Примерное выполнение заданий
Задание I.Выберите правильный ответ (ответы).
1. В России брак заключается при соблюдении следующих условий:
а) личное присутствие лиц, вступающих в брак
б) наличие нотариально заверенной доверенности у представителя одного из лиц, вступающих в брак, если личное присутствие вступающего в брак невозможно ввиду нахождения такого лица вне территории Российской Федерации
в) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак
г) достижение брачного возраста д) наличие государственной регистрации по месту жительства лиц, вступающих в брак, в месте нахождения органа записи актов гражданского состояния, в котором будет регистрироваться брак
2. Для какой отрасли права характерен метод правового регулирования, основанный на юридическом равенстве участников, их независимости и имущественной самостоятельности?
а) уголовное право
б) административное право
в) гражданское право
г) налоговое право
3. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является:
а) паспорт
б) трудовая книжка
в) расчетная книжка на получение заработной платы
г) карточка учета рабочего времени
4. В соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран:
а) гражданин Российской Федерации
б) не моложе 35 лет
в) гражданин иностранного государства
г) постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет
е) никогда не покидавший территории Российской Федерации
5. Не относится к признакам государства:
а) наличие публичной власти
б) наличие сухопутных границ с другими государствами
в) наличие свободных экономических зон
г) наличие золотого запаса
д) разделение населения по территориальным единицам
6. Формами некоммерческих организаций являются:
а) религиозная организация
б) союз коммерческих юридических лиц
в) фонд
г) учреждение
д) некоммерческое партнерство
7. Для прекращения доверенности достаточно:
а) решения лица, которое выдало доверенность
б) решения лица, которому выдали доверенность
в) решения государственного органа, зарегистрировавшего доверенность
8. Субъектами Российской Федерации являются:
а) республики
б) области
в) свободные экономические зоны
г) автономные районы
д) города федерального значения
9. Авторское право возникает с момента:
а) создания произведения
б) создания и государственной регистрации произведении
в) создания и обнародования произведения
г) опубликования и регистрации произведения
10. Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, называются: а) юридический консенсус
б) договор
в) правомерные действия
г) сделка
д) использование гражданских прав и обязанностей.
11. В соответствии с действующим российским законодательством, по общему правилу, признается:
а) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния;
б) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, и церковный брак
в) церковный брак и «гражданский брак»
г) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, а также церковный брак и «гражданский» брак
12. Примерами институтов права можно назвать:
а) институт права собственности в гражданском праве
б) институт ответственности должностных лиц в административном праве
в) институт избирательного права в конституционном праве
г) институт надзора за выборными органами власти в конституционном праве 13. В России источниками права являются:
а) нормативно-правовой акт
б) закон в) судебный прецедент
г) доктринальное толкование нормативного правового акта
д) правоприменительный акт
14. При приеме на работу работнику, по общему правилу, может быть установлен испытательный срок продолжительностью:
а) 1 месяц
б) 3 месяца
в) 6 месяцев
г) 9 месяцев
15. Конституция Российской Федерации была принята:
а) на референдуме
б) на заседании Государственной Думы
в) на заседании Конституционного совета
г) 12 декабря 1993 г.
д) 1 января 1991 г.
е) 12 июня 1991 г.
Задание II.Раскройте содержание следующих понятий.
1. Доверенность –
2. Подзаконный нормативный акт –
3. Трудовой договор –
4. Вотум недоверия –
5. Грабеж –
6. Местное самоуправление –
9.5 Решение задачВ практическом задании решение двух ситуационных задач.
Практическое задание 1. Олег Никитин, 16 лет, учащийся торгового техникума, купил в магазине магнитофон, потратив на него деньги, выданные ему родителями на приобретение куртки, к которым он прибавил скопленные заранее, в частности, и за счет своей стипендии, деньги. Узнав об этом, отец Олега обратился в суд с иском о признании договора розничной купли-продажи недействительным. Кроме того, отец просил суд предоставить ему право получать стипендию сына и распоряжаться ею, т. к. по его мнению, Олег тратит ее на приобретение ненужных семье вещей. Каким должно быть решение суда?
Практическое задание 2. При сдаче железной дороге 500 кг помидор для отправки магазину, АО «Рассвет» заключил с управление дороги соглашение, по которому железная дорога освобождалась от ответственности за сохранность груза в пути. В связи с задержкой груза в пути, значительная часть помидоров испортилась, о чем был составлен на станции назначения коммерческий акт. Магазин предъявил управлению дороги претензию, которую последнюю отклонило, ссылаясь на заключенное грузоотправителем соглашение, по которому железная дорога освобождалась от ответственности за сохранность груза в пути. Тогда магазин обратился с иском в арбитражный суд. Какое решение должен вынести арбитражный суд?
