Византия в iv-vi вв.: отблески былого величия.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.Расположенная на стыке Европы, Азии и Африки, Византия в IV в. занимала площадь 1 млн. кв. км. Ее границы простирались от Дуная до Евфрата. Это были наиболее богатые земли Римской империи, причем не только своими ресурсами, но и прошлым, уходящим в истории древнейших мировых цивилизаций.

Значительную часть территории империи составляли горные области с каменистой почвой, трудной для обработки. Однако теплый климат благоприятствовал земледелию. Излишняя сухость климата требовала постоянного орошения, но традиции ирригации здесь сложились давно и достигли высокого уровня. Все сколько-нибудь пригодные для обработки земли давно использовались. В горных районах было распространено и скотоводство. На весьма протяженных морских берегах важную роль играло рыболовство. В земледелии природные условия требовали тяжелого индивидуального труда на мелких изолированных горами участках и, нередко, вызывали кооперацию нескольких землевладельцев. Это не способствовало, в противоположность западным территориям, массовому распространению рабовладения в сельском хозяйстве и созданию крупных латифундий.

Страна была богата природными ресурсами: лесом, камнем, металлами, в том числе драгоценными, солью, папирусом для письма. Обладание необходимыми ресурсами придавало Византии определенную внутреннюю устойчивость в хозяйственной жизни. Высоко было развито ремесло и мореходство. Территория Византии была довольно плотно заселена и насчитывала 30-35 млн. жителей, из них не менее четверти проживало в городах[102].

Первые столетия византийской истории были временем сохранения всех основных черт римского общества. Жители не только назывались ромеями (римлянами), но и считали себя таковыми. Основным языком был латинский, в общественной жизни господствовали римские обычаи и законы. В социально-экономических порядках ведущим было античное рабовладение.

Но были и отличия, вытекавшие из особенностей региона. Одно из основных - вышеотмеченное сохранение сельской общины, наиболее распространенной из которых была митрокомия - соседская община с широкими правами крестьян на наделы и доли в общих угодьях. Семейные наделы были неотчуждаемы и переходили по наследству. Но, в отличие от общины-марки у германцев, свободы выхода с земельным наделом из митрокомии не было, что и скрепляло общину, делало ее устойчивой к посягательствам крупных землевладельцев и нажиму государства (что, кстати, замедлило социальные процессы в деревне).

Другим своеобразием средневековой Византии, сложившимся в середине I тыс., была, как отмечалось, организация государственного управления. Во главе империи стоял самодержец-василевс (басилевс). Но восточной деспотии здесь не сложилось. На Востоке правитель был верховным собственником всего, и государство тоже было его собственностью (это вырастало из патриархальных отношений). В Византии, как и в Риме, правитель получал власть от государственных органов. Священна была не личность монарха, а место, которое он занимал. Поэтому формально император избирался государством (сенатом, армией, народом). В результате императорская власть не являлась привилегией одного аристократического рода и не была наследственной. Это возникло в ходе рождения империи из цивилизованной Римской республики, как стихийный выход из внутреннего кризиса. Существовали многообразные формы частного землевладения. Поэтому, в отличие от Востока, в Византии не сложилось верховной императорской собственности на землю (были только личные, хотя и огромные владения императоров). Но император был выше законов, он имел право их вводить и отменять, что допускало произвол, хотя и ограниченный позднеантичными традициями[103].

ЭПОХА ЮСТИНИАНА.Завершение формирования византийского общества с характерными для него социально-политическими институтами относится к середине V в. Это было время последнего позднеантичного подъема, продлившегося до начала VI в. Последовавшая затем эпоха наиболее известного ранневизантийского императора Юстиниана (527-565 гг.) была переломной, когда уже начинали сказываться явления кризиса позднеантичного общества.

В конце V в. к власти пришли крупные землевладельцы - сенаторы и на престол взошел их представитель Анастасий. Против землевладельческой аристократии начались восстания и в результате переворота гвардия возвела на престол своего начальника - Юстина, из крестьян, вероятно, иллиро-фракийского происхождения, неграмотного, над чем знать изрядно потешалась[104]. Однако Юстин правил тяжелой рукой, но справедливо, обеспечив стабильность в стране. Своим соправителем он вскоре сделал своего племянника Флавия Петра Савватия Юстиниана. Злые языки утверждали, дядя просто озвучивал то, что делал племянник. Но надо учитывать и ненависть сплетников-аристократов к выскочке.

В отличие от дяди Юстиниан получил хорошее образование. К тому же Юстин, не имевший собственных детей, рано понял, что племянник не подходит к военной службе и привлек его ко двору. Родился Юстиниан в Иллирии, родной язык его - латинский и по культуре он был скорее римлянином, чем греком[105]. Невысокий, коренастый, с красивым, но почти постоянно угрюмым лицом, отличался отменным здоровьем - в 60 лет перенес чуму и выжил, что бывало крайне редко. Он - одна из самых колоритных фигур на византийском престоле. Умный, властный, энергичный правитель ("император, который никогда не спит"), всю свою жизнь посвятил осуществлению цели возрождения былого величия и могущества Рима. Внешне был прост, доступен, безразличен к роскоши, хотя понимал ее значение для престижа и тратился на это.

Вступив на престол в 45-летнем возрасте, спустя 9 лет правления дяди, Юстиниан проявил способности тонкого политика, напористого и коварного в достижении своих целей, скрытного и недоверчивого. Единственным, кто пользовался его особым расположением, была жена - Феодора. Столичная аристократическая среда окутала ее плотной завесой сплетен, легенд и анекдотов. Происхождение и бурная жизнь Феодоры этому способствовала.

Ее отец, если верить Прокопию Кесарийскому[106], был надсмотрщиком за медведями и рано умер, мать - скажем так - легкомысленной женщиной, много из которых крутилось в мире цирка. В семье было 3 дочери, Феодора - средняя. Невысокая, грациозная и поразительно красивая, отличалась веселым нравом, смелостью, предприимчивостью и острым умом. Из-за бедности рано приобщилась к проституции, поначалу прислуживая в этом старшей сестре. В кругах константинопольской золотой молодежи приобрела славу танцовщицы и всегда была окружена толпой почитателей. Писали о ее выступлении в 516 г. только с золотой цепью, затянутой на талии.

Юстиниан обратил на Феодору внимание, когда ей было уже 40 лет (ему - 38). К тому времени она успела пережить не только бурную молодость, но побывала замужем за вельможей, однако была им брошена, возможно, из-за неверности. Помыкавшись по провинции, бывшая танцовщица к этому времени вернулась в столицу, где вела уединенный образ жизни, стараясь усовершенствоваться в науках, что делала довольно успешно. Далеко не юный Юстиниан страстно влюбился и поведал дяде о своем желании жениться на ней. Юстин, баловавший племянника, дал согласие и предоставил невесте патрицианское достоинство. Но закон запрещал особам императорской семьи жениться на женщинах низкого происхождения. Юстин отменил этот закон. Но все это дядя с племянником проделали лишь после смерти ярой противницы такой партии - жены Юстина, в 523 г.

В отличие от умного, целеустремленного, но медлительного Юстиниана, неготового к неожиданным ситуациям и терявшегося в них, Феодора обладала умом поверхностным, но необычайно практичным. Жизненный опыт позволял ей мгновенно оценивать обстановку. Обладая в молодости веселым и общительным характером, она с возрастом стала крайне обидчивой, злопамятной и мстительной. Став императрицей, не прощала не только своих врагов, но и пренебрежение к себе. В противоположность относительно простому в обращении Юстиниану, Феодора установила сложный и унизительный церемониал приема. Чтобы попасть к ней, даже высокие должностные лица должны были часами, а то и днями простаивать в узком и душном коридоре перед ее покоями. Ожидавшие приема вытягивали головы, поднимались на цыпочки, чтобы их заметили выходившие от императрицы евнухи[107]. К владычице приглашались немногие, входили они не надолго и со страхом. Права говорить с ней или просить о чем-либо без ее разрешения не позволялось. Но и избегать ее посещения тоже было нежелательно, ибо лишь жене император доверял свои сомнения, в том числе и при назначениях на должности. Феодора как бы дополняла супруга, знала его характер и не вмешивалась в те дела, по которым муж уже принял решение. Между ними даже многочисленные недоброжелатели не находили серьезных конфликтов. В итоге ни один важный государственный вопрос не решался без участия Феодоры, в том числе смещение и назначение патриархов, министров и военачальников. И если Юстиниан ориентировался на восстановление былого величия Рима, Феодора смотрела на Восток, понимая значение Сирии, Египта и других богатых восточных провинций для Византии. И, кстати, это было куда реалистичней, чем дорогостоящее стремление Юстиниана восстановить западную границу Римской империи, которую все равно не удалось удержать.

