Население междуречья дуная и днестра.

Территория от южных отрогов Карпат на севере и до Нижнего Дуная на юге, от Правобережья Днестра на востоке и р.Тисы на западе в раннем средневековье отличалась этнической неустойчивостью. В начале I тыс. н.э. большая часть очерченного региона входила в состав Римской провинции Дакии, чье название перешло и на жившее здесь фракийскоенаселение, которое стали также называть даками. Они принадлежали, как и их западные соседи - иллирийцы, к средиземноморской языковой группе и были сильно романизированы. После ухода римлян в II в. сюда, напомним, поочередно устремлялись готы, гунны, гепиды, авары. С VI в. долины Днестра и Прута стали одним из основных путей проникновения на Дунай и Балканы славян. По Днестру установилась граница между склавинами и антами. Последние занимали территорию нынешней Молдовы. Так на Днестре образовалось смешанное славянско-фракийское население. Причем, если у славян преобладало земледелие, среди фракийцев-даков было распространено скотоводство.

Разгром антов аварами в начале VII в. и нашествие тюрок-болгар в конце VII в. привело к существенным изменениям в характере славянской заселенности края. Создание на Дунае Болгарского государства препятствовало движению славян за Дунай, и они стали оседать в Днестровско-Прутском междуречье. В IХ в. северные и центральные районы данной территории вошли в состав древнерусских княжеств, южные - в состав Первого Болгарского царства.

В VI-IХ вв. на рассматриваемой территории расселились и волохи[98] - пастушеское население, прародиной которого, скорее всего, были Восточные Альпы (Римская провинция Норик) и ведут они свое происхождение от кельтов. Занимались они преимущественно отгонным скотоводством и долгое время жили в горных селах, редко спускаясь в долины, где проживали даки и славяне. Говорили они на так называемой народной латыни, близкой языку даков.

Вот в этом этническом котле "варилась" будущая румынская народность, сложившаяся к концу I тыс. из местного, автохтонного восточнофракийского населения (даков) и волохов, ассимилировав другое пришлое население, включая славян. В Карпатах в результате всех указанных перемещений и смешения, прежде всего местных славян с волохами, возникли русины - предки современных закарпатских украинцев.

Социальное развитие жителей этих земель в таких условиях происходило замедленно. В IХ-начале Х в. большая их часть оказалась под властью Болгарии, через которую в 865 г. было принято христианство. Под ее же влиянием с Х в. начинает оформляться территориальное управление в виде кнезатов, которые подчинялись имевшему обширные земельные владения наместнику-князю, обладавшему административной, военной и судебной властью. Несколько кнезатов составляли воеводствово главе с воеводами или господарями. На Приднестровских, будущих молдавских землях, подобные процессы ускорялись соседством Древней Руси. Христианство там было принято спустя год после крещения киевлян, в 989 г. Но основная масса населения все еще оставалась свободными крестьянами. Дальнейшее формирование феодальных порядков приходилось на последующие столетия.

ВЫВОДЫ. Таким образом, за исключением более развитой Болгарии, воспринимавшей импульсы феодального развития от соседней Византии, у остального населения региона преодоление первобытности и переход к новым, феодальным порядкам начался лишь с IХ-Х вв. Спецификой региона, опять таки, за исключением Болгарии, была прочная община и отсутствие индивидуальных наследственных прав на землю, что сближает эти порядки с западнославянскими.

ТЕМА10.

ВИЗАНТИЯ: ГРУЗ ПРОШЛОГО.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.

Вспомним, что последним единым римским императором был Феодосий, который, учитывая сложившиеся реалии, завещал разделить государство между двумя своими сыновьями. И после его смерти в 395 г. у восточной части Римской империи появился свой суверенный император - Аркадий. Под его властью оказались Балканы, Малая Азия, Сирия и Египет. Спустя столетие после падения Западной Римской империи западноевропейские эрудиты ее сохранившуюся восточную часть, чтобы отличать от римской, назвали Византийской[99]. Сами же жители этого государства назвали его Ромейским, а себя - ромеями[100]. После падения Рима Византия просуществовала еще целое тысячелетие.

В чем же причины ее жизнеспособности, ибо по протяженности византийская эпоха почти равна древнеримской? Они кроются в своеобразии экономического и социально-политического развития. Экономика восточной части Римского государства, включавшего на Востоке многие очаги древних цивилизаций, была, в отличие от Запада, многоукладной. Она не была завязана исключительно на труде рабов. Там и до римского завоевания, и в составе империи продолжало существовать крестьянское земледелие и свободное ремесло. Поэтому кризис античного рабства был здесь не столь разрушительным. Ставший ущербным рабовладельческий уклад в сельском хозяйстве вытеснялся крестьянским. Сохранила жизнеспособность и городская экономика, следовательно, продолжался товарообмен между городом и деревней, что позволило сохранить налоговую систему. Грецию, с ее близостью к римским порядкам, "вытянули" афро-азиатские провинции.

В условиях работающей экономики сохранялись условия для относительной политической стабильности. Менее разрушительным оказался и натиск варваров.

В итоге, если на Западе произошли полная смена власти и перераспределение собственности от римлян к варварам, то в Византии собственность и власть лишь перемещались внутри правящего слоя, при включении в его состав новых групп. Жизнеспособность, устойчивость государственным структурам создало, прежде всего, сохранение, как и везде на Востоке, мелких крестьянских хозяйств, объединенных в соседские общины. Общины предохраняли крестьян от безудержной эксплуатации и разорения, сами же крестьяне стабильно обеспечивали землевладельцев и государство необходимым продуктом. Поэтому разрушение рабовладельческого хозяйства, хотя в целом и ослабило страну, но не разрушило, как на Западе. В Греции, где крестьянское хозяйство было подорвано, как и в Риме, оно было возрождено славянскими переселенцами. Сохранение налаженной налоговой не только скрепляло государство, но оставляло ресурсы и для содержания византийской армии, и, при необходимости, чтобы откупиться от опасных противников[101]. В таких условиях варварское расселение на Балканах не было столь разрушительным, как в западных провинциях.

Богатая казна позволила не только сохранить государственный аппарат, но создать разветвленную чиновничье-бюрократическую систему и выработать основанную на ней особую форму государственного управления - самодержавную власть - уникальный опыт тоталитарного государства в Европе (А.П.Каждан). В античном Средиземноморье были, как известно, выработаны более совершенные формы государственного управления, основанные на демократии. Но в тогдашних условиях она оказалась доступной только свободным. Ее ограниченность и стала одной из причин гибели античного общества. Византия, таким образом, вернулась к более ранней форме государственной организации, присущей и древнему Востоку, и, отчасти, европейским поздневарварским королевствам. Но в Византии не просто восстановилась единовластие, присущее уже и Позднему Риму. В ней монархические традиции, возникавшие при изживании первобытности из обычаев подчиняться военным вождям, вплелись в самый образованный в тогдашней Европе правящий слой и высокую городскую культуру.

Тем не менее, переход византийского общества к феодализму был трудным для него, болезненным и охватил все раннее средневековье. Обратимся к основным этапам и фактам этого процесса.

Наши рекомендации