Полномочные представители Президента России в федеральных округах: правовой статус, компетенция и порядок назначения.
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа (он обеспечивает в пределах округа реализацию конституционных полномочий главы государства). Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, он является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению руководителя Администрации, подчиняется и подотчетен непосредственно Президенту РФ (назначается на срок, не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий).
Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации. Он имеет заместителей.
Основные задачи полномочного представителя:
- организация в Федеральном Округе (ФО) работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
-организация контроля за исполнением в ФО решений федеральных органов государственной власти;
- обеспечение реализации в ФО кадровой политики Президента РФ;
- представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в ФО, а также о политическом, социальном и экономическом положении в ФО, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
Полномочный представитель осуществляет следующие функции:
- обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в ФО;
- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в ФО
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ;
- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах ФО;
- согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и иные должности в пределах ФО;
- организует контроль за исполнением ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в ФО;
- согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы ФО;
- согласовывает направляемые в федеральные органы исполнителной власти представления о награждении государственными наградами, вручает в ФО по поручению Президента РФ государственные награды;
- вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи;
- принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия КРФ, ФЗ, международным обязательствам РФ;
- взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в ФО ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Координацию деятельности полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ.
Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации президента РФ.
Полномочные представители в каждом федеральном округе формируют свои аппараты, исходя из особенностей округа, специфики поставленных Президентом РФ задач и иных обстоятельств. Тем самым обеспечивается возможность для адаптации к особенностям конкретных федеральных округов, любым задачам, которые может поставить своим полномочным представителям Президент РФ, и сохраняется достаточная мобильность и гибкость структуры аппаратов, что имеет свои преимущества и недостатки. В то же время анализ структур аппаратов полномочных представителей разных округов позволяет говорить об их организационном единстве, наличии своего рода типовых организационно-штатных структур, обеспечивающих основные направления деятельности полномочных представителей.