Получив в свои руки огромные возможности, Феодора постаралась умело распорядиться ими. Она много отдыхала, часто принимала ванны. Справедливо полагая, что красота для женщины - путь к верному успеху, завела целую косметологическую лабораторию, массу времени уделяла своим туалетам. Детей от Юстиниана не имела. О бедах своей молодости не забыла и ввела заботу о попавших в беду женщинах чуть ли не в ранг государственной политики. По крайней мере, ни до, ни после ее, не принималось столько законов и решений, проникнутых заботой о женщинах. Она ввела законы против соблазнителей, закрыла столичные бордели. Помогала и материально выпутываться падшим, но раскаявшимся женщинам, создавая специальные приюты. В общем - супруги удачно дополняли друг друга. Пробыла императрицей Феодора 21 год и умерла или от рака, или от некоей другой таинственной болезни, пришедшей, возможно, с благовониями Востока. Иногда пишут и об отравлении, но доказательств этого нет. Счастливый в браке Юстиниан страшно переживал ее смерть, стал не только угрюмее и нерешительнее обычного, но и потерял интерес к активной деятельности.

Уже в самом начале своего правления Юстиниан оказался в крайне опасной ситуации, которая едва ни стоили ему трона. Не имея возможности опереться на традиционный правящий слой страны - сенаторскую аристократию, Юстиниан вслед за Юстином, маневрировал, стараясь учитывать интересы армии, богатых горожан Константинополя, церкви, средних и мелких земельных собственников, даже крестьян. Но для такой политики нужна была опора если не на некие сплоченные силы, то хотя бы на собственный авторитет. У Юстиниана этого не было. Не доверяя посторонним, он привел к управлению своих приближенных и слуг, которые своей некомпетентностью в делах такого огромного государства, а, порой, и злоупотреблениями, дискредитировали его деятельность.

В январе 532 г. недовольство столичных жителей выплеснулось в открытое вооруженное выступление, вошедшее в историю под названием "восстание "Ника"[108]. Подробно описанное, оно хорошо иллюстрирует тогдашнюю политическую обстановку. После вытеснения христианством такого популярного римского зрелища, как гладиаторские бои, самым массовым зрелищем стали конные бега, проводимые в цирке, превратившимся в ипподром. В столице, естественно, и цирк стал больше, чем просто место, куда собирались болельщики поглазеть на скачки. Сложились группы, поддерживавшие ту или иную команду возниц. В условиях обострения политической ситуации эти группы тоже политизируются.

Всего было 4 команды, называвшиеся по своим цветам: зеленые, синие (голубые), белые и красные. Так же назывались и группы болельщиков. Наиболее крупными и активными стали зеленые и синие. Сторонники зеленых оказались связанными с крупными светскими землевладельцами, сенаторами. Синие активно поддерживались церковной знатью. К этим группировкам стали тяготеть и широкие массы низов столицы и провинций. Впрочем, некоторые исследователи советуют не преувеличивать политическую окраску болельщиков.

Но к началу 532 г. положение в Константинополе обострилось из-за активной внешней политики, начатой Юстинианом и больших строительных работ, предпринятых для возвеличения его власти. Это увеличило налоги и озлобило горожан. Наиболее активными оказались зажиточные горожане, церковники - сторонники синих. Но недовольство решили в своих интересах использовать и отстраненные от власти сенаторы. В итоге синих поддержали и зеленые.

