Правление Разийи-хатун, ее личность и кончина
Вступив на султанский престол, Разийя возродила традиции и порядки династии Шамсийя, о которых вовсе забыли или которыми пренебрегали во время правления ее брата Рукн ад-Дина, и взяла в свои руки дела правосудия. Особенно великодушной она была по отношению к подданным 19. На монетах, чеканенных в первые годы ее правления, она приказывала выбивать такую титулатуру: «Умдат ан-нисван малике-и заман султан Разийя бинти Шамс ад-Дин Илтутмуш» («Опора женщин, владычица эпохи, султан Разийя, дочь Шамс ад-Дина Илтутмуша»).
Эта выдающаяся женщина, получившая такие титулы, как Разийят ад-Дунйа ва-д-Дин (Любимица мира и религии) и Билкис-и джахан (Билкис вселенной), едва заняв престол, вынуждена была преодолевать на своем пути постоянные серьезные препятствия20, самым значительным из которых было восстание Нури-тюрка, начавшееся под влиянием религиозных фанатиков. Карматы и мулаиды (еретики) Индии, приведенные в движение неким тюрком по имени Нур ад-Дин, из провинции Синд и с берегов рек Джун и Ганг стеклись в Дели. Они тайно поклялись друг другу в верности. Любивший проповедовать собравшимся вокруг людям, Нури-тюрк считался образованным человеком. Он подстрекал народ выступить против шафиитов и ханифитов, считая их вероотступниками. 6 раджаба 634 г. х. (5 марта 1237 г.) хорошо подготовленные и вооруженные сторонники Нур ад-Дина ворвались в соборную мечеть Дели. Тысячный отряд восставших разделился на две части: одна группа двинулась через Северные ворота, со стороны Новой цитадели, другая, пройдя через Рынок ткачей, соединилась с первой, и обе ворвались в медресе «Муиззи» и набросились на мусульман. Часть прихожан погибла от мечей, часть была растоптана в свалке. В результате этого жестокого нападения восставших улицы Дели огласились воплями жителей. Эмир Насир ад-Дин Ай-Йитим Бахаи, эмир Шаир, имам Насири и другие военачальники столицы облачились в доспехи и повели войска против восставших карматов. Мусульмане, взобравшись на крышу соборной мечети, стали забрасывать карматов камнями и кирпичом. В итоге было пе-большое число карматов и восстание было подавлено.
Пока султан Разийя была занята подавлением восстания, везир государства Низам ал-Мулк Джунайди вместе с другими противниками Разийи — Маликом Ала ад-Дином Джани, Маликом Сайф ад-Дином Куджи, Маликом Изз ад-Дином Кабир-ханом Айязом и Маликом Изз ад-Дином Мухаммедом Салари — выжидали у ворот Дели исхода сражения. В связи с продолжавшимся противодействием этих эмиров султан Разийя приказала своим воинам и войскам владыки Ауда Малика Нусрат ад-Дина Тайасаи двинуться совместно на Дели.
Когда Малик Нусрат ад-Дин, форсировав Ганг, приблизился к Дели, на него внезапно напали враги Разийи, разбили его и взяли в плен. Верный султану и щепетильный, Малик Нусрат ад-Дин не перенес этого и умер от огорчения 21.
Противостояние у ворот Дели враждебных группировок продолжалось очень долго, однако султана Разийю это не испугало, и, завершив подготовку войск, она выступила! из Дели. Свой султанский шатер она приказала разбить на берегу р. Джамны и отсюда руководила сражением. В конце концов, соблазнившись великими султанскими посулами, на ее сторону тайно перешли Малик Изз ад-Дин Мухаммед и Малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз. Встретившись однажды ночью у султанского шатра с Разийей, они пришли к следующему соглашению: оба эмира под предлогом подавления восстания должны вызвать. Малика Ала ад-Дина Джани, Малика Сайф ад-Дина Куджи и везира Низам ал-Мулка Джунайди, окружить их и взять под стражу22.
Однако эмиры-противники узнали о готовящейся ловушке и, покинув свои ставки, бежали. Их преследовала конница Разийи. Малик Сайф ад-Дин Куджи и его брат Фахр ад- Дин были пленены и впоследствии умерщвлены в заточении. Малик Ала ад-Дин Джани был убит в селе Накаван, а его голова доставлена в Дели. Везир Низам ал-Мулк Джунайди укрылся на холмах в Сир-Мур Бардаре, где и погиб через некоторое время. После этого султан Разийя назначила везиром бывшего заместителя Низам ал-Мулка ходжу Мухаззаба, которому также был присвоен титул Низам ал-Мулка. Заслуживший благодарность Разийи Малик Сайф-ад-Дин Айбек был назначен главнокомандующим и получил почетный титул Кутлуг-хана. Малик Кабир-хан Айаз за заслуги получил в качестве икта округ Лахора. Мощь обретшего мир султаната Разийи весьма усилилась, и все малики и эмиры, от Лакнау до Дивала и Дамрилы, покорились ей и принесли присягу верности23.
Вскоре после этого умер главнокомандующий войсками Малик Сайф ад-Дин Айбек, и султан Разийя значила на этот пост Малика Кутб ад-Дина Хусайна ибн Али Гури, которому было поручено освобождение крепости Рантанбур, непрерывно осаждаемой индийцами со времени смерти султана Илтутмуша. Войска Разийи двинулись на Рантанбур и освободили блокированных в крепости мусульманских эмиров. Разрушив городские укрепления, Малик Кутб ад-Дин вернулся в Дели, не интересуясь дальнейшей судьбой крепости24.
Один из бывших рабов покойного султана Илтутмуша, Малик Ихтийар ад-Дин Алтунийа (Алтун-Аба) безупречно выполнял обязанности смотрителя султанского шатра и виночерпия, за что заслужил благосклонность Разийи и получил в качестве икта область Баран и крепость Табархинд. Другого эмира, Малика Ихтийар ад-Дина Айтегина, Разийя возвысила до ранга эмира хаджиба (церемониймейстера). Однако самым высоким титулом в султанате (Эмир эмиров) Разийя отметила Малика Джамал ад-Дина Якута Хабаши (эфиопа) иприблизила его к себе. Назначение эфиопа вызвало зависть тюркских эмиров, и скоро каждый из них стал опасным для султана, потому что все высшие должности в государстве и в провинциях находились в руках купленных в свое время, Илтутмушем рабов, которые затем стали вольноотпущенниками и эмирами. Все они хотя и грызлись между собой ради личных интересов, но становились грозной силой, объединяясь перед угрожающей им общей опасностью.
В этой ситуации султан Разийя сменила женскую одежду на мужскую и в таком обличье стала выходит к народу25. Люди часто встречали султана на слоне, вооруженную луком и стрелами. Автор «Табакат-и Акбари» пишет, что когда тюркские эмиры видели, как эфиоп Малик Джамал ад-Дин Якут подсаживает султана Разийю на коня или слона, они приходили в ярость от зависти и распускали о ней всякие слухи. Однако современник Разийи историк Джузджани ничего подобного не сообщает, может быть, считая такое сообщение проявлением неуважения к государыне26. Весьма возможно, что между султаном Разийей и назначенным ею Эмиром эмиров эфиопом Джамал ад-Дином Якутом не было такой близости, на какую намекали эмиры. Однако связанные между собой и поддерживающие друг друга почти сорок тюркских эмиров, маликов и вали (наместников) использовали назначение эфиопа на высокий пост в государстве как серьезный повод для подрыва авторитета султана Разийи. В конечном счете это назначение обернулось плачевно как для Разийи, так и для Джамал ад-Дина Якута.
