Методические рекомендации для преподавателя. Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающейдля усвоения студентами всех других дисциплин профессионального цикла
Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающейдля усвоения студентами всех других дисциплин профессионального цикла. Необходимо учитывать, что она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, и потому одна из задач преподавателя – помочь студентам адаптироваться к новым для них формам учебного процесса.
В основу предлагаемых учебно-методических рекомендаций положены известные дидактические правила и приемы.
Перед проведениемлекцийпреподавателю необходимо тщательно продумать вопросы методики чтения лекции, степень доступности информационного материала, последовательности и темпов его изложения. Следует довести до слушателей рекомендации по конспектированию лекционного материала, организации самостоятельной работы, направленной на его закрепление.
В начале проведения каждого семинарского занятия преподаватель должен четко сформулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания и обсуждения докладов студентов необходимо отметить положительные моменты в их работе, обратить внимание на неточности (ошибки), подвести итоги обсуждения намеченных вопросов, сообщить тему следующего занятия и дать рекомендации по его подготовке.
Рефераты, предполагающие анализ имеющихся публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия.
В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы. К следующему занятию аудиторные контрольные работы должны быть проверены и результаты объявлены студентам. Студенты заочной формы обучения выполняют домашнее контрольное задание, предусмотренное учебным планом, по предложенным темам.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости следует помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению отдельных тем теории государства и права.
Более полно цели семинарского (практического) занятия по теории государства и права реализуются в активных формах в виде анализа ситуаций, дискуссии, круглого стола. Подобные формы занятий дают возможность студентам применить свои знания в действии, прийти к новым выводам в ходе общения друг с другом.
Особое внимание необходимо уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Студентов следует обучать убедительно и доказательно излагать собственную точку зрения, корректно полемизировать с оппонентами, умению убеждать их в неоспоримости и силе своей аргументации.
Для обучения студентов необходимо широко использовать интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, компьютерное тестирование в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
При изложении материала дисциплины «Теория государства и права» преподаватель должен обратить внимание на необходимость закрепления усвоенных студентами общетеоретических понятий посредством решения задач, анализа нормативных правовых актов, ознакомления с примерами юридических документов и др. По некоторым вопросам курса преподаватель может рекомендовать студенту наглядный вариант изложения изученного материала в форме схем и таблиц.
Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.