На бега обычно собирались все слои общества, в том числе и император - в своей ложе. Ипподром, в итоге, оказывался чуть ли не единственным местом, где любой болельщик через предводителя своей группы - демарха - мог обратиться с просьбой к императору и дождаться его ответа (через глашатая). В тот январский день демарх зеленых подошел к императорской ложе и стал довольно резко упрекать Юстиниана в притеснениях его администрации. Тот вспылил и пригрозил расправой за неучтивость. Тогда зеленые покинули цирк и стали бесчинствовать в городе. К ним присоединились синие. В правительственных кварталах начались пожары. Войск в городе было мало. Гвардия, недолюбливая Юстиниана, бездействовала. Спустя 5 дней анархии восставшие провозгласили императором племянника свергнутого Юстином Анастасия - Гипатия. Юстиниан, как это с ним часто бывало, промедлил с принятием решительных мер и даже приказал готовить суда для бегства в Азию. И вот тут проявила характер Феодора, лишь только 5 лет наслаждавшаяся новой жизнью. На собранном совете она начала со слов: "Всякий, кто родился на свет, осужден умереть раньше или позже. Но жить в изгнании - невыносимо для императора". Мысль о бегстве была оставлена. Одного опытного полководца - Велизария - отправили за верными войсками, другому - Нарсесу - дали деньги для подкупа вождей синих. И пока восставшие митинговали в цирке, туда ворвались войска Велизария и перебили от 30 до 40 тыс. восставших. Мятеж был подавлен, Гипатий - казнен. Но это восстание наложило определенный отпечаток на все дальнейшее правление Юстиниана: он так и не сумел установить ту авторитарную власть, к которой стремился и вынужден был лавировать между группировками. Но права городских кварталов - димов (от греч. - демос) на выражение общественного мнения (следы античной демократии) были ликвидированы. Уступив знати, Юстиниан отыгрался на более слабых - на рядовом населении.

А теперь об основных деяниях Юстиниана. Целью внешней политики было, как отмечалось, восстановление под его властью Римской империи. Ему удалось вернуть Италию, Северную Африку, юг Испании, Южный берег Крыма. Но это был лишь кратковременный успех, отнявший у страны много сил. На востоке велись длительные безрезультатные войны с Ираном.

Более прочными и значимыми были юридические достижения юстаниановой эпохи. При нем было приведено в порядок позднеримское законодательство, объединенное в "Свод гражданского права" (Кодекс Юстиниана). Для последующих эпох важно, что Кодекс закреплял незыблемость права частной собственности, а также юридические права женщин, других членов семьи. В таком виде этот свод использовали последующие поколения. Кодекс лег в основу буржуазного права. И это не случайно. Кодекс - не копия древнего римского права. В нем античные законы приспосабливались к обществу, прошедшему "обработку" христианской этикой и обычным правом раннего средневековья.

Много сделал Юстиниан для укрепления официальной константинопольской церкви, активно участвовал в борьбе с ересями (от религиозных преследований тогда погибло до 100 тыс. человек). В угоду церкви император уже в 529 г. закрыл философскую школу в Афинах - последний оплот язычества в империи. Но, помогая церкви, он установил полный контроль над ней, что стало отличительной чертой византийского христианства, в противоположность западноримской церкви, которая при слабых государствах добилась полной независимости от светской власти.

Озабоченный величием империи, Юстиниан покровительствовал культуре (в отличие от своего дяди он, как отмечалось, был высокообразованным монархом). Особое внимание он уделял монументальному искусству - архитектуре. С его именем связана постройка знаменитого Софийского собора в столице, отнесенного современниками к одному из чудес света. Сооружались и другие храмы. Тем самым возвеличивались и сам император, и руководимая им церковь. В целом для культуры эпохи Юстиниана характерна победа христианских начал над языческими. В обществе завершился поворот к христианству.

Но к концу царствования Юстиниана начали накапливаться нерешаемые проблемы. Активная политика требовала огромных средств. До 250-300 тыс. человек насчитывала армия, чиновников разного ранга было около 10 тыс. Средств не хватало - увеличивались налоги, что вызывало брожение в обществе. После смерти Феодоры в 548 г. Юстиниан, как отмечалось, снизил активность. Но, вероятно, старея, он не только терял близких и сам слабел. Возможно, он стал понимать тщету своих усилий по реставрации Римской империи. К старости усилилась тяга Юстиниана к богословским проблемам.

