Индия в эпоху раннего средневековья.

Население Индии состояло из двух этнических групп. Большую часть территории заселяли индоевропейцы - арии, расселившиеся на Индостан на рубеже II/I тыс. до н.э. Они оттеснили на юг полуострова более древнее дравидское население, жившее здесь с III-II тыс. до н.э.

ПРОБЛЕМЫ ФЕОДАЛИЗАЦИИ. Индия, как и Китай, относится к старейшим земным цивилизациям, в которой сохранились многие черты преемственности развития с древности. Развитие здесь было эволюционным, без резких скачков, наблюдавшихся в Европе и на Ближнем Востоке. Преемственность исторического развития не означала непосредственного сохранения древних государств, их континуитета. Сохранялись общие традиции в хозяйстве, культуре и общественных порядках, что позволяет видеть в истории Индостана с древности черты единой цивилизации.

Отсюда - сложность определения времени перехода от древности к средневековью. Европейские мерки: древность - рабовладение, средние века - феодализм - для Индии не подходят. Здесь, как и в Китае, рабовладельческий уклад и в древности не был ведущим. Он сосуществовал с традиционным мелкокрестьянским укладом в общинах. Да и рабы обычно были посажены на землю и больше напоминали средневековых крепостных (особенно российских ХVIII в.). Уже в древнюю эпоху складывалась система повинностей рядового свободного населения в пользу выделившегося правящего слоя. С крестьян через посредство общин взимался налог-рента. И это, по сути, было формой феодальной эксплуатации. Такое общественное устройство было связано, как почти и везде на Востоке, с преобладанием государственной собственности на землю.

Но особенностью Индии было невмешательство верховной власти в местные земледельческие дела. Вероятно, это вызывалось своеобразием природных условий страны: ирригационные работы здесь не требовали, в отличие от других земель Востока, привлечения больших сил. Регулирование водного режима было под силу небольшим коллективам - общинам и даже семьям. Поэтому издревле община в Индии приобрела довольно значительный вес, который позволил ей сохраниться чуть ли не до наших дней. А внутри общины тоже довольно рано сформировались стабильные крестьянские наделы с наследственными правами.

Но выделившийся в раннеиндийских государствах военный, затем военно-служилый слой в силу своего ведущего положения присвоил право распоряжаться получаемой рентой и перераспределять ее. Хотя формально эта рента и взималась для общегосударственного потребления, прежде всего на защиту земли от набегов кочевников. То есть, по сути уже в древности в Индии сформировались порядки, напоминавшие раннефеодальные, но с большей централизацией, чем, например, в варварских королевствах Европы.

Поэтому среди многих исследователей в последнее время распространено мнение о необходимости объединения древней и средневековой Индии в единое докапиталистическое общество (Л.Б.Алаев, Л.С.Васильев, Е.Н.Медведев, В.Рубен, Р.Ш.Шарма), по сути - феодальное. С точки зрения современного цивилизационного подхода можно вести речь о наличии особой индийской докапиталистической цивилизации.

Не все, однако, такой взгляд разделяют, оставаясь на формационных позициях, хотя и признают, что древние и средневековые эпохи в Индии имели много общегоо (К.З.Ашрафян, отчасти, Г.Ф.Ильин). В учебной литературе прошлых лет издания больше отражена именно эта точка зрения.

Но если не прикладывать европейскую формационную схему, а исходить из реальных фактов, считать государственное землевладение феодальным по сути, надо признать, что средневековье от древности в Индии отличалось не качественно, а количественно: труд рабов постепенно вытеснялся трудом свободных. Рабы превращались в посаженных на землю крестьян. Впрочем, и в древности рабы не играли в хозяйстве Индии решающей роли.

Процесс формирования в Индии феодальных отношений растянулся во времени. Он начал складываться еще с середины I тыс. до н.э., когда уже большинство рабов сидели на земле и вели свое хозяйство, то есть напоминали спартанских илотов, а по сути - средневековых крепостных. Как и илотов, их - касту шудров - коллективно эксплуатировали общины. Общины же эксплуатировались государством выплатой ренты или ему непосредственно, или по его поручению частному лицу. И так было до ХVIII в.

