Политическая система общества. Политический режим и его типы

План

1. Понятие политическая система

2. Теория политической системы

3. Структура политической системы

4. Институты политической системы

5. Функции политической системы

6. Политические режимы и его типы

Список литературы:

1.Сааданбеков Ж. Авторитаризм и демократия на Востоке

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. – М., 1995.

3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. – М., 2005.

5. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

6. Панарин А.С. Политическое прогнозирование. – М., 1999.

7. Гаджиев Введение в политическую науку. – М, 2004.

8. Машан М.С. Политическая система Казахстана: трансформация, адаптация, целедостижение, А., 2000

Цель - формирование общего представления о типах политических систем и их адаптации к современным реалиям. Определение сущности и структуры политической системы, типов политических режимов сквозь призму специфических функций и задач политической системы в структуре общества.

Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключается в следующем: каждый элемент системы выполняет определенную функцию; невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одного элемента влечет изменение других.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, ценностей, идей, с помощью которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая власть» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости. Эта категория начала использоваться политиками в 1950 – 1960 гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выявить внутренние закономерности развития политических структур. Один из первых категорию «политическая система» ввели в оборот американские политологи Д.Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, мировоззрение, культурные нормы, идеи. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, то соответственно меняется и политическая жизнь в целом.

Истон разработал кибернеическую модель политической системы в виде «черного ящзика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и т.д.) и выходами, с которых выдаются решения. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности и взаимосвязь со средой. Взаимосвяь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений – забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально).

Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

Институциональный компоненнт состоит из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательны для всего общества,. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни – политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания – политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценостные установки. Эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:

- представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;

- определение политического курса, целей и задач общества;

- мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;

- политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества. При рассмотрении политической системы какого-либо государства не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе государство, поскольку часто существует весьма значительные различия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима.

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющие степень свободы и правовое положение личности.

В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которые определяют степень свободы личности, выделяют три типа режима – тоталитарный, авторитарный и демократический.

Демократический политический режим – самый сложный тип политического режима. В современной политической науке термин «демократия» имеет множество значений. Он употребляется для обозначения политического мировоззрения, как синоним прав и свобод граждан, как социально-экономическая ценность и как форма государственного устройства. Основная черта демократической политической системы состоит в признании народа как источника власти и суверенитета. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 государствах, обладают рядом общих характеристик:

1. наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;

2. признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающих политику правительства, но и оппозиционным партиям. Оппозиция должна действовать в рамках закона, критическая оценка лидерами оппозиции законодательных документов и решений кабинета – необходимый фактор демократизации политического процесса;

3. построение и функционирование государственного аппарата по принципу разделения властей;

4. конкурирующая политика (честная и всеобъемлющая конкуренция, позволяющая участие в государственной власти представительных органов);

5. формирование правительства партиями, одержавшими победу на выборах.

В современной политике слово «демократия» приобрело значение символа – символа свободного развитого человека в свободном обществе. Однако политологи различают формальную и органическую демократию.

Авторитарная политическая система занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанную идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия, то есть неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные права граждан и использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. Таким образом, власть при авторитаризме стремится жестко контролировать только политическую сферу, она не вмешивается (или слабо контролирует) культуру, экономику, личную жизнь граждан. Авторитарные политические системы могут развиваться даже в условиях рыночной экономики. В ряде случаев формально функционирует парламент и политические партии, но их деятельность носит скорее формальный характер. Допускается «дозированное инакомыслие». Типичным примером могут служить авторитарные режимы Чон Ду Хвана в Южной Корее и Пиночета в Чили. Хорошо известна фраза Людовика ХIV, характеризующая практику авторитарного правления: «Государство – это я».

Основные черты:

1. отказ от принципа реального разделения властей;

2. усиление исполнительной власти и концентрация ее в руках главы государства или правительства;

3. ограничение выборности органов государства и превращения парламента в придаток исполнительной власти;

4. ограничение или ликвидация основных прав и свобод граждан;

5. запрещение оппозиционных партий и общественных организаций;

6. отказ от принципов конституционности и законности.

В периоды обострения социальных противоречий возможны милитаризация государственного аппарата, применение политических репрессий.

Принцип авторитарного государства: разрешено все, кроме политики. В зависимости от структуры правящего блока и целей проводимой политики различают авторитарные системы олигархического, монократического, военно-диктаторского типов, популистские, бюрократические и др.

Переход от тоталитаризма к авторитарной политической системе может происходить эволюционным путем, постепенно, в течение многих десятилетий. При этом достаточно сложно назвать историческую дату такого перехода.

В отечественной политической науке идет напряженная полемика вокруг сложившегося в Казахстане политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. С одной стороны, однозначно, что Казахстан бесповоротно ушел от своего коммунистического прошлого. С другой стороны, очевидно, что политический режим, который сформировался у нас в последнее время значительно отличается от западных моделей. Казахстанский политический режим отличают: отсутствие развитого, многочисленного и стабильного среднего класса; неразвитость рыночных отношений; гипертрофированная роль государства и бюрократии; коррупция в эшелонах власти; воспроизводство в обществе отношений патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным; фактическая неподконтрольность органов власти обществу и др., что в совокупности делает определение типа политического режима достаточно сложным.

