Теория государства и права - фундаментальная наука.
Любая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимают изучаемую ею определенную сторону объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Юридическая наука - это область человеческой деятельности, изучающая государство и право как самостоятельные, но тесно взаимосвязанные между собой сферы жизни общества. Она пользуется своими собственными понятиями (целостная совокупность суждений об определенных, отличительных признаках объекта изучения; они выражаются в определениях - дефинициях) и категориями (предельно широкие понятия, отображающие общие и существенные свойства, признаки и связи объектов), в которых закрепляются добытые ею знания о различных сторонах государственно-правовой жизни общества, о возникновении, развитии и функционировании государства и права.
Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету изучения:
· общетеоретические и исторические науки (теория государства и права; всеобщая и отечественная история государства и права; история политических и правовых учений);
· отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и т.д.);
· науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура);
· науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право, космическое право);
· прикладные юридические науки (судебная статистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия).
К общетеоретической части юридической науки относится теория государства и права, имеющая свой собственный, самостоятельный предмет изучения - это государство и право как абстракции (от лат.abstractio - отвлечение).
Вообще «теория» понимается как форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Кроме того, из названия видно, что это не абстрактная теория, а система обобщенного знания о конкретных явлениях, в качестве каковых выступают государство и право. Причем, это не изолированные друг от друга явления и соответствующие им институты и учреждения, а взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.
Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности.
Структура этой науки состоит из двух крупных блоков (элементов):
· теории государства;
· теории права.
Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).
В период своего становления (конец XVI - XVII вв.) теория государства и права называлась «энциклопедией права», «энциклопедией законоведения». Она испытала на себе влияние идей как античных авторов Аристотеля, Платона, Сократа, так и ученых Нового времени Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка.
Несмотря на то, что в российских и западноевропейских университетах данной дисциплине первоначально уделялось значительное внимание, что ее нередко называли «наукой наук» и считали, что она служит необходимым введением в изучение специальных юридических наук, состоятельность «энциклопедии права» как самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины подвергалась рядом известных ученых-юристов сомнению.
В России данная наука стала преподаваться в Московском университете в XVIII в. С конца XIX в. «энциклопедия права» по своему названию и содержанию постепенно перешла в «теорию права». Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся этой наукой, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Каченовского, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П. А. Сорокина и многих других.
Современное наименование она получила как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем - объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.
Теория государства и права изучает в обобщенном виде множество государств и систем права - от существовавших в прошлом до существующих в настоящее время. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и использовать их в целях прогрессивного развития общества.
В то же время социальная значимость теории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, факты государственно-правовой действительности служат источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе.
Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок. Сама жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика теории государства и права дополняется новыми направлениями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.
Предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности.
В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.
1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:
· возникновение государства и права;
· смена их исторических типов;
· развитие их сущности;
· эволюция форм государства и права;
· построение системы органов государства и системы права;
· осуществление функций государства и права;
· пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;
· расширение и обогащение прав и свобод личности и усиление их защиты;
· укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;
· развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;
· соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;
· развитие юридической науки теории государства и права.
Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.
К тому же словосочетание «наиболее общие закономерности» означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.
2) Система основных понятий и категорий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям и категориям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии, пробелы в законодательстве, юридическая практика, правонарушение, законность и правопорядок, субъективные права и обязанности, дозволения и запреты, юридическая ответственность, наказание и т.д.
В научной литературе, однако, высказывается мнение, согласно которому идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, общими для государства и права. В результате собственные закономерности права, коренящиеся в общественной системе, отходят на задний план, а взаимосвязь между государством и правом трактуется, при всех существующих оговорках, как причинно-следственная зависимость права от государства. Подчеркивается также, что это ведет к приоритету государственной власти над правом, социальной справедливостью, нравственными принципами. Поэтому ряд юристов предлагает отказаться от объединения теории государства и права в составе общей теории и выделить теорию права (как это было раньше) в самостоятельную науку со своим предметом.
Полагаем, что авторы подобной точки зрения здесь не правы. Дело не только в самой идее неразрывной связи государства и права. Это - аксиома. Дело в правопонимании, которое нельзя доводить до этатистского уровня (этатизм, от франц. etat - государство - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель социального развития), нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право - средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в общественных социальных отношениях (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы, участии граждан в государственном управлении и т.п.).
При всей взаимозависимости государства и права последнее всегда должно быть «открыто» для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане. К тому же, исследуя проблемы государственности, мы тем самым в большей мере постигаем и само право. Одно без другого, как известно, существовать не может. Вот почему теорию права нет необходимости отрывать от теории государства.
Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право - в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права.
***
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций (это основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач).
Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.
Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.
Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.
Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.
Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Теория государства и права приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.
Методология теории государства и права. Термин «метод» введен в научный оборот еще в древней Греции. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся наука. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике.
Таким образом, методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.
Учение о методах научного познания называетсяметодологией.
Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.
В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический - марксистско-ленинский - подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.
Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.
Марксистско-ленинская доктрина в последние полтора десятилетия подвергается жесточайшей критике. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной справедливости неистребимы, пока существуют человек и мир.
Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды, что на практике осуществляется весьма непросто.
Методы теории государства и права тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, чтоизучает теория, методы- как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.
Общенаучные методы познания государства и права. Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.
На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются, в конечном счете, экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества.
Философской основой теории государства и права служит диалектический метод,т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания отрицания (в российском праве имеются элементы прошлой и все более крепнущие структуры новой правовой системы).
К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному
. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
При познании государственно-правовых явлений исключительно важно применение исторического метода, поскольку наша наука исследует государство и право не в статике, не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления динамичны, изменяются вместе с обществом, вбирают в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права.
На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре - сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в нормативную систему общества. Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды.