Руси» (в 1575—1577 гг.). В конце своей жизни Сайин-Булат (т.е. Симеон-Булат) принял монашество и скончался под именем монаха Стефана.

После 1600 г. на престол Касимовского ханства был возведен представитель казанских ханов Ураз Мухаммед (правил до 1610 г.). Как казанский царевич, Ураз находился при дворе московского царя с 1588 г, и принимал участие во многих походах русских войск. В 1601 г. во время посещения Москвы он был принят в царском дворе со всеми почестями, отдаваемыми владыкам, и на приемах иностранных дипломатов его представляли как независимого правителя. Однако все протокольные действия царского двора предпринимались с целью показа правительству Османской империи дружественных отношений царя к соседним тюркским владыкам5.

В войнах между царем Василием Шуйским и Лжедмитрием П хан Ураз попал в засаду и был убит 1610 г. После этого касимовский ханский престол сновапеременил своего владельца, и ханом был назначен сибирский хан Арслан (Алп-Арслан), сын Али (правил в 1614—1627 гг.). В правление Арслана власть хана распространялась только на мусульман, и царь, назначая русских наместников в Касимов, уполномочивал их осуществлять надзор за действиями ханов на подвластных им землях.

В 1627 г. на престол ханства вступил сын Арслан-хана Сеййид Бурхан (правил до 1679 г.). Сеййид Бурхан был малолетним, и его опекунами были назначены его мать Фатима Султан и дед по матери Ак-Мухаммед. Через некоторое время терпеливая политика русских оказала свое влияние на Сеййид Бурхана. Ему было предложено жениться на царской дочери с условием, что он примет христианство. Однако его мать Фатима Султан возразила против этого и предложила подождать, пока Сеййид Бурхан не достигнет совершенноле­тия. В 1663 г. царь приказал касимовскому наместнику привезти Сеййид Бурхана в Москву, ко двору. Вероятно, в это время Сеййид Бурхан свел знакомство с видными русскими семьями в Москве.

Через 20 лет Сеййид Бурхан снова посетил царя Алексея в Москве и через некоторое время принял хри­стианство и был наречен Василием. После этого Сеййид Бурхан (Василий) не мог оставаться в Касимове: мо­сковский царь уже не придавал значения Касимовскому ханству; началась постепенная христианизация, а затем русификация касимовских татар. Однако этот процесс был не легким, ибо, когда рязанский архимандрит стал слишком упорствовать в вопросе обращения татар в христианство, в ханстве вспыхнуло восстание, и архиманд­рит был убит (в 1656 г.).

Имя Сеййид Бурхана встречается в некоторых доку­ментах до 1677 г. Видимо, его правление продолжалось до 1679 г., когда на престол Касимовского ханства была возведена уже престарелая мать Сеййида Бурхана Фа­тима Султан-бике. Такой шаг русского правительства явился свидетельством признания за ней всех прав ее сына и уважения со стороны царя.

В правление последнего хана (женщины) Касимов­ское ханство уже не имело прежнего авторитета, и поэ­тому очень часто в исторических сочинениях упоминаний о ханстве нет. Только в работе В. В. Вельяминова-3ернова упоминаются два документа, датированные 1681 г., в которых говорится о сборе Фатимой Султаном нало­гов6. Мы можем считать эти документы одним из сви­детельств ее пребывания на ханском престоле.

Фатима Султан — настоящее имя этой женщины. Когда же она вышла замуж, в честь того, что она ста­ла женой владыки, ее стали именовать Фатима Султан-Бегим. А так как она происходила из рода сеййидов, то русские стали называть ее Сеййидовна, и она стала именоваться царица Султан Сеййидовна7. Сколько лет Фатима Султан-Бегим пребывала на ханском престоле, трудно сказать, но так как после 1681 г. ее имя ни в каких документах не встречается и к этому времени была уже очень старой8, то, вероятно, вскоре умерла. По одному преданию, она похоронена в городе Касимове, в гробнице, носящей ее имя.

То, что русское правительство не препятствовало правлению Фатимы Султан и оказывало ей почести как независимой государыне, можно, вероятно, объяснить принятием ее сыном Сеййидом Бурханом христианства.

После смерти Фатимы Султан-бике некогда сильное Касимовское ханство, просуществовавшее 236 лет, утратило самостоятельность и его земли вошли в состав Русского государства. Касимовские татары сыграли значительную роль в становлении Московской Руси и содействовали складыванию тюрко-монгольских языковых групп в окрестностях Москвы.

Наши рекомендации