Тема 1. Теория государства и права как наука. Предмет и метод теории государства и права
Теория государства и права как наука. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Система основных юридических понятий как предмет теории государства и права. Структура теории государства и права. Функции государства и права.
Методы научного познания государства и права.
Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право: философией, политологией, социологией и др. Теория государства и права, философия права, социология права. Теория государства и права в системе юридических наук. История развития науки теории государства и права. Теория государства и права как учебная дисциплина.
Наука – это система знаний о наиболее существенных свойствах (признаках) изучаемых явлений окружающей действительности, закономерностях их существования и развития.
Научные знания отличаются от псевдонаучных, антинаучных, обыденных тем, что они отражают глубинные качества явлений, закономерности их существования, развития и функционирования, их связи, взаимодействие с другими явлениями.
Внешняя наука представляет собой знания, выражение в виде системы объективно фиксированных грамматических представлений.
Юридические науки представляют собой систему взаимосвязанных между собой и разнородных знаний, объединённых одним объектом (государство и право). Систему юридических наук можно подразделить на определённые группы: исторические науки (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история учений о государстве и праве); прикладные, или вспомогательные (криминология, судебная медицина, психиатрия и др.); к теоретическим наукам относится теория государства и права. Теория государства и права исследует те стороны государственно-правовой действительности, которые являются общими, знания о которых необходимы для всех других юридических наук.
В рамках Теории государства и права формируются и получают обоснование основные правовые категории, которые служат базой для других наук. Со своей стороны другие юридические науки дают теории государства и права эмпирический материал для дальнейших обобщений, общетеоретических выводов. Таким образом, теорию государства и права следует рассматривать как науку методологическую.
Теория государства и права связана и с другими науками об обществе, общественных явлениях, явлениях государственно-правовых. При таком взаимодействии исследования этих наук (политологии, философии, политической экономии, социологии и др.) используются в исследовании государственно-правовых явлений.
Предмет науки отвечает на вопрос – какую область общественной или правовой жизни исследует данная наука.
Предмет теории государства и права – закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства, их классификация и общесоциальная сущность, содержание, форма, функции и их конечные судьбы.
Теория государства и права применяет различные методы познания, способствует активному и творческому использованию государственных и правовых исследований. Метод исследования указывает на то, как, каким образом наука исследует государственно-правовые явления. «Метод» – условное название. Более точно следует говорить не о «методе», а о методологии, как совокупности методов. Это система приёмов, способов исследования общих закономерностей.
Философской (мировоззренческой) основой теории государства и права выступает диалектика, то есть учение о наиболее общих закономерностях, связях, становлении и развитии бытия и познания.
Философские методы – принципы (диалектика и метафизика) являются наиболее универсальными по отношению к общенаучным методам (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), которые применяются на общих стадиях исследования и не охватывают всего научного познания.
Частные методы (статистический, кибернетический, конкретно-социологический), применяемые теорией государства и права, связаны с достижениями других методов научно-технических, естественных.
Особое внимание следует обратить на сравнительно-правовой и формально-юридический (логический) методы, которые являются специально-юридическими.
Список литературы:
1. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве// Государство и право. 2002. № 4.
2. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. М., 1989.
3. Серных В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.
4. Тарасов Н.Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (методологические проблемы) // Российский юридический журнал. 2000. № 1
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.12-14.
6. Теория государства и права./ Под ред. А.Б.Венгерова М.,1998. С.9-25.
7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.,1995. Гл.1.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.
9. Теория государства и права. Учебник / Под. ред. М.Н.Марченко 3-е изд. Расширенное и дополненное. М., 2001.
Тема 2. Происхождение государства и права
Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальные нормы в догосударственный период.
Причины возникновения государства. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя. Формы возникновения государств.
Причины возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного строя. Пути возникновения правовых норм.
Характеристика теорий происхождения государства и права: теологической, патриархальной, договорной, психологической, марксистской, насилия и др.
Вопрос о происхождении государства и права тесно связан с вопросом о социальной природе и назначении этих явлений, поэтому он всегда привлекает внимание исследователей.
Основополагающие идеи, характеризующие возникновение государства и права могут быть представлены как следующие государства и права не навязаны обществу извне, государство и право есть результат развития самого общества.
Государство и право порождены обществом. Государство, государственная власть и его органы государства выросли из власти и органов родового строя, право – из обычаев.
Разложение родового строя, сопровождающееся имущественным неравенством, привело в конечном счёте к формированию частной собственности и классов. Общественные функции приобретают характер государственных функций, которые осуществляются уже «особыми» людьми прежде всего теми, кто в силу богатства имеет время для их выполнения. Пришедшие на смену родоплеменной организации власти государство как специфическая организация осуществления власти в новых условиях классового общества существенно отличается от родоплеменной власти.
Деление населения на роды и племена утрачивает своё значение. Для осуществления власти необходимы новые формы объединения населения. Оно стало подразделяться и объединяться по территориальному признаку: территориальным общинам, волостям, графствам, а затем по административно-территориальным единицам. Для государства имеет значение факт проживания человека на определённой территории, а не относить место его к роду или племени.
Для государства характерно наличие публичной, политической власти, выражающейся в системе органов, осуществляющих власть на постоянных, профессиональных началах. Назначение этих органов – управление обществом, общественными процессами, разрешение конфликтов. Государственная власть опирается на принуждение.
Для содержания государственных чиновников необходимы налоги, сборы. Существование налоговой системы необходимый признак государства.
Важным признаком государства является суверенитет.
Теорий о происхождении государства несколько, все они отражают представления о таком сложном специальном явлении как государство. На первый взгляд, может представиться, что истинной может быть только одна теория, но такой подход не верен. Разные теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения государства и права, преувеличивая их значение.
Важным методологическим моментом при изучении теорий, наряду с критическим отношением к некоторым положениям, является определение того положительного, что они содержат.
Теологическая теория указывает на божественное происхождение государства, государственной власти. Несмотря на своё религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражает определённые реальности, а именно теократические формы первичных государств. Следует обратить внимание, что при анализе этой теории необходимо учитывать освящение власти, что придаёт ей авторитет и обязательность. Данная теория использовалась для обоснования неограниченной власти монарха. Особое значение и распространение эта теория получила на стадии перехода к феодализму. В XII-XIII вв. на территории Западной Европы развивается теория «двух мечей», согласно которой основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, а второй вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела, подчёркивая тем самым приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).
В то же время появляется и развивается учение известного философа-богослова Фомы Аквинского (1225–1274). Он утверждал, что теория возникновения и развития государства аналогична процессу сотворения Богом мира.
Патриархальная теория обосновывает возникновение государства из разросшейся семьи, а власть монарха проистекает из власти отца над членами его семьи. Данная теория направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, а истоки этой власти выводила из форм семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, но своё развитие получила в XVII веке в сочинении англичанина Роберта Филмера «Патриарх».
Договорная теория получила распространение в XVII-XVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза, в Англии – Локк и Гоббс, во Франции – Руссо, в России – Радищев. Они утверждали, что власть принадлежит народу, передана народом монарху. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют, свою естественную свободу. Государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти государству. Договорная теория не связывала происхождение государства и государственной власти с религией.
Теория насилия указывает, что государство произошло вследствие акта насилия, завоевания одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеваниями, для насилия над ними создаётся государство. По мнению Л. Гумпловича, невозможно найти примера в истории, где бы государство возникло не при помощи насилия. К.Каутский писал, что племя победителей подчиняет себе племя побеждённых, присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить подати или дань.
На завоевательский фактор в образовании государства следует обратить внимание. В истории есть много примеров поглощения и усвоения завоевателями государственных форм побеждённых народов.
Органическая теория возникла под мощным влиянием теории естественного отбора, высказанной Ч.Дарвиным. Государство с позиции органической теории – это организм, где постоянные отношения между частями аналогичны частям живого существа. То есть, государство – продукт социальной революции, разновидность эволюции биологической. Подобно естественному отбору в результате власти, борьбы складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуются структуры управления.
Следует обратить особое внимание при изучении теорий на материалистическую теорию, представителями которой являлись Маркс, Энгельс, Ленин. В основу теории было положено исследование Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанное им в 1884 году, и лекции В.Ленина «О государстве», прочитанной им в 1919 году. В основу своей работы Ф.Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л.Моргана, опубликованное в 1877 году в его книге «Древнее общество». Ф.Энгельс показал, что человечество прошло в своем развитии путь до возникновения государства. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права, прошло три стадии – дикость, варварство и цивилизация. Стадии различались, главным образом, степенью развития производительных сил. С их развитием образовались классы, общественная власть превращается в публичную, государственную. Основным средством поддержанием общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет, то сущностью государственной власти становится принуждение.
Список литературы:
1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и прав. М.: Высшая школа, 2004.
2. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., С.17-20.
3. Теория государства и права и права / Под ред. В.М. Коремского и В.Д. Перевалова. Екатеринбург, 1996. Гл.4.
4. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996.
С.10-15.
5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.
6. Салыгин С.Н. Теократические тенденции современной государственности.// Общественные науки и современность. 1996. № 5.
7. Локк Д. О политическом и гражданском обществе. Соч. М., 1988. Т. 3.
8. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1972. Т.3, Ч. 1.
9. Косарев А.Н. Происхождение и сущность государства. М., 1976.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.
11. Теория государства и права. Учебник / Под. ред. М.Н.Марченко 2-е изд. Расширенное и дополненное. М., 2001. С. 16-22.
Тема 3. Сущность и типы государства
Понятие и определение государства. Сущность государства и её эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности государства.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Теории сущности государства.
Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный и другие подходы к типологии.
В советской юридической науке до мирового времени господствовала марксистко-ленинская теория государства и права. Она основывалась на классовом подходе, а все другие концепции либо отвергались, либо не подвергались существенному анализу.
В мировой теории нет общепринятого определения государства. Г.Еллинек определяет государство как обладающие первичной господствующей властью, союзное единство оседлых людей. Н.М.Коркунов считал, что государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленными мировыми порядками.
В марксистской литературе всегда неизбежно подчёркивалось, что государство есть орудие насильственного подавления одним классом (господствующим экономически и политически) других классов. Сущность такого государства можно определить как классовую. Она не может являться главной в определении сущности современного государства.
Государство можно определить как часть политической подстройки над экономическим базисом, располагающую специальным аппаратом для принуждения и для выполнения задач управления обществом.
Это форма организации политической публичной власти, распространяющееся на всё общество и опирающееся на государственное принуждение.
Нельзя отождествлять государство с публичной властью, которая является одним из важнейших его элементов, признаков. К элементам также относят граждан, территорию с границей, бюджет, налоги и займы. Существует правопорядок, суверенитет.
При изучении типологии государств необходимо учесть, что в России до недавнего времени господствовала марксистско-ленинская типология государств, базировавшаяся на учении об общественно-экономической формации. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.
Государство производственных отношений одного типа в разных странах обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства в данном случае определяется в зависимости от того какой экономический базис и интересы какого господствующего класса это государство выражает и защищает. Такое государство является диктатурой экономически господствующего класса.
Формационный подход, лежащий в основе данной типологии, выделяет три основных типа эксплуататорского государства –рабовладельческое, феодальное, буржуазное.Последний тип – социалистическое государство должно перейти в общественное коммунистическое самоуправление.
В современный период большое значение приобрела цивилизационная типология, выработанная на основе понятия «цивилизация». Современные исследования показывают, что формационный подход не несёт глобального исчерпывающего характера. За его пределами остаётся множество признаков, выражающих особенности и сущность общества и его государства.
Английский историк А.Тойнби много внимания уделял понятию «цивилизация» определяя её как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.
Каждая цивилизация придаёт устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках.
Г.Еллинек различал следующие исторические типы государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.
Восточные типы государства возникли около 5 тысяч лет тому назад в зонах коллективного земледелия. Это Египет, Индия, Китай и другие. Восточные государства имеют много общего: они были основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определило разделение членов общества по их положению в иерархическом государственной системе, а не по наличию у них собственности.
Восточные государства обладали огромным чиновничьим аппаратом, который был строго централизован во главе с абсолютным монархом, являющимся воплощением бога на земле.
Западные государства (Рим, Афины) развивались гораздо быстрее, хотя и возникли значительно позже. Сельскохозяйственная община распалась, возникла частная собственность и антогонистические классы.
Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также самого производителя – раба.
Экономическую основу средневекового общества составила частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели единоличное мелкое хозяйство на землях феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк, барщина). Крестьяне не имели права участвовать в управлении государством. Государственная власть принадлежала феодалам и выражала их интересы.
Современные государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад. В начале своего развития (период свободной конкуренции) государства выполняли классовые функции, носили классовую сущность. Общесоциальное начало стало реализовываться на более поздних этапах экономического развития. За счёт реализации социально-экономических программ, современные демократические государства утратили классовую сущность. В таких государствах формируется средний класс, за счёт усиливающегося акционирования меняется экономическая основа общества.
Список литературы:
1. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1.
2. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества.// Государство и право,1994 .№ 7.
3. Маликов А.В. Обзор нетрадиционных типологий государства// Вестник Моск.ун-та. Серия 11. Право. 1998. №6.
4. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. Гл. 1.
5. Панфилов Т.В. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность.// Общественные науки и современность. 1993. № 6.
6. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.
7. Марченко М.Н Теория государства и права. М., 2004.