Единица, кому она нужна?... Единица ноль, единица вздор.

В. Маяковский

Тоталитарная политическая система является наиболее реакционной (нацизм, фашизм, сталинизм). Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова totalitas, означающего «цельность», «полнота». Он возник и получил распространение в 20-е – 30-е годы ХХ столетия. Одним из первых этот термин использовал итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в своей речи 20 марта 1924 года заявил, что фашизм, как и коммунизм, является «тоталитарной реакцией на либерализм и демократию». Часто использовал этот термин Б. Муссолини, который называл свой режим не иначе как тоталитарное государство. Что касается А. Гитлера, во всяком случае, первоначально, при характеристике своего режима предпочитал использовать термин «авторитарный».

Тоталитарный режим в отличие от других форм деспотизма не имеет ни экономических, ни социальных, ни политических, ни идеологических ограничений дискреционной власти. Средоточием власти является партия, поглощающая государство. Это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества посредством прямого вооруженного насилия. Государство, по сути, интегрально и тотально, в его рамках нет места частному. Тоталитарное государство исповедовало одну единую и обязательную для всех идеологию. Она фактически была превращена в государственную религию со своими догматами, священными книгами, святыми и богочеловеками (в лице фюрера, вождей, дуче и т. д.). Не случайно Н. Бердяев тоталитаризм характеризовал как «обратную теократию». Работы идеологов - основоположников марксизма-ленинизма и фашизма приобрели статус религиозной веры. Показательно, что всех немецких семьях книга Гитлера «Майн кампф» выставлялась на почетное место в доме, считалось почти обязательным дарить ее жениху и невесте к свадьбе и школьнику к окончанию учебы. Таким образом, тоталитарные идеологии постулируют идентичность индивидуальных и коллективных целей.

Социальной базой тоталитаризма выступают маргинальные слои населения, псевдоколлективистское деструктурализованное общество. Перед властью при тоталитаризме ставится задача полной трансформации человека, конструирования нового типа личности – некоего homo totalitarikus с особым политическим складом, особой ментальностью – путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некоему среднестатистическому образу. На смену индивидуальности, оригинальности приходит тип, предполагающий однообразие, однозначность, стирание индивидуальных особенностей. Однако важнейшей характеристикой такого человека – его убеждение, уверенность в своем совершенстве, для чего тоталитарная система создает оптимальные условия для восхождения посредственных людей по карьерной лестнице. Чинопочитание и вожделение чинов и наград становятся важной составляющей тоталитарного сознания. Тоталитаризм существенно снижает способность к критическому анализу реалий современного мира, места своей страны в мире. В целом, тоталитарный тип – это государственный человек, преданный государству и всецело зависящий от него.

Признаки тоталитаризма:

1. единственная массовая партия;

2. монопольно существующая, признанная всеми идеология;

3. монополия на средства массовой информации;

4. террористический контроль со стороны политической полиции;

5. централизованная система контроля и управления экономикой;

6. абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию;

7. сращивание партийного и государственного аппарата;

8. ориентация на создание «нового человека» и «идеального будущего».

Основные отличия тоталитаризма от авторитаризма:

Принцип тоталитарного государства: запрещено все, кроме того, что приказано. Ранее уже отмечалось, что мировая политическая история знает две разновидности тоталитарных политических систем: коммунистическую и националистическую. Обе разновидности различаются в основном содержанием идеологий, но и с точки зрения организации политической системы имеется много различий внутри самого фашизма. Так, фашистский режим в Италии руководствовался теорией верховенства государства, национал-социалистический – теорией верховенства нации или нации – государства. Итальянский режим отличался стремлением сохранить традиционные структуры, показателем чего служат, например, Лютеранские соглашения (1929 г.), заключенные между Б.Муссолини и Ватиканом. Для режима Муссолини была характерна меньшая концентрация власти. Наряду с фашистской партией значительным влиянием в стране продолжали пользоваться военные, аристократия, церковь, государственная бюрократия. Продолжали функционировать, правда, чисто формально, сенат. Парадокс состоит в том, что Италия оставалась монархией. Муссолини время от времени отправлял отчеты королю Виктору Эммануилу III. Итальянский фашизм отличался также меньшими, чем в Германии, террором и репрессиями. Учитывая эти факторы, можно утверждать, что сущностные характеристики правой разновидности тоталитаризма в наиболее завершенной форме воплотились в германском национал-социализме.

Тоталитарные государства ХХ столетия значительно отличаются от деспотических режимов прошлого. Из истории мы знаем, что Петр I в России и Людовик XIV во Франции были весьма могущественными и деспотичными правителями. Однако их власть была ограничена примитивными средствами коммуникаций. Фактически до конца ХIХ столетия все средства сообщения были настолько медленными и малоэффективными, что большинство самодержавных правителей не имело возможности осуществлять полный контроль над всей территорией своих государств. Петр I и Людовик XIV могли требовать внешнего подчинения и получать подтверждения своей власти, но они не могли контролировать все аспекты жизни общества.

Ключевые термины по теме лекции: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, олигархические, военные режимы, диктатура, бипартизм, политическая система, социализация, адаптация, регуляция, коммуникация, внутренняя политика, легальность.

Тема 8

Наши рекомендации