Формирование замкнутых общин с эксплуатацией сидевших на земле шудров относится уже к эпохе Ашоки (III в. до н.э.). И это - еще один элемент в формировании феодальных порядков. С начала новой эры генезис феодализма стал более явственным - начался рост земельных пожалований за заслуги брахманам. Но наибольшее распространение дарение земель навечно приходится на III-V вв., причем уже и светским владельцам.

Итак, первая половина I тыс. н.э., особенно III-V вв. стали временем интенсивного разрастания феодального уклада. В это время, особенно с III в. государственная эксплуатация сменяется частной. Этот процесс окончательно завершился в VI-VII вв. созданием новых государств (Харши, Паллавов - о них - далее) с новой землевладельческой бюрократией. Это было время распространения феодализма “сверху” через дарения от имени властей[222].

Затем процесс пошел уже по внутренней логике - в условиях усиления прав крестьян на земли в общинах начался процесс расслоения. С IХ-Х вв. в них начинает выделяться богатая верхушка. Это уже была феодализация “снизу”. С VIII в. на земле оседают и иноэтничные воины-землевладельцы (раджпуты- царские дети - типа европейских бенефициариев).

Так к концу I-началу II тыс. феодальные отношения победили.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.В IV-V вв. в речных долинах Индии существовало много мелких государств. В 320 г. правитель одного из них, расположенного у слияния рек Джамны и Ганга, Чандрагупта, овладел Паталипутрой - столицей древней Магадхи и сделал ее центром своих владений. Он был обявлен "царем царей" и объединил под своей властью обширную территорию в долине Ганга вплоть до Бенгальского залива. Его сын и внук во второй половине IV-начале V в. еще более расширили государство, доведя его границы на западе до побережья аравийского моря. Начало V в. мыло периодом максимальной политической и военной мощи державы Гуптов. Для управления ею был создан большой бюрократический аппарат. При царе существовал совет из высших представителей брахманской (жрецы) и кшатрийской (воины) аристократии. Государство было разделено на области и округа во главе с наместниками, назначенными царем и получавшими от него жалование. Низшей административно-налоговой единицей стала грама (село), возглавлявшееся грамикой(сельским старостой).

Против власти Гуптов неоднократно поднимались восстания. Однако политическое положение государства ухудшилось во второй половине V в., когда на северные его границы стали нападать гунны-эфталиты[223]. Постепенно Гупты потеряли ряд северных земель. В начале VI в. вождь эфталитов Михиракула нанес Гуптам страшное поражение и захватил значительную часть Северной Индии.

Нашествие эфталитов, которые вели полукочевой образ жизни и в культурном отношении находились значительно ниже индийцев, оставило в памяти последних весьма тяжелые воспоминания. Но власть гуннов оказалась в индии непродолжительной.

В конце VI в. в Северной Индии особенно усилились 2 государства: царство Гауда (совр. Западная Бенгалия) и государство Тханесвар(на севере долины р.Джамны, главного притока Ганга). Правителем Гауды был Шашанка, о котором известно лишь, что он был гонителем буддийских монахов.

В Тханесваре с середины VI в. правил род Вардханов. В конце VI в. правитель этого государства значительно расширил свои владения и присвоил себе императорский титул ("Махараджа-Адхираджа"). Особенно усилилось это государство при царе Харша Вардхана (606-647). Он создал государство, простиравшееся от востока Пенджаба (в долине Ганга) до Бенгальского залива. Но в покоренных землях сохранилась власть прежних князей, которые лишь платили дань, а также в определенное время должны были являться ко двору и участвовать в походах. Но постоянно при дворе Харши должен был находиться кто-либо из членов семей каждого князя в качестве заложников. Харша присвоил себе также право верховного собственника во всех захваченных землях и раздавал наделы чиновникам за службу. В его многочисленной армии были пехотинцы, кавалерия, боевые колесницы и боевые слоны. Часть войска постоянно находилась в столице и состояла из профессиональных воинов. Империя Харши просуществовала 30 лет и распалась с его смертью. В Северной Индии вновь наступила раздробленность, просуществовавшая до середины ХI в.

