Экономический механизм охраны окружающей природной среды
В состав экономического механизма входят: природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность использования природных ресурсов, платежи за загрязнение окружающей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и освобождение от обложения налогами. Это постоянно действующие экономико-правовые институты. Сейчас, в условиях рынка, появились новые экономические стимулы. Среди них:
экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохранительных производственных фондов, а также введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и, наоборот, снижение цен на экологически неблагоприятную продукцию. Формируется также банк экологических услуг, совершенствуются договорные отношения, где видное место занимает экономический механизм регулирования — договоры на комплексное природопользование, аренды, передачи в постоянное пользование объектов, охрана памятников природы и т.д.
Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природных ресурсов, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка ресурсов, их продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природных ресурсов и в целом образуют единую экономико-правовую систему. Среди них:
— Земельный кадастр;
— Кадастр месторождений полезных ископаемых;
— Лесной кадастр;
— Водный кадастр.
Учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства при Минсельхозе России. Реестр рыбных запасов по внутрихозяйственным водоемам ведет Федеральное агентство по рыболовству. Своеобразными кадастрами редких животных и растений служат Красная книга Российской Федерации, Красные книги субъектов Федерации.
Платность природных ресурсов. Платность повышает заинтересованность в эффективном использовании ресурсов, в их сохранении и воспроизводстве, а также обеспечивает получение дополнительных средств на природоохранительную работу. Закон предусматривает два вида платы за ресурсы природы: а) за право пользования ресурсами; б) за загрязнение окружающей природной среды.
Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; за сверхлимитное и нерационадь-1юе их использование; плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Так, плата за землю выступает в трех формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. За использование недр установлено три формы платы: за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, а также за использование недр для иных целей, не связанных с добычей полезного сырья. За пользование водными объектами взимается плата: за право пользования и на восстановление и охрану вод. За пользование лесными ресурсами установлены: лесная подать (лесной налог), арендная плата и отчисления в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса. Соответствующие платежи установлены также за пользование растительными ресурсами, животным миром.
Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается за: выбросы, сбросы вредных веществ в пределах лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх лимитов либо без разрешения; размещение отходов. Базовые нормативы выплат определяются по каждому виду загрязняющих веществ и иного вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные колебания) с учетом степени их вредности. Разработчик — МПР РФ с участием заинтересованных ведомств.
Конкретные размеры платежей для предприятий-загрязнителей определяются органами местной администрации с участием природоохранительных органов. Платежи зачисляются в местный бюджет для расходования на нужды охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Экологическое страхование. Цель страхования — защита имущественных интересов лиц, потерпевших ущерб в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды. Страхование является добровольным. Страхователями являются предприятия, учреждения, организации, которые заключают договор с государственной страховой компанией. В договоре указываются: страховая оценка договора, страховые платежи, порядок и условия их выплаты. Страховая оценка — это размер годового оборота предприятия, т.е. выручка от реализации продукции и оказания услуг. Страховые платежи уплачиваются по ставкам, которые устанавливаются в процентах от годового оборота. Понесшие ущерб граждане и юридические лица получают компенсацию за причиненный вред за счет страховой суммы, накопленной предприятием (страхователем). Если же страховщик (страховая компания) откажет предприятию в выплате страховой суммы, то потерпевшие в таком случае обращаются в суд. Иск рассматривается в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая конкретизирует гражданско-правовую ответственность за причиненный вред источником повышенной опасности.