Тема 1. Славянские земли, Древняя Русь в эпоху европейского раннего средневековья VI - XIII вв.

МИНОБРНАУКИ РФ

Вологодский государственный технический университет

Кафедра социально-гуманитарных наук

ИСТОРИЯ

Методические указания по курсу

Для студентов дневного отделения технических направлений подготовки

Вологда – 2012

ББК 63.3 (2)

История: методические указания по курсу для студентов дневного отделения технических направлений подготовки. - Вологда: ВоГТУ, 2012. - 40 с.

Методические указания по курсу истории предназначено для студентов дневного отделения технических направлений подготовки. В основу указаний положен проблемно-хронологический принцип изучения истории. В него входят содержание учебного курса, основная литература, общие методические рекомендации, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, примерный список вопросов к зачету/экзамену. В темы семинарских занятий включены методические рекомендации по изучению всех вопросов, рекомендуемая дополнительная литература, термины и понятия.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ.

Составители:

§ Воротникова Н.С., ст. преподаватель;

§ Лебединская Т.А., канд. ист. наук, доцент;

§ Головков В.М., канд. ист. наук.

Ответственный редактор: Воротникова Н.С.

Рецензент: Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент,

зав. кафедрой социально-культурного сервиса и туризма

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

"История" и другие дисциплины социально-гуманитарного цикла выполняют задачу всесторонней гуманитарной подготовки научно-технических кадров.

В "Требованиях к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" сформулированы основные цели и задачи курса "История". Студенты, изучившие дисциплину и сдавшие экзамены по курсу, должны:

· понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания, иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

· владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

· знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, вклад народов мира и России в достижения мировой цивилизации;

· уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

· стремиться к развитию интеллигентной личности (способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей общей эрудиции, способность понять и объективно оценить достижения культуры, умение использовать диалог как способ отношения к культуре и обществу и др.).

Таким образом, цель курса истории - знание каждым специалистом с высшим образованием истории, выработка навыков анализа исторического опыта, извлечения исторических уроков, самостоятельного анализа вопросов и проблем современного общества. Изучение вузовского курса истории требует от студентов систематической и серьезной работы, как аудиторной, так и самостоятельной.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, охватывает период с IX по XXI вв. В лекциях на современном уровне исторической науки излагаются актуальные проблемы истории. Рекомендуем записывать основные элементы лекций: план, проблемы темы, различные точки зрения на них, основные события, даты, выводы, методические советы по самостоятельной работе, в том числе и для подготовки к семинарским занятиям. Грамотно записанные лекции облегчают подготовку к семинарским занятиям, экзаменам.

На семинарах студенты на основе лекционного материала, самостоятельно изученной учебной и научной монографической литературы под руководством преподавателя обсуждают наиболее важные проблемы курса, анализируют и обобщают фактический исторический материал, делают выводы и обобщения.

Подготовку к конкретному занятию следует начинать с работы над конспектами учебных лекций и учебников. Затем обратитесь к Содержанию учебного курса (раздел данных методических указаний), это поможет вам составить представление о сущности темы и обсуждаемых вопросов.

Следующим важнейшим шагом является изучение научной монографической исторической литературы по теме. Рекомендуемую для изучения научную литературу вы найдете в планах семинарских занятий. Повторяющаяся по ряду тем литература указывается один раз (первый). Публикации, именуемые в науке первоисточниками (тексты законов, летописей, программных документов, работы государственных и политических деятелей, мемуары, статистические сборники и др.), следует подбирать по каждой теме самостоятельно или по совету преподавателя. Вы также можете выбрать научную литературу по своему усмотрению, в том числе и в электронном формате. В списке основной литературы вы найдете адреса некоторых рекомендуемых научных сайтов.

При работе с литературой делайте записи, аннотации (краткую характеристику статьи, раздела книги), подробный план или тезисы выступления. Не забудьте грамотно указывать автора, название и выходные данные используемой вами литературы. Для литературы, найденной в Интернете, также обязательно указывать автора, название работы и адрес сайта.

При подготовке к семинарам, зачету, экзамену рекомендуем обратить особое внимание на научные и исторические термины и понятия, приведенные в каждой теме. Вы должны хорошо представлять, что стоит за каждым из них, так как это – своеобразный "ключ" к изучаемым проблемам. Для работы с терминами используйте энциклопедические словари и справочники, некоторые из которых вы также найдете в данном пособии. Советуем составлять словарь терминов и понятий, а также использовать такие формы подготовки к занятиям, как таблицы, схемы, тесты.

В данные указания также включены вопросы для самоконтроля в виде тестов, они полезны для закрепления и обобщения полученных знаний, а также примерный список вопросов к экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Славянские земли, Древняя Русь в эпоху европейского раннего средневековья VI - XIII вв.

Проблема этногенеза восточных славян. Происхождение и расселение славян (IV – VIII вв.). Формирование их восточной ветви. Восточные славяне и их соседи.

Образование Древнерусского государства.Причины образования государства. Основные этапы становления восточнославянской государственности: I. Создание славянских племенных союзов, городовых областей и княжений (VI – IX вв.); II. Объединение племенных союзов под властью Киева (IX – XI вв.). Летописное призвание варягов. Правление первых русских князей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира (980-1015 гг.). Крещение Руси и его значение.

Проблема происхождения российской государственности. Сущность и история норманнского вопроса. Норманисты и антинорманисты. Современная норманнская проблема. Развитие славяно-скандинавских связей. Освоение великих речных путей: Волжского и Днепровского. Споры в исторической науке о происхождении правящей княжеской династии и названия «Русь». Славяно-варяжский синтез.

Киевская Русь в IX – XI вв. Развитие экономических отношений. Структура и характер экономики: сельское хозяйство, поземельные отношения, роль городов, ремесло, внешняя и внутренняя торговля, налоги и денежное обращение. Особенности экономического развития.

Социальное развитие Древнерусского государства.Социальные слои: свободные (князья, дружина, свободное городское и сельское население), зависимые и полузависимые. Социальные институты: дружина, община – вервь, семья. Характер социально-экономических отношений Древней Руси.

Политическое развитие Древнерусского государства.Политические институты Древней Руси. Княжеские органы власти: великий князь, дружина, наместники, волостели – функции и полномочия. Земские (вечевые и общинные) власти и их роль в управлении. “Русская Правда” (1054 г.). Великие князья Киевской Руси. Характер государственного строя Древней Руси.

Кризис древнерусской государственности. Период политической раздробленности (XII – XIII вв.) и ее причины: развитие частного землевладения и феодализма в древнерусских землях, ослабление центральной власти, обострение междоусобной борьбы. Княжеский съезд в Любече (1097 г.). Основные тенденции развития социально-экономических и политических отношений в русских землях. Владимиро-Суздальская Русь, Новгородская земля, Галицко-Волынская земля.

Древняя Русь в системе международных отношений.Основные направления и задачи внешней политики. Русско-Византийские связи и их значение. Варяжское влияние на Руси. Киевская Русь и ее восточные и южные соседи. Русь и Европейские страны. Место Киевской Руси в российской и мировой истории.

Наши рекомендации