Государственное регулирование инфляции.
Инфляция — повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.
Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.
Дефляция — это снижение общего уровня цен.
Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.
В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:
§ Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.
§ Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.
§ Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.
В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:
Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.
Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.
В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:
Инфляцию спроса
Инфляцию издержек
Структурную и институциональную инфляцию
Прочие виды инфляции:
Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.
Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.
Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.
Неожидаемая
Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
1. Закономерности функционирования и развития системы государственного и муниципального управления.
Важнейшие закономерности функционирования системы административного управления определяются ее природой, генезисом. • Система административного управления как искусственная система, создаваемая воздействием человека и в интересах человека, ха-рактеризуется с точки зрения выполняемых ею функций (функциональных свойств) понятием полезности.Последнее приобретает конкретный смысл при указании критериев полезности (критериев качества, зрелости системы). Все они должны выражаться социально-важными показателями, другими словами, объекты и процессы, результаты управляющего воздействия обладают полезностью не сами по себе, а лишь по отношению к человеку (экономика должна быть социальной). Процесс функционирования системы государственно-административного управления, гт. е. социальный механизм формирования и реализации управления, может быть представлен как цепь взаимосвязанных общественных явлений.
Гомеостазис системы ГМУ. Достаточно взвешенным представляется понимание стабильности как устойчивого состояния системы, позволяющего ей эффективно функ- ционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений). В таком ключе целесообразно определять и гомеостазис для системы государственного и муниципального управления. Гомеостазис системы управления можно рассматривать как ее способ- ность к самосохранению и саморазвитию, совокупность сложных адаптацион- ных реакций, направленных на устранение или минимизацию действия раз- личных факторов внешней или внутренней среды, нарушавших ее стационар- ное состояние, т. е. относительное динамическое постоянство (равновесие) внутреннего организма, структурно-функциональных связей ее компонентов. Пространство, часть реальности, не входящая в управляющую систему, но способная взаимодействовать с ней, образует окружающую среду. Среда противостоит системе не как нечто отличное от системы управления, а как иная система. Взаимодействие со средой является важным фактором пове- дения, проявления системы. Вместе с тем степень стабильности характеризу- ется характером отношений системы и внешней окружающей среды. Они обмениваются импульсами различной интенсивности (раздражителями, воз- будителями). В результате такого обмена возникает взаимная адаптация. Модели адаптации системы управления. Обычно выделяют две основные модели адаптации системы управле- ния. Первая – как приспособление системы к внешней среде, следование в «фарватере». Изменения в системе управления обусловлены как ответ на «вы- зов» среды, влиянием импульсов, требований, исходящих от общественной среды. Вторая – предполагает, что система управления приобретает свойство опережающей системы по отношению к общественной среде и происходит приспособление внешней среды к системе управления, т. е. в обществе проис- ходят процессы, адекватные тем, что доминируют в управляющей системе. Типы систем ГМУ. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены систе- мы государственного и муниципального управления подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный поря- док, стационарное состояние системы. И трансформирующиеся, прово- дящие общественные преобразования, которые отличаются большим де- мократизмом, динамичностью, ориентацией на проведение администра- тивных и социально-политических реформ. Выделяются завершенные и незавершенные системы государст- венного и муниципального управления. Организованная система государственного и муниципального управления – более высокий уровень зрелости управления. Диалектиче- ский подход к пониманию системы позволяет раскрыть ее не как целое, но целостное образование, взаимосвязь и взаимодействие компонентов кото- рого обусловливают возникновение нового интегрального (системного) качества. Продуманная институциональная структура, функциональность, целостность выступают как результирующая взаимосвязи и взаимодейст- вия компонентов, элементов. Представленная типология (хотя она далеко не исчерпывающая) свидетельствует о многомерности государственного управления, о воз- можности его анализа по различным критериям, в различных системах ко- ординат. Использование вышеупомянутых критериев и типологий позво- ляет анализировать систему управления глубже, объемнее и тем всесто- ронне постичь ее сущность Специфические закономерности функционирования и развития муниципального управления. Управление государственными, общественными делами как процесс при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социаль- ных и политических отношений обладает очевидной самостоятельностью. Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенден- ции, в которых отражается его природа, взаимосвязь внутренних элементов. Важнейшие закономерности функционирования системы админист- ративного управления определяются ее природой, генезисом. Система административного управления как искусственная сис- тема, создаваемая воздействием человека и в интересах человека, характе- ризуется с точки зрения выполняемых ею функций (функциональных свойств) понятием полезности. Она приобретает конкретный смысл при указании критериев полезности (критериев качества, зрелости системы). Все они должны выражаться социально важными показателями, которые востребованы обществом, человеком. Система административного управления характеризуется и такой закономерностью развития как стабильность определенной степени, без которой она не может функционировать, быть общественно полезной.
2. Конкретные и общие функции процесса разработки и реализации управленческих решений.
Управленческое решение имеет иерархию функций, процедур и операций. Каждая конкретная функция (КФ) РУР должна включать весь набор общих функций (ОФ), а каждая общая функция должна включать весь набор процедур (Пр), и, наконец, каждая процедура должна включать необходимый набор операций (Оп).В общем виде функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчиненной общей цели управления. Перечень конкретных функций разработки управленческих решений включает в себя:
● стратегическое планирование;
● управление управленческой деятельностью (контроллинг);
● коммуникации с внешней и внутренней средой;
● управление человеческими ресурсами;
● управленческое консультирование;
● управление производственной и обслуживающей деятельностью;
● формирование системы управления организацией (методология, структура, процесс, механизм, техника управления).
