Тема 2. Истоки и развитие русской государственности. VI - XVI вв. (8 часов)
Занятие 1. Работа с текстом, тестом, структурно-логической таблицей и картой по теме «Догосударственная организация славянского общества. Древняя Русь в IX - XIII вв.» (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Проблема этногенеза восточных славян, их хозяйственная деятельность, общественный строй, религия и отношения с другими этносами;
2) Особенности политического и социально-экономического строя Киевской Руси;
3) Политическая дезинтеграция русских земель. Сравнительный анализ экономических моделей развития основных центров государственности;
4) Внешнеполитическое положение Древней Руси в IX-XIII вв.;
5) Дискуссионные вопросы в отечественной историографии по истории Древней Руси.
Задания:
1) Изучить по теме «Восточные славяне» текст с ошибками, исправить и дать правильные ответы.
2) Ответить на вопросы теста по теме «Древнерусское государство», выявить и исправить неверные ответы.
3) Заполнить структурно-логическую таблицу «Альтернативы общественного развития Древней Руси в эпоху раздробленности».
4) Работа с картой по внешней политике Древней Руси.
5) Подготовить сообщения по спорным проблемам истории Древней Руси.
Занятие 2. Развернутая беседа по теме " Московское государство в XIV- начале XVI вв." (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Предпосылки и особенности процесса государственной централизации русских земель;
2) Начало объединения русских земель вокруг Москвы;
3) Возникновение единого Российского государства. Иван Ш и Василий Ш;
4) Основные черты экономического и социально-политического устройства Руси в период объединения земель;
5) Историческое значение образования единого Российского государства.
Задания:
1) Подготовиться к дискуссии о причинах возвышения Москвы;
2) Обсудить проблему альтернатив развития русской государственности;
3) Дать политическую характеристику Ивану Калите и Ивану Ш;
4) Раскрыть вопрос о возникновении крепостного права в России (сообщение).
5) Сделать выводы об историческом значении объединения русских земель.
Занятие 3-4. Презентации на тему "Московское государство в XVI в. Альтернативы развития" (4 часа)
Контрольные вопросы:
1) Московское государство в первой половине XVI в. Основные тенденции политического и социально-экономического развития. Василий III и Елена Глинская.
2) Реформы Избранной рады как средство движения по европейскому пути развития и их результаты.
3) Политика опричнины – поворот к азиатской альтернативе развития страны и ее последствия.
4) Оценки личности и правления Ивана Грозного в исторической литературе: аргументы за и против.
Задания:
1) Изучить имеющиеся источники и историческую литературу по теме дебатов;
2) Посмотреть документальные и художественные фильмы, посвященные Ивану IV.
3) Познакомиться с произведениями дореволюционных историков по данной проблеме.
Подготовиться к презентации и полемике по дискуссионным вопросам темы.
Тема 3. Россия в XVII в. Начало перехода к новому времени (4 часа)
Занятие 1. Развернутая беседа по теме «Кризис российской государственности в конце XVI – начале XVII вв.» (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) «Смутное время» конца XVI- начала XVII в.;
2) Эволюция политического строя России при первых Романовых;
3) Восстановление экономики и первые попытки ее модернизации в XVII в.;
4) «Бунташный век». Социальные конфликты XVII в.;
5) Начало «обмирщения» русской культуры.
Задания:
1) Подготовить и выступить с сообщением о понятии «Смута» и трактовке ее причин в исторической литературе;
3) Обсудить проблему: «Альтернативы развития страны в годы Смутного времени»;
4) Провести сравнительный анализ признаков сословно-представительной и абсолютной монархии в государственном строе России XVII в.
5) Рассказать о модернизационных процессах в экономике России XVII в.
6) Заполнить хронологическую таблицу «Социальные конфликты XVII в.»;
7) Заслушать сообщение «Русская культура на пороге новой эпохи».
Занятие 2. Работа с таблицами, тестом, заслушивание сообщений по теме «Московское государство при первых Романовых» (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Эволюция политического строя России при первых Романовых;
2) Восстановление экономики и первые попытки ее модернизации в XVII в.;
3) «Бунташный век». Социальные конфликты XVII в.;
4) Начало «обмирщения» русской культуры.
Задания:
1) Самостоятельно подготовить, обсудить и заполнить структурно логическую схему «Сравнительный анализ признаков сословно-представительной и абсолютной монархии в государственном строе России XVII в.»;
2) Решить после обсуждения тест « Экономическое развитие России в XVII в.
3) Заполнить хронологическую таблицу «Социальные конфликты XVII в.»;
4) Заслушать сообщение «Русская культура на пороге новой эпохи».