Организационно-правовая основа управления природными ресурсами. Органы государственного управления и регулирования природными ресурсами.

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Государственное управление природопользованием и ох­раной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

  • законности управления;
  • комплексного (всестороннего) подхода к решениювопросов природопользования и охраны окружающей среды;
  • сочетания бассейнового и административно-территориально­го принципов организации управления природопользовани­ем и охраной окружающей среды;
  • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Принцип законности государственного управления природо­пользованием и охраной окружающей среды означает, что функ­ции управления могут и должны осуществляться в соответствии с требованиями экологического законодательства согласно компе­тенции того или другого государственного органа.

Комплексный (всесторонний) подход в процессе государствен­ного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеоб­щей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявля­ется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государствен­ного управления оказываются все природопользователи, призван­ные выполнять экологические требования, при принятии админи­стративных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

Принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды проявляется в разных формах. В области водопользования он заключается в том, что государст­венное управление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральными органами и органами субъектов Федера­ции в области управления водным фондом, но и инспекциями по регулированию использования и охране вод, образованными при­менительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер. Например, деятельность Московско-Окской бассейновой инспек­ции охватывает территории Московской, Тверской, Калужской и Рязанской областей.

Бассейновый принцип применяется также в организации госу­дарственного управления использованием и охраной рыбных запа­сов страны. Управления и инспекции рыбоохраны образованы при­менительно к бассейнам основных рыбохозяйственных водоемов. Так, в 1995 г. охрану рыбных запасов во внутренних водоемахРФ осуществляли 26 бассейновых управлений органов рыбоохраны Роскомрыболовства.

Управление использованием и охраной недр также осуществля­ется с учетом существующих геологических особенностей форми­рования месторождений полезных ископаемых.

Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляет­ся в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функ­циями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия права окружающей среды в целом.

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

  • Федеральное Собрание РФ;
  • Президент России;
  • Правительство России;
  • администрация субъектов РФ, а также
  • органы местной администрации.

омпетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
  • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Наши рекомендации