Разработка научных концепций элиты в истории общественно-политической мысли

КОНФУЦИЙ. По Конфуцию, управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем на принципах добродетели и справедливости.

Социальная стр-ра общ-ва по Конфуцию:

· Правящие сословия (думают и управляют)

· Простые граждане (трудятся и повинуются)

ПЛАТОН. Считал, что управлять (правители, воины) могут лишь аристократы, получившие воспитание. Для государства будет гибельно, если «толпа» (ремесленники или крестьяне) посягнут на функции управления. По мнению Платона, власть рано или поздно перейдет к тирану, поэтому в идеальном государстве ДОЛЖНЫ ПРАВИТЬ ФИЛОСОФЫ.

АРИСТОТЕЛЬ. Создал концепцию государства, в котором наилучшим государственным строем может быть тот, где основное ядро составляет «средний» класс.

НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ. В работе «государь» дал рекомендации, как правильно сохранять власть. «Лучшее государство такое, где ранг человека соответствует его способностям». Методы правления он разделил на режим «львов» (насилие) и режим «лис» (хитрость и изворотливость). Правитель должен сочетать хитрость и изворотливость.

Г. Моска.В книге «Правящий класс» (1896 г.) доказывает, что господство элит – это закон общественной жизни. Он писал, что во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма.

Он считал, что важнейшим критерием формирования «политического класса» выступает способность к управлению другими людьми, т. е. организаторская способность, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. «Политический класс» постепенно меняется. Существуют две тенденции в его развитии — аристократическая (закрытый тип) и демократическая (открытый тип). Концепция «политического класса» Г. Моски, оказавшая большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управляющему слою) в социальном структурировании общества.

В. Парето. Он, как и Г. Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство — элиты. Совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности, и составляет элиту. Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции элит.

Согласно Парето гибнут элиты в разной ФОРМЕ:

· «На поле брани» (революция)

· «через процесс загнивания»

Р. Михельс. Исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к их олигархизации и формированию элиты вследствие действия целой цепочки взаимосвязанных факторов. В результате любым, даже демократическим обществом всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Из всего этого Р. Михельс сделал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности.

Элитное образование и социальная справедливость

Любая социальная система нуждается в организации подготовки элиты, в системе элитного образования. Тип системы этого образования тесно связан с типом рекрутирования элиты – открытым или закрытым.

В эпоху информационного общества та система, которая закрывает путь наверх талантам и способностям, обречена. Огромное значение имеют способности к инновациям, к нестандартному мышлению, к оригинальному решению проблем, многие из которых являются принципиально новыми для человечества.

В наиболее развитых странах это отчетливо понимают; там идет настоящая охота за талантами во всех областях человеческой деятельности – в науке, искусстве, политике, бизнесе.

Российская образовательная система переживает тяжелый кризис, во многом отражающий кризис всего общества.

Важным путем решения этой проблемы является дифференциация школьного обучения и, прежде всего, создание элитных школ. И тут возникает вопрос совместимо ли создание элитных школ с социальной справедливостью?

Есть 2 подхода:

· наличие элитных школ – вызов демократии; они ставят детей в неравные условия, воспроизводят и закрепляют систему социально-классового неравенства.

· Единая (и единообразная) система обучения не учитывает разнообразие личностных ориентаций, глушит индивидуальность, нивелирует личности обучающихся, не стимулирует развитие их талантов, уникальных способностей.

Элитные учебные заведения призваны быть маяками всей системы образования, полем для проведения прогрессивных экспериментов.

Многие элитные учебные заведения индустриально развитых стран выступают и в роли спонсоров одаренных детей безотносительно к статусу их родителей – элитные школы готовы обучать таких детей бесплатно, даже платить им небольшие стипендии, ибо наличие одаренных детей в привилегированных частных школах способствует подъему уровня обучения в самих этих школах. А воспитание ярких талантов выгодно и для всего общества и для спонсоров этих школ, ибо выпускники этих школ являются базой для пополнения сотрудников этих корпораций или государственных учреждений

Социальная справедливость – это не равенство в нищете, а равенство возможностей, которое неминуемо сопровождается неравенством в результатах деятельности личностей.

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА РОССИИ

Современная административно-политическая элита развивается в крайне сложных и противоречивых условиях.

Начиная с 1991 г., страна прошла через период распада, развала, смуты и воровства и поэтому требования времени к чиновникам, обладающим властными полномочиями, совершенно иное. Эти люди случайно попали наверх, поскольку оказались близко ко двору, к "семье". им присуща беспринципность, вороватость, цинизм и меркантильность. они не стесняются прихватить за бесценок крупную государственную собственность, обмануть народ.

Основные проблемы, которая стремится решить властная элита - удержание власти в государстве любым способом и гармоничное сосуществование в экономической сфере с мировой системой. Остальные вопросы занимают второстепенное значение.

Наши рекомендации