Глава 4 гарантии прав граждан в сфере государственного управления
Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту) [11, с. 181].
В широком смысле понятием «гарантии прав человека» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы весьма разнообразны, но по отношению к реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. Большинство гарантий в виде условий обеспечивают благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе [15, с. 46].
Ю.М.Козлов отмечает, что в развернутом виде механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых полномочными государственными органами:
А)выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан;
Б) создание необходимых условий для их реализации;
В) постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;
Г) охрана прав и свобод граждан;
Д) применение санкций в случае их нарушения [11, с. 181].
В учебниках по административному праву выделяются следующие виды гарантий прав граждан в сфере государственного управления.
1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Эти гарантии находят свое выражение в соответствующих правовых нормах данных обязанностей.
2. Административно-правовые гарантии охраны прав и свобод граждан. Это осуществление исполнительными органами действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по применению административно-правовых санкций в случае их нарушения [11, с. 183].
Правовые гарантии. Данный вид гарантий представляет собой совокупность правовых норм, гарантирующих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Это, в первую очередь, конституционные нормы. Так, согласно ч. 1 ст. 2 Конституции «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [12]. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Конституции «гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами» [12]. Согласно ч. 8 ст. 13 Конституции «государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни» [12].
Кроме этого, применительно к установлению гарантий для реализации гражданами прав в сфере государственного управления, существует ряд иных нормативных правовых актов, содержащих такого рода гарантии. К примеру, согласно ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» «должностные лица и иные работники организаций, индивидуальные предприниматели и их работники не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений» [16]. Есть и иные нормы.
Экономические гарантии. Это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Как отмечает А.В.Шавцова, «социально-экономические конституционные гарантии прав и свобод человека, установленные в качестве основ и программных положений развития конституционного строя в нормах Конституции, а также фактически существующие благоприятные социально-экономические условия в государстве и обществе, способствующие и создающие фактические возможности реализации прав и свобод и их эффективной защиты. К ним следует отнести стабильность и прогрессирующее развитие экономики государственную поддержку и защиту всех форм собственности рентабельных сфер производства предпринимательской деятельности проведение взвешенной государственной политики в области развития финансово-кредитной системы, при этом доминирующей должна оставаться социально-ориентированная государственная политика, основанная на принципах равенства всех перед законом уважения прав и законных интересов социального партнёрства и взаимодействия всех членов гражданского общества, содействие развитию всех слоёв общества их взаимодействию и достижению наиболее высокого уровня их развития и достойного уровня жизни каждого человека и гражданина [17]. Несмотря на то, что указанный автор пишет о гарантиях реализации конституционных прав, на наш взгляд, сущность экономических гарантий приемлема и правам и свободам граждан в сфере государственного управления.
Организационные гарантии. Заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей. В самом широком смысле данные органы можно разделить на судебные и внесудебные.
Так, согласно ч. 1 ст. 60 Конституции «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки» [12]. Судебная система Республики Беларусь состоит из общих судов и экономических судов. Отдельное место в этой системе занимает Конституционный Суд Республики Беларусь, который, в соответствии со ст. 116 Конституции, осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Проблема в обеспечении прав и свобод гражданина, в том числе и в сфере государственного управления, состоит в том, что в Республике Беларусь отсутствует институт конституционной жалобы – прямого обращения граждан в Конституционный Суд за защитой нарушенного права. Для сравнения, в Российской Федерации данный институт закреплен давно и весьма активно работает в части защиты прав граждан в сфере государственного управления. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта «а» части первой статьи 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В.Чеботарского [18]. В данном Постановлении рассматривался вопрос о порядке прохождения государственной службы. В связи с этим считаем необходимым актуализировать внимание законодателя на необходимость внедрения института конституционной жалобы в законодательство Республики Беларусь.
Что касается внесудебных органов защиты прав и свобод граждан в сфере государственного управления, то здесь стоит отметить деятельность органов прокуратуры, органов внутренних дел и др. Так, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» «прокуратура Республики Беларусь (далее – прокуратура) – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами» [19]. Таким образом, органы прокуратуры осуществляют надзор за правильной реализацией прав и свобод граждан в сфере государственного управления.
Международно-правовые гарантии. Когда речь идет о данном виде гарантий, то здесь необходимо понимать положения, касающиеся защиты прав и свобод человека, закрепленные в основополагающих международных документах. К примеру, согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации». В соответствии со ст.8 Декларации «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Есть и иные нормы, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина.
Кроме этого, в рамках данного вида гарантий уместно говорить о международных механизмах судебной и иной защиты прав и свобод человека. Так, согласно с. 61 Конституции «каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [12]. Практически единственной международной организацией, куда вправе обращаться граждане Республики Беларусь, является Комитет ООН по правам человека.
Комитет по правам человека является органом независимых экспертов, наблюдающих за выполнением государствами-участниками Международного пакта о гражданских и политических правах.
Все государства-участники обязаны регулярно предоставлять Комитету доклады о том, как осуществляются права. Государство должно предоставить первоначальный доклад спустя год после присоединения к Пакту, а затем - по запросу Комитета (обычно каждые четыре года). Комитет изучает каждый доклад и излагает свои соображения и рекомендации государству-участнику в виде "заключительных замечаний".
Отметим, что большинство обращений в Комитет ООН по правам человека касались невозможности либо ограничения реализации прав граждан в сфере государственного управления. В качестве примера можно привести обращение Андрея Шолохова о запрете в проведении пикета в г.Гомель, обращение Алексея Чижова с жалобой о невозможности реализации права на свободу объединении [20, с. 37].
Проблема состоит в том, что решения Комитета ООН носят рекомендательный характер для Республики Беларусь, в связи с чем на практике возникает вопрос добросовестности их реализации.
В отдельных учебниках по административному праву выделяются также политические гарантии, к которым относится:
1. Принадлежность государственной власти народу;
2. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;
3. Широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества [3, с. 93].
Так, согласно ч. 1 ст. 3 Конституции «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания курсовой работы изучены различные подходы к пониманию «государственное управление». Обобщая различные научные позиции ученых по административному праву, под данным термином необходимо понимать вид государственной деятельности, выражающийся во властном воздействии на общественные отношения.
В работе представлен примерный перечень прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления. Большинство из них имеют конституционно-правовую природу, а другие определяются специальными нормативными правовыми актами.
При написании курсовой работы изучены гарантии защиты прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления. К ним необходимо относить правовые, организационные, международные, материальные и политические гарантии.
В работе отмечены проблемы действия международно-правовых гарантий, в частности указано на рекомендательный характер решений Комитета ООН по правам человека, что представляется неверным.
Также в последней главе курсовой работы сделан акцент на необходимость актуализации внимания законодателя на внедрение института конституционной жалобы в законодательство Республики Беларусь.
В результате написания курсовой работы поставленная цель достигнута, а задачи полностью решены.