Методические рекомендации по решению задач
Решение задачи – это отчет о самостоятельных занятиях студента, это также показатель знаний учебного материала, специальных исследований, источников, т.е. глубины изучения рекомендованной литературы. Как должна быть построена работа студента при решении задачи?
В первую очередь студенту рекомендуется ознакомиться с условиями задачи, изучить конспект лекции, соответствующую тему учебника, а также нормативный материал к указанной в задаче теме. После этого следует возвратиться к условиям задачи и, выяснив значение каждого положения, решить задачу по существу в соответствии с поставленными вопросами в задаче или исходя из логической сути.
Решение задачи должно быть мотивированным со ссылкой на соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, а также другие кодексы, федеральные законы, подзаконные акты, судебную практику Верховного Суда РФ и (или) Высшего Арбитражного Суда РФ.
Ответы оформляются письменно в соответствующей тетради для практических занятий.
Обучающий вариант
Петров продал Еремееву компьютер за 18 000 рублей, при этом был составлен документ с условиями соглашения и подписями обеих сторон. Через неделю после этого Петров обратился в суд с иском о признании сделки недействительной и компенсации морального вреда. Он утверждал, что был принужден к продаже. Выяснилось, что Еремеев давно просил Петрова продать ему компьютер, однако Петров не хотел этого делать. Не отказавшись от намерения приобрести компьютер, Еремеев стал угрожать Петрову разглашением его семейной тайны, если Петров компьютер не продаст. Петров вынужден был заключить сделку, хотя компьютер постоянно был нужен ему самому.
Каким будет решение суда?
Для решения данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Какая отрасль права регулирует рассматриваемые отношения? (гражданское право).
2) К какому виду договоров относится рассматриваемое обязательство? (купля-продажа).
3) Какие гражданские права Петрова в данном правоотношении нарушил Еремеев? (право на неприкосновенность частной жизни и право на свободу договора).
4) Каким образом суд может защитить нарушенные права Петрова? (признать данную сделку недействительной и компенсировать моральный вред).
5) Какая форма заключения сделки должна соответствовать данному соглашению? (письменная).
6) Каковы будут последствия признания судом данной сделки недействительной? (односторонняя реституция).
На основании этого суд должен разрешить ситуацию следующим образом:
1) признать факт заключения договора купли-продажи, что подтверждается показаниями сторон и предоставленной распиской (п. 1 ст. 162 и п. 2 ст. 808 ГК РФ), однако в соответствии со ст. 179 ГК РФ признать данную сделку недействительной.
2) Обязать Еремеева возвратить Петрову его компьютер, а также возместить понесенные Петровым материальные убытки в связи с его временным отсутствием.
3) конфисковать полученную Петровым от Еремеева по данной сделке сумму (18 000 рублей) в доход государства (односторонняя реституция).
4) В связи с отсутствием реальных последствий нарушения права на неприкосновенность личной жизни Петрова невозможна компенсация морального вреда со стороны Еремеева (ст. 151 ГК РФ). Таким образом, иск Петрова будет удовлетворен частично.
10.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература
1. Правоведение : учеб.: рек. УМО/ отв. ред. Б.И. Пугинский. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Юрайт-Издат, 2011 -463 с.// ЭБС. Университетская библиотека- online
2.Мархгейм, М.В. Правоведение : учеб.: рек. Мин. обр. РФ/ М. В. Мархгейм, М. Б. Смоленский, Е. Е. Тонков ; под ред. М. Б. Смоленского. - 8-е изд., испр. и доп.. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 413 с.
б) дополнительная литература
1. Правоведение : учеб.: рек. Мин. обр. РФ/ В. А. Алексеенко [и др.]. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: КноРус, 2007. -436 с.
2.Марченко, М.Н. Правоведение : учеб./ М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. - М.: Проспект, 2010. - 416 с
3. Правоведение : учеб.: рек. Мин. обр. РФ/ под ред. М. Б. Смоленского. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Академцентр, 2008. - 480 с.
4. Конституционное право России : учеб.: рек. Мин. обр. РФ/ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект: Велби, 2007. - 603 с.
5. Балашов А.И.Правоведение: Учеб.для вузов./ А.И. Балашов, Г.П. Рудаков-4-е изд., доп. и перераб.-СПб.: Питер, 2010.-480 с.
Периодические издания:
1. Российская газета;
2. Собрание законодательства Российской Федерации;
3. Государство и право;
4. Журнал российского права;
5. Московский журнал международного права;
6. Вестник Московского университета;
7. Российский юридический журнал
Программные продукты:
КонсультантПлюс: Высшая школа. Учебное пособие. CD. 2010. – Вып. 14
ГАРАНТ-СТУДЕНТ: специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. CD, 2011.
Интернет-ресурсы: