Начало перемен в обественно-политической жизни страны после Сталина.
Период 50-х — середина 60-х годов является одним из переломных этапов в истории советского государства, временем перемен и потенциальных возможностей обновления. Общество реально ощутило потребность в преодолении иллюзий в оценке своего развития, в переосмыслении пройденного пути. Преобразования объективно и субъективно были направлены на ослабление административно-командной системы.
3. XX съезд КПСС. Осуждение культа личности Сталина. Демократизация общества. "Оттепель".
Смерть Сталина и борьбаза власть.Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. закончилась целая эпоха в жизни страны. Борьба за власть среди его наследников до весны 1958 г. прошла несколько этапов.
На первом этапе (март—июнь 1953 г.) ключевые позиции в руководстве страны заняли новый Председатель Совмина Г. Маленков и Л. Берия, назначенный главой объединенного МВД. Началась первая кампания по осуждению культа личности, имя Сталина реже стало упоминаться в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений. Как Берия, так и Маленков высказывались за передачу властных полномочий от партийных к соответствующим государственным органам началась реорганизация МВД. Была проведена амнистия заключенных, охватившая около 1,2 млн человек. Намечались меры по корректировке национальной политики (в частности, 'предлагалось вернуться к практике назначения лиц коренной национальности на руководящие посты в национальных республиках и областях).
Однако партийный аппарат стремился сохранить свое главенствующее положение. Н. Хрущев, занимавший в новом руководстве пост секретаря ЦК КПСС (все остальные наследники Сталина имели государственные посты), возглавил заговор с целью отстранения Л. Берии от власти. На участие в нем согласились почти все члены высшего руководства, с конца 30-х гг. опасавшиеся Берии. 26 июня на заседании Совета министров Берия был арестован и вскоре расстрелян как «враг партии и советского народа», «шпион». Главным пунктом обвинения было «преступное посягательство» Берии на партийное руководство обществом. Больше всех от падения Берии выиграл Хрущев. На пленуме ЦК КПСС в июле 1953 г. прямо указывалось на необходимость «укрепить партийное руководство во всех звеньях партии и государственного аппарата».
С лета 1953 г. по февраль 1955 г. борьба за власть вступила во второй этап. На вершине власти оказались Г. Маленков и Н. Хрущев (избранный в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК, но государственных постов по-прежнему не занимавший). Этот период характеризовался неуклонным усилением позиций Хрущева и ослаблением роли Маленкова. В декабре 1954 г. по инициативе Хрущева состоялся процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела», одним из организаторов которого был Маленков. В феврале 1955 г. Маленков был снят с поста главы правительства (его занял Н. Булганин) и назначен министром электростанций.
На третьем этапе (с февраля 1955 г. по март 1958 г.) Хрущеву пришлось уже с позиций силы вести борьбу за власть с «объединенной оппозицией» в лице Маленкова, Мо-лотова, Кагановича и др. Летом 1957 г., используя большинство своих сторонников в Президиуме ЦК, они приняли решение об упразднении поста первого секретаря ЦК и о назначении Хрущева министром сельского хозяйства. Однако Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на пленуме ЦК КПСС. На пленуме, где преобладали его сторонники, оппозиционеры были объявлены антипартийной группой и отправлены в отставку.
В октябре 1957 г. был лишен своих постов член Президиума ЦК, министр обороны маршал Г. К. Жуков, возраставшего влияния которого все более опасался Хрущев. В марте 1958 г. при формировании нового состава правительства с поста его главы был снят Н. Булганин, поддержавший оппозицию летом 1957 г. Председателем Совета министров был избран Хрущев, сохранивший также пост первого секретаря ЦК КПСС. Он не только одержал полную победу в борьбе за власть, но и сосредоточил в своих руках все рычаги партийной и государственной власти.
XX съезд КПСС.К марту 1953 г. в тюрьмах и лагерях находилось 10 млн заключенных. Амнистия от 27 марта 1953 г. освободила 1,2 млн. Было прекращено «дело врачей». В 1954 г. реабилитированы жертвы «ленинградского дела», в ноябре 1955 г. — Еврейского антифашистского комитета. Были освобождены иреабилитированы арестованные после войны военачальники, положено начало пересмотру политических обвинений 30-х гг. До начала 1956 г. на свободу вышли еще десятки тысяч человек.
Критика культа личности без указания самой личности в условиях возвращения тысяч заключенных к нормальной жизни создавала предпосылки для компрометации не только лидеров, стоявших у власти в 30—40-е гг., но и самого политического режима. Поэтому, по мнению Хрущева, критика сталинских преступлений должна была исходить от высшего партийного руководства. Хрущев признавал, что «эти вопросы созоели, их нужно было поднять. Если бы я
их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени». Это и объясняет выступление Хрущева с докладом на закрытом заседании XX съезда КПСС (февраль 1956 г.). В докладе приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью конкретных личностей. Хрущев не только не ставил вопрос о существовании самой тоталитарной системы, но и доказывал, что достаточно осудить эти извращения и искоренить их ипуть к коммунизму будет открыт.
Доклад не был тогда опубликован. Он зачитывался на партийных и комсомольских собраниях с соответствующими комментариями партийных работников. Критика культа личности Сталина по идее ее инициаторов с самого начала должна была иметь определенные рамки, обозначенные в опубликованном летом 1956 г. постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий». В нем отмечалось, что, несмотря на все принесенное зло, культ личности Сталина «не изменил природу» социализма и не увел общество «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Тем самым снимался вопрос о политической ответственности за многочисленные жертвы и «извращения ленинского курса» сподвижников Сталина, находившихся на ключевых постах в руководстве партии и страны. Вина за репрессии возлагалась Хрущевым исключительно на Сталина да еще на Берию и Ежова.
Реабилитация.К XX съезду КПСС число реабилитированных было незначительным. В 1956—1961 гг. было реабилитировано почти 700 тыс. человек (т. е. в 100раз больше, чем за 1953—1955 гг.). Это означало не только их освобождение, но и возвращение им честного имени.
Среди реабилитированных были не только многие тысячи простых коммунистов и беспартийных, но и ряд видных деятелей армии, партии (В. Блюхер, М. Тухачевский, И. Якир, С. Косиор, П. Постышев, Я. Рудзутак, В. Чубарь, Р. Эйхе и др.).
Против реформ активно выступал партийный аппарат (не только вернувший свои позиции после падения Берии, но и укрепивший их при Хрущеве), не боявшийся репрессий и желавший стабильности своего положения. Его интересам никак не отвечала введенная XXII съездом система обновления партийных кадров и перевод на общественные начала больших участков партийной работы. К ним примыкали представители госаппарата, влияние которого ослабло с упразднением отраслевых министерств. Серьезное недовольство значительным сокращением армии высказывали военные. Росло разочарование у интеллигенции, не принимавшей «дозированной демократии». Усталость от неумных политических кампаний ощущали и трудящиеся как в городе, так и на селе.
Все это в итоге привело к тому, что в октябре 1964 г. без особых усилий и противодействия кого бы то ни было Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», отстранен от руководства партией и страной и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. — генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев, председателем Совета министров СССР стал А. Н. Косыгин.
В результате преобразований 1953—1964 гг. тоталитарный политический режим лишь дал трещину и продолжал свое существование в слегка измененном виде.