Отдав своим войскам приказ о походе на Гвалиор, султан Разийя раздала войнам много денег и подарков. Кадий Гвалиора Минхадж ад-Дин Джузджани и малик ал-умара Дийа ад-Дин. Джунайди вместе с другими эмирами вышли из укрепленного города, и 1 шаабана 635 г.х. (19 марта 1238 г.) он был сдан султану27. Вернувшись в Дели, Разийя назначила бывшего кадий Гвалиора, автора «Табакат-и Насири» (самого значительного для нас источника), попечителем медресе «Насирийя» в Дели. В 637 г.х. (1239/40 г.) владетель Лахора Малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз восстал против султана Разийи. Она послала против него войска и сама тоже направилась к Лахору. Малик Кабир-хан, поняв, что не сможет устоять против войск Разийи, лично прибыл к ней с предложением заключить перемирие. Согласно договоренности ему была передана область Мултан, находившаяся во владении Малика Ихтийар ад-Дина Каракуш-хана Айтегина. Завершив переговоры, Разийя 19 шаабана 637 г. х. (15 марта 1240 г.) вернулась в Дели.
После этого не прошло и 20 дней, как восстал один из самых честолюбивых и завистливых тюркских эмиров, владетель Табархинда Ихтийар ад-Дин Алтунийа, которого Разийя сразу же после восшествия на престол первым отметила наградами и почестями. Восстание Алтунийи поддержали некоторые эмиры и малики, в том числе и эмир-хаджиб Ихтийар ад-Дин Айтегин. Султан Разийя снова вынуждена была выступить в поход 19 главе большой армии (3 апреля 1240 г.). Согласно рассказу Мирхонда28, на подходе к Табархинду тюркские эмиры внезапно напали на нее. Им удалось захватить и умертвить командующего султанскими войсками эмира Джамал ад-Дина Якута Хабаши. Затем восставшие малики схватили и бросили в темницу крепости Табархинд и своего султана Разийю, потерявшую самого верного своего слугу и лишившуюся поддержки эмиров29.
Как только до Дели дошел слух, что султан Разийя арестована и находится под надзором Малика Ихтийар ад-Дина Алтунийа, бывшие в столице эмиры возвели на трон одного из сыновей Илтутмуша — Муизз ад-Дин Бахрам-шаха. Возвратившиеся из Табархинда военачальники заявили о признании нового султана только при условии, что его регентом станет Ихтийар ад-Дин Айтегин. Это условие было принято. А чтобы еще больше укрепить свое положение, Айтегин женился на сестре Бахрам-шаха и даже стал претендовать на церемонии, подобающие только султанам: приказал отбивать у ворот своего дворца пятикратную султанскую наубу и постоянно держал для выездов слонов30. Попытка регента присвоить себе царские полномочия разгневала Муизз ад-Дина Бахрам-шаха, и в конце концов тот приказ казнить Ихтийар ад-Дина Айтегина прямо во дворце, а на его место назначил Бадр ад-Дина Сунгур Руми.
Не прошло и месяца со дня заточения султана Разийи, как владетель крепости Табархинд Ихтийар ад-Дин Алтунийа женился на ней. Это говорит о большой популярности Разийи, справедливо и законно управлявшей огромной страной и всегда готовой с луком и колчаном за спиной скакать от границ до границ своего государства, отбивая набеги индийцев и приводя в повиновение маликов и эмиров. Она постоянно заботилась лишь о возрождении справедливого и законного управления, как это было при ее отце Илтутмуше. Ее близость к Джамал ад-Дину Якуту Хабаши, уделявшему много внимания подрыву авторитета мятежных тюркских эмиров, можно объяснить только его верностью этой исключительной женщине. Характерно, что ревнивые эмиры считали подобные слабости естественными для себя и государей-мужчин, но у храброй и умной государыни Разийи они считались ненормальными и непростительными. В самое трудное время эмиры предали свою добросердечную государыню, от которой видели только бесчисленные милости.