Современники с насмешкой отмечали его долгие беседы с "допотопными старцами", бесконечные дискуссии по догматическим вопросам. Но вряд ли это вызывалось только усталостью самодержца, оставшегося без супруги. В религиозной форме проявлялись многие противоречия, раздиравшие империю. Не имея больше средств на проведение активной внешней и внутренней политики, Юстиниан концентрировался на той сфере, где, как ему казалось, можно еще было кое-что сделать без особых материальных затрат.

Но положение в стране всё ухудшалось. Огромных расходов требовала охрана ранее завоеванного и 250-300-тысячная армия. Чиновников разного ранга насчитывалось около 10 тыс., в отношении которых действовал принцип: огромное жалование - высшим и минимальное - низшим[109]. Это вело к процветания взяточничества, злоупотреблений и произвола. В последние годы жизни на императора организовывались покушения. Боясь раздоров, 83-летний Юстиниан даже не решился рекомендовать себе преемника и с тем отошел в мир иной.

Так сошел с исторической сцены человек, пытавшийся приостановить естественный ход византийской истории. Будучи одним из наиболее ярких выразителей политики позднеантичной эпохи, он интуитивно стремился несколько смягчить негативные стороны рабства, не подрывая его как такового[110]. Он стремился также сохранить и сплотить средних и мелких свободных земельных собственников и, опираясь на них и церковь, ограничить рост могущества крупной землевладельческой знати, своими узкоэгоистическими интересами ослаблявшей страну. Но, в конечном итоге, Юстиниан лишь обострил тот социальный кризис, от которого пытался спасти империю.

Тем не менее, его правление вошло в число наиболее ярких страниц византийской истории. Собственно, с его деятельности началась византийская история как таковая. При нем Византия достигала наибольших размеров, имела огромный международный авторитет. Отчасти было укреплено единство государства и церкви, формировалась особая византийская культура, росла слава блистательной столицы - Константинополя. Построенный по распоряжению Юстиниана Софийский собор стал не только одним из "чудес света", но и символом значения Константинополя как центра восточного христианства. Были заложены основы византийского стиля в архитектуре, живописи, идеологии, эстетике. В годы правления Юстиниана сложились в систему принципы и методы византийской дипломатии. Именно из Византии распространились по Европе принципы: неприкосновенности посла, процедура вручения верительных грамот. "Кодекс Юстиниана", как отмечалось, оказал существенное влияние на средневековое западноевропейское законодательство. В определенной мере в эпоху Юстиниана был подведен как бы итог предыдущего развития и исчерпаны все серьезные возможности реформ на позднеантичной основе.

Избранный в 565 г. императором Юстин II, племянникЮстиниана, был встречен криками константинопольцев: "Сжалься над нами..., облегчи нашу нищету!" Казна была пустой, армия - ослабленной. Новый император должен был начать со сложения недоимок. Но, как и Юстиниан, его преемники и не пытались проводить какие-либо существенные реформы по ликвидации нерентабельного крупного рабовладения знати и лишь латали сложившиеся порядки. Это был дрейф по течению к пропасти. Недостаток ресурсов принуждал сокращать расходы на все гражданские нужды, чтобы сохранить мощь армии. Но такая политика разваливала государственное управление, ибо приводила к росту коррупции среди чиновников. Но все равно на армию средств не хватало и она уже не могла сдерживать натиск варваров. Завоеванные с таким трудом земли на Западе захватывали и заселяли германцы. Северные Балканы отторгли славяне и болгары. Принимавшая все более острый характер борьба различных группировок среди власть имущих вылилась в начале VII в. в гражданскую войну. Не выдержав тяжести наследия, Юстин II сошел с ума и умер бездетным.

Таков был результат талантливых, но безуспешных попыток повернуть вспять колесо истории.

§ 3. ВИЗАНТИЯ В VII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IХ в.:

Наши рекомендации