Транзакционные издержки в бюрократических организациях, их специфика.
Транзакционные издержки в бюрократической организации
Создание государственного ведомства требуется в двух случаях:
- услуги, предоставление которых нельзя перепоручить частному сектору
- специфика производства услуги усложняет взаимодействие между правительством и поставщиками услуг.
При создании ведомства, с точки зрения политиков, главная задача – смоделировать структуру организации, стимулирующую деятельность чиновников по реализации функций государства. Чиновники при этом стремятся к достижению не только общественных, но и собственных целей.
С точки зрения теории организации, в данной ситуации в ведомстве могут возникать транзакционные издержки, вызванные наличием асимметрии информации и оппортунистического поведения, а также издержки доступа и издержки контроля.
Две формы асимметрии информации внутри ведомства.
Во-первых, возможен сговор между самими государственными служащими с тем, чтобы ложно или неполно информировать главу ведомства. Такое поведение, безусловно, неэффективно и неэтично, однако не всегда является нарушением закона. Асимметрия информации может приносить выгоды подразделению, но для организации в целом создает издержки.
Во-вторых, может иметь место сговор между руководителем ведомства и его подчиненными с целью дезинформировать представительную власть или общественность (или более мягкий вариант – воздержаться от комментариев). Такое поведение может быть оправдано в таких ситуациях, как, например, подготовка к проведению девальвации (когда неожиданность есть важный фактор успеха) или наличие потенциальной опасности для жизни населения (когда массовая паника может усугубить ситуацию).
Оппортунистическое поведение сотрудников негативно отражается на продуктивности работы ведомства. В бюрократической организации, как правило, предельная производительность труда каждого чиновника не измерима. В этой ситуации сотрудник, зная свой действительный вклад в общий результат, предпочитает скрывать эту информацию от других. Решение этой проблемы состоит в создании механизма принуждения и контроля. Однако контроль в организации не может быть эффективным, если определение предельной производительности каждого работника дорого и сложно.
Суть издержек доступа для бюрократической организации становится очевидной, если рассматривать иерархическую структуру с точки зрения модели «принципал-агент». Согласно теории, чиновник не должен стремиться к достижению своих частных целей, его цели совпадают с целями организации. Если это не так, то появляются дополнительные издержки – издержки «доступа». Например, требование предоставить дополнительные документы при оказании услуг, неудобное расписание работы организации или вымогательство являются для гражданина издержками доступа.
Издержки контроля можно разделить на
- прямые (они связаны с созданием и содержанием системы контроля)
- трансакционные (искажение процедуры со стороны контролера с целью облегчить контроль, затрудняющее исполнение непосредственных обязанностей чиновников и не позволяющее реализовать цели ведомства, поведение персонала, ориентированное на контроль, восприятие чиновниками постоянного контроля как выражения недоверия).
По сравнению с частным сектором в общественном секторе сокращение трансакционных издержек затрудняется из-за наличия, по меньшей мере, двух дополнительных проблем:
во-первых, забота об эффективности работы ведомства не есть первоочередная задача ни для политиков, ни для чиновников. Эффективность предложения государственных услуг не связана прямо с доходами, должностью, статусом политиков, задающих цели работы ведомств. Неэффективность работы организаций общественного сектора может в долгосрочном аспекте привести действующего политика к поражению на выборах. Но связи с различными группами интересов резко повышают возможность переизбрания – больше, чем ужесточение контроля над эффективностью предоставления государственных услуг.
во-вторых, в общественном секторе возможности руководителя организации по моделированию стимулирующей структуры ведомства ограничены.