На юге Индостана, в Декане, в середине VII в. также царила раздробленность. Там насчитывалось несколько десятков государств, а часть внутренних районов вообще была населена первобытными охотничьими племенами. К концу VII в. в крупную политическую силу превратилось возникшее еще в III в. государство Паллавов. Но уже в VIII в. оно пришло в упадок из-за усиления соседних государств, среди которых выделилось государство Чолов, объединивших все земли живших на юге тамилов. В начале ХI в. Чолы, имея мощный флот, совершали походы в Бирму, на Мальдивские острова и Цейлон. При этом Чолы вели непрерывную борьбу с другими южноиндийскими династиями на юге.

В таких условиях, при отсутствии крупных централизованных государств, в Индии не складывалась типичная для Востока деспотия. В отличие от, например, Китая, правитель не обожествлялся и оценивался за заслуги перед подданными, за соответствие детально разработанным нормам поведения и морали, предписанным для государя. Считалось, что именно нарушение этих норм ведет к насилию[224].

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ. В общественных порядках докапиталистических обществ ведущую роль играли аграрные отношения. Формально еще в древнеиндийских государствах взимался поземельный налог. В первые века новой эры он стал постепенно переходить в руки крупных землевладельцев, которые таким образом, приобретали власть над крестьянами и начинали облагать их поборами в свою пользу. Возникшие в рассматриваемое время державы Харши, Паллавов, Чолов и другие были раннефеодальными монархиями. Покоренные князья были, по европейской терминологии, вассалами монархов, платили дань монарху, оказывали ему военную помощь, при сохранении власти над своими подданными.

В государствах сложилась иерархическая структура феодального сословия: верховный правитель - правители из членов царской семьи - князья-вассалы - служилая знать и крупные землевладельцы - чиновники и мелкие землевладельцы.

Характерной особенностью средневековой Индии было сохранение возникшего в древности деления всего населения на множество каст, каждая из которых занимала определенное место в иерархической структуре феодального общества. Принадлежность к касте, закрепленная традицией и законами, была наследственной с запретом перехода, в том числе и путем смешанных браков, которые были запрещены.

На самом верху кастовой иерархии были жреческие касты (брахманов) и военно-землевладельческого слоя (кшатрии и раджпуты[225]). Ниже находились представители многочисленных купеческих и ростовщических каст, считавшие себя единственными преемниками древних вайшьев. Ниже следовали касты шудров. В них из вайшьев опустились крестьяне, которые считались среди шудров наиболее привилегированными. А самыми низшими и обездоленными у шудров были общинные слуги и те, чьи профессии считались нечистыми, вроде кожевников, уборщиков нечистот, стиральщиков одежды. На их положении сказывалось прежнее рабское состояние.

В средние века несколько изменилось значение терминов, обозначавших разные касты. Среди брахманов уже были не только жрецы, но землевладельцы, чиновники, военачальники. Древние кшатрии, по существу, совершенно исчезли, уступив в Северной Индии место племенам, образовавшим различные раджпутские касты, среди которых были показаны только воины, но и землевладельцы. Вайшьями считались лишь торговцы и богатые ремесленники. Термин "шудра" стали применять к лично свободным землевладельцам и части ремесленников. Значительно расширилось число "неприкасаемых" каст, куда попадала беднейшая закабаленная часть сельского населения, а также покоренные отсталые племена.

Следует заметить, что при всей замкнутости каст бывали и исключения. Удачливый вайшья или шудра, ставший крупным землевладельцем или военачальником, а то и государем, мог рассчитывать на то, что его или его потомков брахманы объявят кшатриями. Целые группы преуспевающих шудр-торговцев в конце концов становились вайшьями. Даже неприкасаемые могли претендовать на положение шудр. Возможно было и движение вниз по социальной лестнице.

АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.Земля считалась принадлежавшей государству и находилась в распоряжении правителей. Они взимали с крестьян, живших на этой земле, налог-ренту, раздавали участки в служебные держания государственным служащим, дарили ее в собственность храмам, монастырям, брахманам. В первые века новой эры жаловались только земли, свободные от обработки. Но с IV-VI вв. вместе с землей стали передавать обычно и крестьян, ее обрабатывавших. Все дарения были вечными, исходя из формулы: "пока существует солнце, луна, земля, море". Владелец освобождался от уплаты земельного налога и других поборов со стороны государства, а часто получал административный и, частично, судебный иммунитет. Кроме того, в большинстве грамот дарения указывалось, что жившие на земле крестьяне обязывались выполнять работы по требованию владельца в порядке трудовой повинности. В результате таких дарений крестьяне, бывшие до того государственными, оказывались в подчинении владельцев дарений. Часть земель принадлежала старой родо-племенной знати - раджам.

