Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:
· Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
· Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;
· Министерство здравоохранения РФ;
· Федеральная служба геодезии и картографии России;
· Министерство внутренних дел РФ;
· Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
· Министерство строительстваРФ;
· Федеральный горный и промышленный надзор России;
· Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;
· Государственный таможенный комитет РФ;
· Федеральная пограничная служба РФ;
· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
64. Организационно-правовая основа управления транспортом. Органы государственного управления и регулирования транспортом.\
Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйства и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве. Его основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.
В организации управления транспортно-дорожным комплексом имеется ряд особенностей.
Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта: железнодорожным транспортом управляет Министерство путей сообщения РФ, морским, речным, автомобильным — Министерство транспорта РФ, авиатранспортом — Федеральная служба воздушного транспорта России, дорожным хозяйством — Российское дорожное агентство.
Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, подотраслей для лучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенных к населению.
Транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.
Специфика организации и деятельности предприятий транспортно-дорожного комплекса требует наличия особых нормативных правовых актов (уставов, кодексов, правил). В настоящей время действует, например, Транспортный устав железных дорог, принятый Федеральным законом от 8 января 1998 г., Воздушный кодекс РФ 1997 г. Кодекс торгового мореплавания 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующих вид транспорта.
Особенностью транспортно-дорожного комплекса является и то, что масштаб приватизации в транспортно-дорожной сфере ограничен; это объясняется необходимостью сохранить государственное управление стратегически важными объектами. Речь, частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движением и взлетно-посадочных полосах аэродромов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают развитие на своей территории сети автомобильных дорог общего пользования.
Основу транспортной системы РФ составляет железнодорожный транспорт. Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. определены экономические, правовые и организационные основы деятельности, место и роль в экономике и социальной сфере страны этого вида транспорта. Закон регулирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железно-дорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа. Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.
Существующая ныне система управления включает четыре ступени: министерство, дорога, отделение, предприятие. В связи с резким снижением объема перевозок грузов и пассажиров планируется сократить количество дорог и их отделений. Указом Президента «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 8 ноября 1997 г. было предусмотрено выведение из структуры железнодорожного транспорта предприятий и подразделений, непосредственно не связанных с организацией движения и обеспечением безопасности железнодорожного движения, с последующей приватизацией этих предприятий и подразделений. Эта идея отражена в Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства от 18 мая 2001 г. С целью повышения эффективности работы железнодорожного транспорта и удовлетворения растущего спроса на его услуги предусматривается разделить функции государственного регулирования и организации хозяйственного управления, а также осуществить до 2010 г. ряд других мероприятий, предусмотренных Программой. Судоходные водные пути имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всей территории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Правительством планируется создание необходимых условий для сохранения существующей сети судоходных путей, безопасности судоходства и безаварийной эксплуатации некоторых гидротехнических сооружений, удовлетворения спроса на услуги речного транспорта.
Основополагающее значение имеет Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. В нем определены цели государственного регулирования, полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации.
Воздушный транспорт имеет немало организационных и правовых проблем. Сейчас из 269 российских авиакомпаний с прибылью работают только десятки. Несмотря на резкий спад объема авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). В связи с этим постановлением Правительства от 22 февраля 2000 г. утверждена Концепция модернизации и развития единой систем воздушного движения Российской Федерации. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использований воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.
Острой остается проблема строительства и ремонта существующих автомобильных дорог, замены автомобилей на новые марки. Реализация Федеральной целевой программы «Дороги России XXI века» позволит обеспечить дальнейшее развитие дорожной сети, создать возможности подъезда ко всем крупнейшим портам, транспортным узлам и терминалам, интегрировать сеть российских дорог в систему международных дорог Европы и Азии. Приоритетными задачами развития транспортной инфраструктуры на ближайшие годы являются: обеспечение безопасности функционирования транспорта и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам; формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием географического положения страны.
Без нормального функционирования органов управления связью и информатизацией невозможны решение государственных, политических и общественных задач, эффективный обмен данными в бюджетных и коммерческих структурах, работа промышленности, учреждений науки, образования, медицины и культуры, удовлетворение потребностей населения в услугах связи.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Учитывая это, в сентябре 2000 г. Президент подписал документ — Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В развитие Доктрины принимаются соответствующие нормативные правовые акты в данной сфере. Приоритетными задачами являются: повышение уровня информатизации общества, создание возможности для полноценной интеграции. России в мировое информационное сообщество путем совершенствования существующих информационных технологий и техники связи, а также освоения новых с учетом требований информационной безопасности. Необходимо расширить инфраструктуру сети Интернет на территории России, демонополизировать телекоммуникационный и информационный рынки, создать соответствующую конкурентную среду.