Стратегическое планирование предусматривает подготовку и реализацию управленческих решений, определяющих стратегию предприятия, детализацию стратегии до политик, программ, проектов и мероприятий, приоритеты их выполнения и распределения ресурсов.
Управление управленческой деятельностью (контроллинг) – связано с УР, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления. Руководителям разных уровней необходимо обеспечивать функциональность подразделения, за работу которого они отвечают согласно должностным обязанностям. Поэтому кроме знаний, умений и навыков управления руководитель должен обладать знаниями, умениями и навыками в предметной области деятельности организации. Например, начальнику булочного цеха необязательно знать в совершенстве технологию выпечки булок – для контроля за соблюдением технологии выпечки существует технолог, но иметь представление о состоянии оборудования, запасе производственных мощностей, наличии сырья, степени его соответствия требованиям технологии и т. п. факторов производства крайне необходимо, поэтому руководители организаций проводят обучение управленческого персонала. Коммуникации с внешней и внутренней средой – предмет управленческих решений, цель которых – формирование коммуникационных каналов между организацией и внешней средой. Такие УР направлены на установку отношений с поставщиком и потребителями, клиентами, сообществом вообще, органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими субъектами общественного устройства.
Управление человеческими ресурсами – это управленческие решения, направленные на повышение производительности труда, научным и практическим потенциалом, формирование личностных качеств персонала.
Управленческое консультирование – функция управленческих решений, направленных на решение проблем ситуационного характера.
Управление производственной и обслуживающей деятельностью – ориентирует УР на совершенствование основного и вспомогательного производства.
Формирование системы управления организацией – отражается в УР, направленных на реструктуризацию и реформирование компаний. Такие решения называются стратегическими и разрабатываются для внесения существенных изменений в миссию организации, ее систему целей, политик, программ и проектов. К общим функциям РУР относятся:
1) прогнозирование использования конкретных технологий и методов РУР, а также возможных результатов и последствий от каждого УР;
2) планирование состава и содержания выбранных технологий и методов РУР;
3) организация (административная, технологическая, финансовая, и др.) РУР;
4) стимулирование исполнителей, т. е. изменение принятого ранее порядка РУР в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР;
5) координация действий исполнителей, т. е. изменение принятого ранее порядка РУР в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР;
6) контроль за выполнением действий;
7) информирование инициатора подготовки или реализации УР в ходе выполнения задания;
8) формирование архивной базы данных о процессе.
3. Основные принципы построения налоговой системы. Эффективность и справедливость в налоговой системе.
Подходы к реализации принципа эффективности в налоговой политике. Эффективность налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам (издержки). Последние включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета в связи с неоправданно высокими налогами (с необоснованно высоким налоговым бременем), которые подрывают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и толкают к широкой практике уклонения от уплаты налогов, укрытия доходов от налогов и поиску “налоговой гавани”, “налоговой крыши”. В связи с налогообложением реальный выпуск продукции может оказываться меньше оптимального, данный вид потерь общественного благосостояния принято называть необратимой потерей. Кроме того, требуются расходы на содержание государственного аппарата налоговой службы, в частности, на содержание налоговой полиции, на подготовку законодательных актов в области налоговой политики. Эффективная налоговая политика нацелена на увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему и минимизацию налоговых затрат.
Существуют два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности в налоговой политике. Первый подход принято называть нейтралистическим. Он предусматривает уменьшение налоговой ставки и расширение налоговой базы без использования налоговых льгот, с тем чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам.
Исследования показали, что существует зависимость доходов бюджета, суммы налоговых поступлений от прогрессивности налогообложения. Профессор А. Лаффер предложил график, описывающий зависимость налоговых поступлений от налоговой ставки.
В представленном графике Лаффера T обозначает налоговые ставки, / – доходы бюджета. T меняется от 0 до 100%. График иллюстрирует зависимость доходов бюджета от прогрессивности налогообложения. До определенного предела ТM повышение налоговой ставки увеличивает (при замедлении темпов) налоговые поступления в бюджет, за его пределами налоговая база сужается, идет подрыв экономических стимулов и расширяется пространство для уклонения от уплаты налогов. Второй подход к эффективности принято называть интервенционистским. Он предлагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налоговых льгот при высоких общих налоговых ставках. Этот подход предусматривает целенаправленное стимулирование соответствующих видов экономической деятельности.
Виды налоговых льгот. В практике налогообложения принято выделять следующие группы налоговых льгот: вычеты из облагаемого налогом дохода (налоговые скидки), налоговые кредиты, отсрочки и полное или частичное освобождение от налогообложения. Структура налоговых льгот соответствует сложившемуся порядку расчета налоговых платежей. В соответствии с налоговым законодательством из валовой выручки хозяйствующего субъекта вычитаются текущие материальные затраты, расходы на заработную плату и расходы на оперативную хозяйственную деятельность в установленных законом пределах (в частности, представительские расходы, оплата процентов по ранее принятым финансовым обязательствам, расходы на рекламу и т.д.), а также производимые отчисления по соответствующим нормативам (лимитам) в амортизационные фонды и в другие различные фонды (в фонды риска, на обесценивание товарных запасов и т.д.).
Вторым видом широко распространенных налоговых льгот являются налоговые кредиты. