Проблемы теории социального государства. Права человека.
родной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают, по сути, право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем.
Важно выделить право на участие в управлении своей страной. Оно регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права важную роль играют выборы и избирательное право. Выборы — процедура, посредством которой определенная группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких представителей для выполнения определенных общественных функций с целью обеспечения своих социальных интересов. Политические выборы создают властные структуры в обществе, определяют расстановку политических сил, внутри- и внешнеполитическую ориентацию государства. Важную роль в этом отношении играет избирательное право, которое регулирует условия и порядок проведения выборов и формирования выборных органов. Оно должно отвечать принципам всеобщности, равенства и тайного голосования. Всеобщее избирательное право не ограничено никакими социальными условиями. На практике существуют различного рода ограничения с помощью так называемых избирательных цензов. В их числе имущественный, возрастной, образовательный, ценз оседлости. Согласно ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными признанные судом недееспособные, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В деле реализации права на участие в управлении своей страной многое зависит от характера и сущности избирательной системы. Известно, что в мире наиболее распространены две — мажоритарная и пропорциональная. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Согласно ее правилам избранным оказывается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Мажоритарная система применяется в США, Великобритании, Индии и других странах. Пропорциональная избирательная система — это такой порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов производится в соответствии с количеством голосов, собранных представителями тех или иных партий. Выборы, проводимые по этой системе, являются строго партийными. Применяются в Австралии, Италии, Швеции, других государствах.
Как в первой, так и во второй избирательных системах имеются свои достоинства и недостатки. Широкое распространение получил так называемый абсентеизм — неявка на выборы избирателей, от-
каз от участия в голосовании. Отказ от участия в голосовании, как правило, происходит по причине как снижения политической активности граждан, так и выражения протеста, неудовлетворенности деятельностью законодательных органов власти. В России имело и имеет место и то, и другое.
Необходимо постоянно заботиться об авторитете органов власти, проводить практическую деятельность в защиту интересов всего общества, а не ее какой-то части. Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации. Они выступают, с одной стороны, как субъекты и носители политических прав, а с другой — как определенная организационная форма их реализации. Общественные организации (профсоюзные и молодежные, клубы избирателей и др.) являются неотъемлемым звеном политической системы. Они наполняют политические права богатейшим жизненным содержанием. Однако участие в политической жизни не является главным для них. В то же время игнорировать политические вопросы невозможно: право на создание общественных организаций и участие в их работе есть и политическое право.
Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. При этом главными, составляющими структуру политических свобод являются свобода слова и печати, свобода информации, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Когда речь идет о свободе слова, то необходимо говорить о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, собственное убеждение, излагать и отстаивать их. Тем самым человек получает возможность реализовать себя как личность в процессе общения. Это одно из драгоценнейших прав человека. Оно обеспечивает фундамент политической свободы. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, тем, что называется свобода прессы. Свободная пресса — это духовное зеркало, в котором народ может увидеть себя, а самопознание есть первое условие мудрости. Благодаря свободе прессы появляются узы, которые по-настоящему соединяют отдельную личность с государством и с целым миром. Ее роль в жизни общества трудно переоценить.
Известно, что свобода печати родилась с началом книгопечатания. Но вскоре, в 1501 г. Булла Римского папы Александра I запретила печатать что-либо без согласия епископата. Король Англии Генрих VIII опубликовал первый список запрещенных книг. С тех пор цензура активно использовалась авторитарными и тоталитарными режимами власти. В сложившейся ныне ситуации в России отказываться нужно от цензуры не только негласной государственной (а она все же существует), но и на уровне главных редакторов газет, которые нередко по-своему понимают свободу слова. Не последнее место в структуре условий, обеспечивающих свободу прессы, принадлежит соблюдению журналистами моральных принципов. Pea-
Т
382 W. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека
лизация свободы слова также предполагает доступность средств массовой информации для представителей всех политических направлений, слоев общества, замешанных в конфликте противоположных сторон на условиях равенства.
С теоретических и практических позиций свобода печати не абсолютна. Как и всякая свобода, она относительна, у нее есть свои пределы, однако упор на запреты и ограничения не только излишен, но и опасен для демократии. Вполне достаточно четко определить ответственность печати перед законом.
Свобода информации с точки зрения теории прав человека предполагает, что каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их, что включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи.
В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 19) признано право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Государства — участники Пакта обязаны создать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в Пакте отмечается, что свобода информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, если установлены в законодательном порядке и вызваны необходимостью обеспечения уважения права и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Свобода информации имеет как международный, так и внутренний характер, Необходимы широкий информационный обмен с другими странами, а также широкая информированность общественности, прессы о различных сторонах общественной жизни. Ей противоречат как глушение иностранных радиостанций, запреты по идеологическим признакам, так и различного рода «зоны вне гласности» внутри страны, скрываемые под видом так называемых коммерческих тайн, соображений безопасности. Законодательное обеспечение свободы прессы должно разрабатываться с учетом принципов свободного информационного потока как внутри государства, так и за его пределами, изложенными в Хартии свободы печати 1987 г. в Лондоне международной конференцией журналистов.
Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации — важнейшая составляющая теории прав человека. Ядро этих свобод — право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает
21. Проблемы теории социального государства. Права человека
в себя свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них избрать — решают сами граждане.
Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций имеет огромный демократический потенциал, который раскрывается только при создании условий, обеспечивающих ее доступность для всех. Для этого необходимо закрепить эту свободу в конституциях стран, издать законодательные акты, устанавливающие порядок и условия пользования правом на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Но это вовсе не означает, что главное — запретительная часть. Нередко, в том числе в бывшем Советском Союзе, закон четко определял, как запретить проведение митинга, уличного шествия, демонстрации, но непонятно было, как их провести. Свобода митингов и демонстраций не предполагает предварительной селекции на «хорошие» и «плохие» демонстрации и митинги. К тому же основные права по регламентации митингов и демонстраций должны остаться у правительства, а не местных органов власти.
В общественно-политической сфере действует принцип определенного ограничения свободы. И это оправдано. Гегель отмечал: «Когда мы говорим, что свобода состоит вообще в возможности делать все, чего хотят, то мы должны признать такое представление полным отсутствием культуры мысли; в этом представлении нет ни малейшего намека на понимание того, что такое есть в себе или для себя свободная воля, право, нравственность и т.д.».
Злоупотребление свободой всегда приносит огромный вред и отдельному человеку, и обществу. В Пакте о гражданских и политических правах, например, запрещаются пропаганда войны, «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию» (ст. 20). Каждый житель планеты, независимо от своих политических, идеологических и религиозных взглядов, цвета кожи и национальной принадлежности, имеет право жить в мире и быть свободным от страха перед ядерной катастрофой. Отстоять это право — значит создать благоприятные условия для реализации комплекса личных и политических прав.
Экономические, социальные и культурные права занимают со второй половины XX в. достойное место в системе прав человека. Экономические права, в частности право собственности, — одно из неотъемлемых, неотчужденных прав человека. Собственность, по определению Гегеля, — это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, но считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Императив собственности» — высшая форма демократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка.