Экономический механизм охраны окружающей природной среды

С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает, и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде, которую они сами и загрязняют. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.

Говоря об экологической безопасности, можно сделать вывод о том, что это такое состояние окружающей природной среды, при котором гарантируется предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей. Это осуществляется путем установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов с помощью законодательно определенных экологических стандартов и нормативов, а также привлечения виновных к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Для пресечения, исправления и контроля над сложившейся ситуацией и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот [1].

Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

· планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

· предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

В большинстве случаев право природопользования является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей.Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В сфере природопользования применяются два вида платы:

1. плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы);

2. плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий.

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом.

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в стране создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Цель системы экологических фондов - решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

· средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;

· сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;

· средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

· пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.

Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим законодательством. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

В целом, экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах

16. Планирование и финансирование экологических мероприятий.

Система планирования природоохранной деятельностью начала формироваться в период плановой экономики и была подчинена законам этой системы. Планирование осуществлялось на основе государственных экологических программ и планов социально-экономического развития. В пятилетних планах экономического развития содержались и задания по проведению природоохранных мер. Такие задания формулировались на государственном уровне и на уровне отраслей регионов и предприятий.

Основным источником средств на охрану природы был государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятий,., но они были ничтожно малы.

Вступление, в рынок разрушило прежнюю систему планирования. Основой современного развития являются долгосрочные планы и программы экономического развития.

Планирование мероприятий по охране ОС и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной программы.

В законе «Об охране окружающей среды» (ст. 17) указывается, что на современном этапе перехода к рыночным отношениям финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий производится из следующих источников:

- федеральный бюджет РФ и бюджеты ее субъектов;

- средств предприятий, учреждений, организаций;

-региональных и "местных" экологических фондов;

- фонда экологического страхования; кредитов банков;

- добровольных взносов населения.

17. Лимитирование природопользования.

Лимиты представляют собой экологически обоснованные предельно допустимые объемы изъятия природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени.

Лимиты подразделяются на три вида: территориальные, отраслевые и индивидуальные.

Территориальные лимиты устанавливаются для субъектов Федерации.

Отраслевые действуют в пределах районов, подведомственных отраслевому министерству или ведомству, в частности, в пределах бассейнов рек, лесхозов.

Индивидуальные лимиты устанавливаются для конкретных природопользователей.

Введение института лимитирования обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью рациональной организации их использования.

Лимитирование является правовой формой планирования использования природных ресурсов. Так, лимитирование водопотребления осуществляется на основе и в развитие водохозяйственных балансов, разрабатываемых с учетом соотношения потребностей в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.

Выделяют два вида лимитов:

1) лимиты использования природных ресурсов;

2) лимиты вредного воздействия на окружающую среду.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются в отношении отдельных видов природных ресурсов на определенный срок.

Лимиты на использование природных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.

Лимиты на использование природных ресурсов, состоящих в собственности субъектов РФ, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными государственными органами.

Лимиты подлежат корректировке в связи с изменением экологического и санитарно-эпидемиологического состояния природных объектов.

При установлении уточненных лимитов природопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на природопользование.

Лимиты на природопользование устанавливаются на основании заявленных природопользователем потребностей, научно обоснованного расчета объема потребления природных ресурсов, с учетом состояния природного объекта.

Лимиты вредного воздействия подразделяются на:

1) лимиты вредных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду;

2) лимиты размещения вредных веществ.

В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды под названными лимитами понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. Смысл установления таких лимитов заключается в том, чтобы по возможности снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду в целях предотвращения ухудшения ее состояния.

Лимиты вредных воздействий устанавливаются для природопользователей на определенный срок и преследуют цель поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду с учетом экологической обстановки в данном регионе.

18. Платежи в сфере природопользования.

К числу основных принципов экологического права относится принцип платности природопользования. Исходя из существующего разделения природопользования на позитивное и негативное все платежи в рассматриваемой сфере можно разделить на плату за использование природных ресурсов и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за использование природных ресурсов. Платность природопользования является важнейшим элементом системы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов. Платность использования природных ресурсов способствует решению экологических задач по эффективному использованию земель и других природных ресурсов, обеспечивает материальную заинтересованность всех природопользователей в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, дает дополнительные средства на поддержание их естественного состояния и охрану.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется федеральными законами и издаваемыми в их развитие правовыми актами Правительства РФ.

Платежи за пользование природными ресурсами имеют рентную природу. При помощи платежей законодатель стремится изъять дополнительный доход природопользователя, полученный от использования свойств природных ресурсов.

Платежи за право пользования классифицируются на две группы:

1. регулярные платежи. К ним относятся налоги и иные платежи, применяемые на основании факта пользования природным объектом;

2. разовые платежи, взимаемые с природопользователя единовременно. К таким платежам относятся лицензионные сборы и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

Регулярные платежи взимаются в течение всего срока действия разрешительного документа.

Регулярные платежи в сфере природопользования устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов. Если отсутствует кадастровая оценка природных ресурсов, то применяются показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Налоги в сфере природопользования классифицируются в зависимости от объекта налогообложения на следующие виды:

• земельный налог;

• водный налог;

• налог на добычу полезных ископаемых.

Земельный налог относится к разряду местных налогов.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения:

• налоговые ставки,

• порядок

• сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Водный налог и налог на добычу полезных ископаемых являются федеральными налогами. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Неналоговыми платежами в сфере природопользования являются лесные подати, регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах.

Минимальные ставки неналоговых платежей за пользование устанавливаются Правительством РФ (относительно ресурсов, находящихся в федеральной собственности), органами исполнительной власти субъекта РФ (относительно ресурсов, находящихся в собственности субъекта РФ).

Ставки платежей регулярно пересматриваются. При пересмотре ставок учитываются изменения уровня цен на природные ресурсы и объем затрат на добычу природной продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов и платежей являются российские и иностранные граждане и юридические лица, осуществляющие специальное природопользование на территории РФ, на которых в соответствии с НК и природоресурсным законодательством возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

По общему правилу, платежи за пользование взимаются в денежной форме. Однако в отдельных случаях законодательством допускается внесение платежей в иных формах, а именно: в виде части добытой природной продукции либо произведенной природопользователем продукции, выполненных работ или услуг.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду ст.16 Закона об охране окружающей среды относит:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

• иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Закон предусматривает, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения наносимого ей вреда.

Ставки платежей за загрязнение непосредственно для предприятий, организаций устанавливаются представительными и исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления с участием территориальных органов МПР России, Госсанэпиднадзора и предприятия-загрязнителя.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды служат, с одной стороны, источником пополнения соответствующих бюджетов, целевых бюджетных фондов, средства которых обеспечивают, в том числе, проведение мероприятии и выполнение программ по охране окружающей природной среды. С другой стороны, они экономически стимулируют предприятия сокращать объем выбросов, сбросов и образования отходов и предотвращать тем самым вредное воздействие на природную среду и здоровье населения.

19. Нормирование качества окружающей среды.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными гос. органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. В РФ основным нормативным актов является ФЗ «Об охране окружающей среды», глава 5 которого определяет систему нормативов и критерии их установления.

В систему нормативов входят:

1. Нормативы качества. Устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, а так же нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на окружающую среду.

2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия; предельно допустимые норма применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

3. Норматив предельного изъятия природных ресурсов. Федеральный закон об охране природных ресурсов определяет, что порядок установления этих нормативов должен содержаться в законе об отдельных видах природных ресурсов.

20. Государственное управление природопользованием и охраной окру­жающей среды.

Представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Выделяют: общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление.

Наши рекомендации