Проблемы теории социального государства. Права человека.




Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru родной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции и ряде других международных и региональных актах. Полити­ческие права, перечисленные в международных документах, озна­чают, по сути, право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем.

Важно выделить право на участие в управлении своей страной. Оно регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политиче­ских правах и обязанностях граждан. В реализации этого права важную роль играют выборы и избирательное право. Выборы — процедура, посредством которой определенная группа людей вы­двигает из своей среды одного или нескольких представителей для выполнения определенных общественных функций с целью обеспе­чения своих социальных интересов. Политические выборы создают властные структуры в обществе, определяют расстановку политиче­ских сил, внутри- и внешнеполитическую ориентацию государства. Важную роль в этом отношении играет избирательное право, которое регулирует условия и порядок проведения выборов и формирования выборных органов. Оно должно отвечать принципам всеобщности, ра­венства и тайного голосования. Всеобщее избирательное право не ог­раничено никакими социальными условиями. На практике сущест­вуют различного рода ограничения с помощью так называемых избирательных цензов. В их числе имущественный, возрастной, об­разовательный, ценз оседлости. Согласно ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными признанные судом не­дееспособные, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В деле реализации права на участие в управлении своей страной многое зависит от характера и сущности избирательной системы. Известно, что в мире наиболее распространены две — мажоритар­ная и пропорциональная. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Согласно ее правилам избранным оказывается кандидат, получив­ший установленное большинство голосов избирателей. Мажоритар­ная система применяется в США, Великобритании, Индии и других странах. Пропорциональная избирательная система — это такой порядок определения результатов голосования, при котором рас­пределение мандатов производится в соответствии с количеством голосов, собранных представителями тех или иных партий. Выбо­ры, проводимые по этой системе, являются строго партийными. Применяются в Австралии, Италии, Швеции, других государствах.

Как в первой, так и во второй избирательных системах имеются свои достоинства и недостатки. Широкое распространение получил так называемый абсентеизм — неявка на выборы избирателей, от-

каз от участия в голосовании. Отказ от участия в голосовании, как правило, происходит по причине как снижения политической актив­ности граждан, так и выражения протеста, неудовлетворенности дея­тельностью законодательных органов власти. В России имело и имеет место и то, и другое.

Необходимо постоянно заботиться об авторитете органов вла­сти, проводить практическую деятельность в защиту интересов все­го общества, а не ее какой-то части. Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации. Они вы­ступают, с одной стороны, как субъекты и носители политических прав, а с другой — как определенная организационная форма их реализации. Общественные организации (профсоюзные и молодеж­ные, клубы избирателей и др.) являются неотъемлемым звеном по­литической системы. Они наполняют политические права богатей­шим жизненным содержанием. Однако участие в политической жизни не является главным для них. В то же время игнорировать политические вопросы невозможно: право на создание обществен­ных организаций и участие в их работе есть и политическое право.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вме­сте с политическими свободами. При этом главными, составляющи­ми структуру политических свобод являются свобода слова и печати, свобода информации, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Когда речь идет о свободе слова, то необходимо говорить о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, собственное убежде­ние, излагать и отстаивать их. Тем самым человек получает возмож­ность реализовать себя как личность в процессе общения. Это одно из драгоценнейших прав человека. Оно обеспечивает фундамент по­литической свободы. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, тем, что называется свобода прессы. Свободная пресса — это духовное зерка­ло, в котором народ может увидеть себя, а самопознание есть первое условие мудрости. Благодаря свободе прессы появляются узы, кото­рые по-настоящему соединяют отдельную личность с государством и с целым миром. Ее роль в жизни общества трудно переоценить.

Известно, что свобода печати родилась с началом книгопечата­ния. Но вскоре, в 1501 г. Булла Римского папы Александра I запре­тила печатать что-либо без согласия епископата. Король Англии Генрих VIII опубликовал первый список запрещенных книг. С тех пор цензура активно использовалась авторитарными и тоталитар­ными режимами власти. В сложившейся ныне ситуации в России отказываться нужно от цензуры не только негласной государствен­ной (а она все же существует), но и на уровне главных редакторов газет, которые нередко по-своему понимают свободу слова. Не по­следнее место в структуре условий, обеспечивающих свободу прессы, принадлежит соблюдению журналистами моральных принципов. Pea-

Т

Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru 382 W. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека

Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru лизация свободы слова также предполагает доступность средств массовой информации для представителей всех политических на­правлений, слоев общества, замешанных в конфликте противопо­ложных сторон на условиях равенства.

