Что представляет собой «рабочая демократия»?
Рабочая демократия — это естественный процесс любви, труда и познания, который определял, определяет и будет определять экономическую, социальную и культурную жизнь до тех пор, пока существовало, существует и будет существовать общество. Рабочая демократия — это совокупность всех видов жизнедеятельности, определяемых рациональными межличностными отношениями, которые возникли и развиваются естественно-органическим путем.
Рабочая демократия не является идеологической системой. Не является она и «политической» системой, которую могла бы навязать обществу с помощью пропаганды какая-либо партия, политический деятель или группа лиц с общей идеологией. Не существует ни одного формального, политического критерия, в соответствии с которым можно было бы «установить» рабочую демократию. Ее невозможно установить так, как устанавливают республиканскую или тоталитарную диктатуру. Это объясняется тем, что рабочая демократия всегда существует и действует независимо от того, известно или не известно о ее существовании той или иной политической партии или идеологической группе. Процесс развития естественной рабочей демократии может соответствовать или не соответствовать задачам социальных институтов. Реализация рабоче-демократического процесса требует обеспечения соответствия между социальными идеологиями и институтами, с одной стороны, и естественными потребностями и межличностными отношениями, с другой, аналогично тому, как этот процесс проявляется в естественной любви, существенно необходимом труде и естественной науке. Развитию этих существенных видов общественной деятельности можно препятствовать или содействовать; трудящиеся (мужчины и женщины) могут сознавать или не сознавать их существование. Но их невозможно уничтожить. Поэтому они составляют надежную основу любого рационального социального процесса.
В основе идеологических и политических систем лежит представление о естественном процессе жизни. Они могут содействовать или препятствовать развитию естественного процесса жизни. Но эти системы не входят в состав основы общества. Они могут быть демократическими, и тогда они способствуют естественному развитию жизни. Они могут быть авторитарно-диктаторскими, и тогда они вступают в конфликт с этим процессом.
Рабочую демократию невозможно навязать народу в качестве политической системы. Те, кто выполняет существенно необходимую работу, могут сознавать свою ответственность за социальные процессы. Такое сознание развивается столь же органично, как и дерево или тело животного. Органическое развитие сознания социальной ответственности составляет непременное условие предотвращения распространения политических систем подобно опухоли на социальном организме. Рано или поздно политические системы приводят к социальному хаосу. Кроме того, сознание социальной ответственности трудящихся (мужчин и женщин) составляет непременное условие постепенного приведения общественных институтов в соответствие с естественными функциями рабочей демократии. Политические системы появляются и исчезают, не затрагивая основы социальной жизни. Социальная жизнь не прекращается. Но если естественный процесс любви, труда и познания остановится хотя бы на один день, тогда перестанет биться пульс социальной жизни.
Естественная любовь, существенно необходимый труд и естественная наука являются рациональными функциями жизни. По своей природе они могут быть только рациональными. Поэтому они выступают в качестве главного врага любой формы иррационализма. Политический иррационализм отравляет, уродует и разрушает нашу жизнь. В строго психиатрическом смысле он представляет собой извращение социальной жизни, вызванное непониманием естественных функций жизни и исключением этих функций из регуляции социальной жизни.
Каждая форма авторитарно-тоталитарного правления опирается на иррационализм, внедренный в сознание народных масс. Каждая политическая диктатура (независимо от того, кто является ее выразителем) ненавидит и боится своего злейшего врага — естественный процесс любви, труда и познания. Они не могут сосуществовать. Диктатура способна только подавлять естественные функции жизни или использовать их в своих узких интересах. Она не в состоянии обеспечить их развитие. Не может она и сама выполнять эти функции, ибо при этом она уничтожает себя.
Отсюда можно сделать ряд выводов.
1. Нельзя вводить новые политические системы, ибо такое введение лишь приведет к катастрофическим последствиям. Что действительно необходимо сделать, так это обеспечить соответствие между естественными функциями жизни и регуляцией будущих социальных процессов. Нет нужды создавать что-то новое; необходимо лишь устранить препятствия на пути развития естественной деятельности общества, независимо от формы проявления этих препятствий.
2. Представители сфер естественной жизнедеятельности — это те люди, которые выполняют качественную работу во всех существенно необходимых областях профессиональной деятельности. Рабочий демократизм этих представителей определяется не их политическими увлечениями, а их деятельностью в качестве промышленных рабочих, фермеров, учителей, врачей, детских воспитателей, писателей, администраторов, техников, ученых, исследователей и т. д. Если представители существенно необходимого труда создадут интернациональную организацию с конкретными социальными и юридическими правами, такая организация будет непобедима.
3. Между общественным производством и потреблением существует естественно-органическая взаимосвязь. Создание организаций, обеспечивающих практическую реализацию этой естественной взаимосвязи, послужит надежной социальной гарантией от будущих катастроф, вызываемых иррационализмом. Ответственность за удовлетворение потребностей человека будет лежать только на производителях и потребителях. Никакая авторитарно-государственная администрация не вправе навязывать им такую ответственность вопреки их желанию. Принятие ответственности за свою судьбу, представленное в уже существующих (т. е. не вновь созданных) организациях производителей и потребителей во всех областях, составит существенный шаг на пути к рабоче-демократическому самоуправлению общества. Поскольку все процессы труда взаимозависимы и, более того, потребление определяет производство, естественно возникшая и органически функционирующая организация задана в общественном базисе, который способен взять на себя ответственность за будущее социальное развитие Европы.
4. В политическом отношении рабочая демократия не ориентируется ни на «правых», ни на «левых». В рабоче-демократическом процессе участвуют те, кто выполняет существенно необходимую работу. Поэтому рабочая демократия ориентируется только на будущее. Ей не свойственно стремление к борьбе против идеологий вообще и политических идеологий в частности. Но для обеспечения своей реализации рабочая демократия, в силу своей природы, неизбежно должна выступать против любой идеологии и политической партии, иррационально препятствующей ее развитию. Тем не менее в своей основе рабочая демократия выступает не против, а за конкретную постановку и решение проблем