Крестьяне жили большими соседскими общинами, состоявшими из главного села и многих выселок, образованных выделившимися новыми семьями. Несмотря на раздачи, большая часть общин располагалась на государственных землях и общинники эксплуатировались государством как верховным собственником. Они были обязаны налогом в виде доли урожая и различными трудовыми повинностями. Но юридически крестьяне были свободными. Однако эта свобода была относительной. Часто государи запрещали принимать в общины крестьян, уходивших с их земель. Кроме того, покидая общину, крестьянин лишался ее защиты и на новом месте превращался в бесправного держателя участка, которого владелец земли всегда мог прогнать.

В общине каждая семья имела свою долю пахотной земли, причем в одних общинах были приняты переделы участков, в других этого не было. Общины имели своих ремесленников, а также сторожей и других, обслуживавших общину людей. За свой труд они получали от общины натуральное содержание, а некоторые ремесленники и небольшие участки земли в наследственное пользование. В общинах были старосты также писари, жрецы, астрологи, составлявшие гороскопы и определявшие "счастливые дни" для начала тех или иных работ, учителя, обучавшие детей брахманов и других наиболее почтенных людей общины. Они также получали материальное содержание, причем большее, чем ремесленники и слуги. Кроме того, староста и писарь имели в наследственном владении крупные земельные наделы.

В отличие от того, что наблюдалось в Европе, индийская община в раннем средневековье объединяла зачастую от нескольких десятков до сотни деревень (особенно на юге). Крестьянин-общинник - не обязательно был трудящимся. Обычно это - хозяин, владелец земли, хотя и без права ее отчуждения. Такой крестьянин был эксплуататором, имел зависимых людей, арендаторов. Сочетание населения с разным имущественным и правовым статусом делало индийскую общину сложным социальным организмом. Ее верхи, особенно в VIII-Х вв. превратились в особый, привилегированный слой и были обычно брахманами, кшатриями-воинами и на земле, естественно, сами не работали. Арендаторы и мелкие крестьяне относились к вайшьям и сами часто имели зависимых работников - неполноправных (шудров). То есть свободные общинники тяготели к нетрудовым слоям. В принципе, они могли отчуждать свои наделы. Но реально это было очень сложно, ибо требовалось согласие всей большой семьи. А над семьей был и контроль общины. Существовало право первоочередной покупки отчуждаемого участка соседями, членами общины, сохранялось право обратного выкупа, запрещалось продавать землю постороннему человеку, при продаже налагался большой налог в пользу общины.

Указанные порядки неукоснительно поддерживались привилегированными кастами. Однако в ходе колонизации, освоения новых земель, низшие касты пополнялись выходцами из отсталых племен. Бывало, что и в низших кастах появлялись разбогатевшие, которые эксплуатировали своих собратьев. То же могло случаться и внутри привилегированных каст. Но чрезмерной дифференциации в одной касте не допускалась. Общинные старосты могли оставлять в свою пользу часть собираемых для государства налогов, что напоминает европейский налоговый иммунитет.

Так община вполне вписалась в феодальные отношения. Своеобразие состояло в том, что отсутствие частнособственнических прав на землю при наличии государственной ренты-налога делали формальным собственником государство. Но оно же, в лице правителей, как бы перепоручало контроль за землей общинной верхушке, то есть фактически феодально-служилому сословию из высших каст. В итоге община Индии приобрела автономию, устойчивость и просуществовали очень долго.

В литературе можно встретить утверждение, что до мусульманского завоевания Северной Индии в ХIII в. настоящей государственной собственности там не было. Но и ее антипода - частной собственности в строгом юридическом понимании тоже не было. Существовали своеобразный симбиоз, с переплетением собственнических прав между различными субъектами, что и характерно для феодализма. Но рассмотренное выше место общины - особенность средневековой индийской цивилизации.

ГОРОДА, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ.Падение державы Гуптов означало и упадок процветавших ранее городов, что особенно проявилось в VI-II вв. От некогда цветущей Паталипутры осталась только одна улица. Это означало, естественно, угасание ремесел и торговли, возрождение которых отмечается лишь в Х-ХI вв., когда появились и новые города. Они возникали на местах административных центров новых государств, вокруг резиденций крупных землевладельцев, особо чтимых храмов, в портовых и перевалочных пунктах - как это было и в Европе ХI-ХII вв. В таких городах сосредотачивалась основная масса ремесленников, среди которых выделялись обслуживающие спрос знати производители дорогого оружия, сосудов, ювелирных изделий, тонких нарядных тканей, ковров, благовоний и т.п.

И в городах, и в селах ремесленники были объединены в многочисленные профессиональные касты: ткачей, ювелиров и т.д. По мере дифференциации ремесла росло и число каст. Во главе каждой ремесленной касты, как и в деревенской общине, стоял староста (старейшина) и кастовый совет (панчаят). Спецификой индийских городских ремесленников была их зависимость от местных землевладельцев, решавших споры между кастами, наделявших их различными правами и привилегиями.

По мере развития обмена увеличивалась имущественная дифференциация среди ремесленников. Внутри каст появлялись зажиточные прослойки, которые стали заниматься сбытом продукции и впоследствии выделились в самостоятельные касты купцов. Кроме каст были и шрени (корпорации, гильдии), в которые объединялись представители одной или близких профессий из разных каст. Шрени имели право судить своих членов. По мере развития торговли и роста роли купцов особое значение приобретали купеческие шрени. Их главы приобретали существенную власть в городах.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.В рассматриваемое время унаследованный от древности буддизм постепенно приходил в упадок. При Харше и в дальнейшем в средние века он был преимущественно религией горожан. В сельской местности буддизм стал сливаться с местными религиями. Возможно, этому способствовало вовлечение в орбиту тогдашних государств многих ранее отсталых племен со своими верованиями. В результате на Юге в VIII в., а на Севере к ХII в. буддизм сменился индуизмом. Хотя, надо заметить, что в ряде других стран Азии буддизм, наоборот, поглотил местные верования и стал преобладающее религией.

Понятие индуизм охватывает самые различные верования - от примитивных анимистических, возникших еще в первобытных обществах, до сложных религиозных систем последующего времени. Он возник, отчасти, как реакция на поведение развращенного буддийского клира. Отношения между индуистским духовенством и мирянами регулировались не религиозными уставами, которых не было выработано, а кастовыми порядками. Профессиональным жрецом - брахманом - мог стать только тот, кто был рожден от брахмана и брахманки. Индуизм вписался в сложившиеся кастовые порядки не как религия, а как образ жизни, основанной на традициях древнего брахманизма, объяснявшего и защищавшего деление общества на 4 варны (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров)[226].

В индуистской догматике выделялись три учения: дхарма (о долге и правилах жизни, предписанных для каждой варны; следование кастовым правилам - высшая добродетель), карма (дело, деяние, о суммировании всего доброго и дурного в жизни, от чего зависела форма, в которой произойдет очередное рождение души), акинса (непричинение зла другому существу, даже если это необходимо для самозащиты).

Во главе индуистского пантеона находятся 3 бога: Брахма - сотворивший мир, Вишну - хранитель мира и Шива - олицетворение разрушительных и созидательных сил природы. В образах Вишну и Шивы сохранилось много от первобытного тотемизма, фетишизма и культа предков. Это особенно проявилось в почитании рек (в первую очередь - Ганга), в признании святости некоторых животных (коровы), растений (лотоса), в идолопоклонстве. Самостоятельное значение приобрел культ доарийского бога Кришны. Особо прочно сохранялся культ предков. Принесение жертвы за умершего отца составляло священную обязанность сына. Поэтому для верующего индуса не было больше горя, чем отсутствие мужского потомства.

Основным обрядом индуизма было принесение жертвы, причем в поклонении Шиве допускались кровавые жертвы. В отличие от буддизма, главным для которого было чувственное восприятие мира, в индуизме чувства подчинялись ритуалу, а изображение бога (статуя или камень) превращались в самого Бога. То есть индуизм был примитивнее буддизма и его распространение симптоматично для тогдашнего индийского общества. Но, несмотря на связь с язычеством, постепенно сложилась сложная и весьма своеобразная философия индуизма. Признается, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца, но вновь и вновь переходит от роста к равновесию, от равновесия к упадку, от упадка к распаду, от распада к росту и так до бесконечности. Всё сущее существует как стадия для наказания или награды за прошлые деяния существований души. Абсолют невыразим, как и бесконечность и его наилучшее познание достигается с помощью разума. Как видно, здесь произошло своеобразное соединение веры с рациональным мышлением, что, очевидно, делает привлекательным индуизм сегодня. Тем более, что в индуизме, в отличие от буддизма и других религий, все 3 главных бога - равноправны. Отсюда - определенная веротерпимость этой адептов этой религии[227].