С теоретических и практических позиций свобода печати не аб­солютна. Как и всякая свобода, она относительна, у нее есть свои пределы, однако упор на запреты и ограничения не только изли­шен, но и опасен для демократии. Вполне достаточно четко опре­делить ответственность печати перед законом.

Свобода информации с точки зрения теории прав человека предполагает, что каждый человек имеет право на свободу убежде­ний, на свободное выражение их, что включает в себя свободу бес­препятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи.

В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 19) признано право каждого человека свободно «искать, полу­чать и распространять всякого рода информацию и идеи, независи­мо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Государства — участники Пакта обязаны соз­дать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в Пакте отмечается, что свобо­да информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, если установлены в законодатель­ном порядке и вызваны необходимостью обеспечения уважения права и репутации других лиц и охраны государственной безопасно­сти, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Свобода информации имеет как международный, так и внутрен­ний характер, Необходимы широкий информационный обмен с други­ми странами, а также широкая информированность общественности, прессы о различных сторонах общественной жизни. Ей противоречат как глушение иностранных радиостанций, запреты по идеологиче­ским признакам, так и различного рода «зоны вне гласности» внут­ри страны, скрываемые под видом так называемых коммерческих тайн, соображений безопасности. Законодательное обеспечение свободы прессы должно разрабатываться с учетом принципов сво­бодного информационного потока как внутри государства, так и за его пределами, изложенными в Хартии свободы печати 1987 г. в Лон­доне международной конференцией журналистов.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации — важнейшая составляющая теории прав человека. Ядро этих свобод — право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает


21. Проблемы теории социального государства. Права человека

в себя свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них избрать — решают сами граждане.

Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций имеет огромный демократический потенциал, который раскрывает­ся только при создании условий, обеспечивающих ее доступность для всех. Для этого необходимо закрепить эту свободу в конститу­циях стран, издать законодательные акты, устанавливающие поря­док и условия пользования правом на проведение собраний, ми­тингов, уличных шествий и демонстраций. Но это вовсе не означает, что главное — запретительная часть. Нередко, в том числе в бывшем Советском Союзе, закон четко определял, как запретить проведение митинга, уличного шествия, демонстрации, но непо­нятно было, как их провести. Свобода митингов и демонстраций не предполагает предварительной селекции на «хорошие» и «плохие» демонстрации и митинги. К тому же основные права по регламен­тации митингов и демонстраций должны остаться у правительства, а не местных органов власти.

В общественно-политической сфере действует принцип опреде­ленного ограничения свободы. И это оправдано. Гегель отмечал: «Когда мы говорим, что свобода состоит вообще в возможности де­лать все, чего хотят, то мы должны признать такое представление полным отсутствием культуры мысли; в этом представлении нет ни малейшего намека на понимание того, что такое есть в себе или для себя свободная воля, право, нравственность и т.д.».

Злоупотребление свободой всегда приносит огромный вред и от­дельному человеку, и обществу. В Пакте о гражданских и политиче­ских правах, например, запрещаются пропаганда войны, «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной не­нависти, представляющее собой подстрекательство к дискримина­ции, вражде или насилию» (ст. 20). Каждый житель планеты, неза­висимо от своих политических, идеологических и религиозных взглядов, цвета кожи и национальной принадлежности, имеет право жить в мире и быть свободным от страха перед ядерной катастро­фой. Отстоять это право — значит создать благоприятные условия для реализации комплекса личных и политических прав.

Экономические, социальные и культурные права занимают со второй половины XX в. достойное место в системе прав человека. Экономические права, в частности право собственности, — одно из неотъемлемых, неотчужденных прав человека. Собственность, по определению Гегеля, — это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, но считал лож­ным утверждение, что доля одного собственника должна быть рав­ной доле другого. «Императив собственности» — высшая форма де­мократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка.

Наши рекомендации