Нестрашась никаких опасностей, Разийя, чтобы вторично овладеть престолом Делийского султаната, разослала во все стороны гонцов за помощью. Женившийся на ней Алтунийа считал теперь ее борьбу своей и потому возглавил поход на столицу. Вместе с эмирами хохаров, джатов и других племен им удалось собрать значительное войско. Одновременно против султана Бахрам-шаха восстали Малик Изз ад-Дин Мухаммед Сала-ри и Малик Каракуш. Они покинули Дели, и примкнули к армии Разийи. Разийя бросила эти силы на столицу. Навстречу ей Бахрам-шах выставил армию под руководством Малика Тегина.
В ожесточенном бою войска Разийи были разбиты, и она отступила в Табархинд. Через некоторое время ей опять удалось объединить своих разбежавшихся сторонников и вновь выступить походом на Дели. Ее сводный брат султан Бахрам-шах собрал еще большую армию под командованием Малика Тегина. Обе армии сошлись у Кантхала, и тут некоторые эмиры предали Разийю и увели свои войска. Она снова потерпела поражение и попала в плен. 24 раби I 638 г. х. (13 октября 1240 г.) Алтунийа был схвачен на границе Мансурпура. 14 октября 1240 г. оба они были казнены31.
Этим исчерпываются сведения о судьбе султана Разийи, приводимые ее современником Минхадж ад-Дином Джузджани. Однако автор «Табакат-и Акбари» Ибн Баттута и более поздние историки утверждают, что она пала от руки индусов. По сообщению Ибн Баттуты, султан Разийя, потерпев поражение с армией, выставленной против нее братом Бахрам-шахом32, чтобы не попасть в плен, бежала с поля боя. В своих странствиях она терпела лишения и сильно страдала. В пути она попросила еды у одного пахаря и, съев кусок сухого хлеба, заснула, сморенная усталостью. Разглядывая ее, пахарь заметил под мужской одеждой расшитый драгоценными камнями кафтан. Он понял, что перед ним женщина, и, позарившись на богатый кафтан, убил Разийю. Ее коня он прогнал, а труп зарыл прямо на своем поле. Затем, взяв часть ее одежд, он направился на рынок. Торговцы, увидя в руках нищего, индуса такую ценную и редкостную вещь, заподозрили неладное и потащили его к судье. На допросе этот безжалостный и бездушный пахарь признался, что убил Разийю, и показал место, где зарыл ее. Тело султана Разийи было извлечено из ямы и после совершения над ним религиозных обрядов вновь погребено в том же месте, а над могилой возведена гробница.
По другому преданию33, Разийю доставили к Бахрам-шаху и казнили. Ибн Баттута, путешествуя по Индии примерно через сто лет после гибели Разийи, посетил ее могилу на берегу реки Джамны. Гробница является местом паломничества.
На одной из монет, изготовленных в годы правления султана Разийи, выбито следующее: «Фи ахд ал-имам ал-Мустансир амир ал-муминин; ас-султан ал-азам Джалалат ад-Дунйа ва-д-Дин малика Илтутмуш ибнат ас-султан Нусрат амир ал-муминин» («В эпоху имама (халифа) ал-Мустансира [1226—1242], эмира верующих; Величайший султан Джалалат ад-Дунйа ва-д-Дин владычица Илтутмуш, дочь султана, Помощника эмира верующих»).
Так прочитал монету Разийи нумизмат Нельсон Райт34, однако слова «ибнат ас-султан» вернее было бы поместить не справа от имени Илтутмуш, а слева от него.
Кроме уже отмеченных нами воинских и административных способностей султана Разийи нельзя не отметить и ее немалый поэтический талант. Он ярко виден в стихах, подписанных псевдонимами Ширин Дихлави или Ширин Гури. Четыре бейта стихов, взятые нами из сборника «Перденешинан-и Сухенгуй», составленного Маге-и Рахмани, безусловно свидетельствуют о ее большом таланте:
Дар дахан-и худ дарам андалиб хуш илхан
Пиш-и ман сухангуйан заг дар дахан даранд
На устах моих сладкогласый соловей,
А предо мной все другие поэты держат во рту ворон.