Для изобразительного искусства рассматриваемого времени характерно увлечение грандиозными сооружениями из кирпича и камня, достигавшие до 100 м высоты (башня храма в Танджуре - ХI в.). Показательными для раннего средневековья были пещерные храмы в Эллуре. С IХ в. распространяются культовые постройки из тесаных камней, предназначенных исключительно для служителей культа. Они украшались изнутри богатой скульптурой и каменной резьбой, отражавшей деяния, которым был посвящен такой храм. Однако в дальнейшем монументальная скульптура внутри храмов приходит в упадок.

Развивалась художественная литература. Наиболее известен писатель V в. Калидаса. Но она, в основном, писалась на уже мертвом тогда санскрите и носила салонный характер. Философы занимались, в основном, комментированием древних учений. Более значительными были достижения в естествознании. Была изобретена знаменитая цифровая система, применяющаяся теперь во всем мире. Уже в начале новой эры математикам были известны 8 математических действий, производимых над целыми числами и дробями, включая возведение в степень и извлечение корня. В астрономии использовались отдельные тригонометрические функции и была высказана смелая для того времени мысль, что видимое движение небесного свода и Солнца объясняется вращением Земли. В V в. ученые довольно точно вычислили число p и умели решать уравнения с двумя неизвестными. Стала применяться математическая символика. Особо развивалась медицина. Было создано до 200 медицинских инструментов, в том числе даже катетеры с зеркалами. От того времени осталось несколько медицинских трактатов и словарь лекарственных трав. Делались сложные операции: кесарево сечение, трепанации черепа.

Из особенностей повседневной жизни отметим, что, в отличие от других народов, в Индии положение женщин было более равноправным. Это в определенной степени связано с признанием равенства сексуальных отношений со всеми иными формами взаимоотношений между людьми. Поэтому половые контакты не требовали уединения, совершались в семье открыто, так же как и в особых храмах. Поэтому в Индии не распространилось многоженство (кроме семей знати и при бесплодии жены). Семьи были большими, многодетными. Муж по обычаям должен был быть старше жены, чуть ли не в 3 раза.

***

Таковы были специфические черты индийской цивилизации, основные черты которой начали формироваться еще в I тыс. до н.э. и сложились, в основном, до начала II тыс. н.э. Все дальнейшие изменения и напластования уже не меняли ее коренных черт, заключавшихся в следующем:

ü Государственная собственность была ведущей, но проявлялась в регламентации налогов, без вмешательства в земельные дела;

ü Раннее появление крестьянских наследственных прав на землю, без общих переделов, в условиях “семейной” ирригации;

ü Наличие прочной общины;

ü Роль государства была большей, чем в Европе, но меньшей, чем в других странах Востока, то есть без всевластия в вопросах собственности;

ü Чрезвычайно высокая (по европейским меркам) норма эксплуатации крестьян, ибо из-за благоприятных климатических условий расходы крестьян на жилье, топливо, одежду и даже пищу были минимальны. Впрочем, в других странах Востока норма эксплуатации бывала даже большей из-за более сильного вмешательства властей в повседневную экономическую жизнь;

ü Вплоть до ХIХ в. в Индии оставались участки ничейной земли, что позволило сохранять рутинную агрикультуру и вело к застою в сельском хозяйстве;

ü Крайняя неравномерность распределения, экономического и общественного развития из-за изолированности многих регионов джунглями, пустынями, реками. При этом на севере господствовали арийские языки, на юге - дравидские. Всё это породило этническую, политическую и культурную разобщенность Индии в средние века;

ü Создание двух крупных религиозно-этических систем - буддизма и индуизма, отразивших специфику индийского мировосприятия и оказавших влияние на соседние народы.

ТЕМА 7.

Наши рекомендации