Аз мает ки бар мает чи таксир дил-и зар
Ан кушта хамана зи гам-и бисабаб-й мает
Только мы сами [виноваты], обездоленное сердце тут при чем?
Тот несчастный умер, беспрестанно горюю о нас!
Кунам (барам) баракат-и па чарх-и тахт-и султани
Дахам ба бал-и хума хидмат-и максарани
Своими благословенными стопами я превращу небосвод в султанский престол,
А крыльям Хумай поручу разгонять [назойливых] мух.
Баз а Ширин маних дар рах-и улфат кам-и хиш
Хан вали нашнида баши кисса-йи Фархад ра
Вернись, Ширин, не ступай на дорогу своей привязанности.
Или ты не слышала, что случилось с Фархадом на этом пути?
В книге Али Акбара Мушири Салими (Зенан-и Суханвар. Т. III, с. 156) мы встречаем следующие стихи Разийи-хатун:
Надида рухаш чу мардум-и чашм
Кардми дарун-и дида джайш
И хотя не видела лика его, но, подобно
Зрачкам, я поместила его в сердце очей своих.
Ман нам-и ту-ра нашнида мидарам дуст
Надида ту-ра чу дида мидарам дуст
Не услышав твоего имени, я полюбила его,
Не видя твоего лика, люблю его как свет очей.
Галтидан ну-и рух-и хуршид джуз ин чи?
Бисмил шуда-йи тиг-и нигах-и газаб-и мает
Разве не означает трепет солнечных лучей,
Что они трепещут от страха перед нашим гневным взглядом?
Султан Разийя почти четыре года официально и фактически держала в руках управление огромной страной. Она была благодетельной, могущественной и примерной владычицей своего государства. Честолюбивые тюркские эмиры после Разийи вели себя неспокойно и в правление Бахрам-шаха, и при Изз ад-Дине Балмане, и при Ала ад-Дине Масуд-шахе, и при Насир ад-Дине Махмуд-шахе. Как только перечисленные государи, подобно Разийе, начинали предпринимать меры по ликвидации коалиции этих эмиров, последние организовывали беспорядки в Делийском султанате. Они свергли с престола двух султанов и убили их. В результате восстаний тюркских эмиров, монгольских нашествий и захвата индусами незащищенных областей государства династия Шамсийя пришла в упадок, нормальный ход жизни в стране был нарушен и власть перешла в руки гаремных евнухов. Террор евнуха Райхана в правление султана Насир ад-Дина Махмуд-шаха (1246—1265) до такой степени устрашил Дели, что даже кадий Минхадж ад-Дин Джузджани в течение полутора месяцев немог выйтииз дому. Ко времени прихода к власти династии Балбана границы государства сузились и от некогда огромного Делийского султаната остались одни воспоминания.
Таким образом, основываясь на сочинениях современников описываемых нами событий, мы постарались изложить здесь все, что было связано с личностью султана Разийи.
СУЛТАН ЕГИПТА
Шаджарат ад-Дурр
II
ШАДЖАРАТ АД-ДУРР
Среди женщин-государынь, законных держательниц власти в средневековом мусульманском мире, второй по времени (после Разийи) была жена айюбидского египётского султана Малика Салиха Шаджар (или Шаджарат) ад-Дурр (Жемчужное древо). И поскольку Шаджарат ад-Дурр, занявшая египетский престол, не происходила из султанского рода, интересно проследить, каким образом она смогла стать султаном могущественного государства в самом центре мусульманского мира, где считалось, что место женщины в гареме. Для этого будет уместным рассмотреть, как завершилось владычество династии Айюбидов в Египте, ибо Шаджарат ад-Дурр была посредницей при переходе власти от Айюбидов к мамлюкским султанам.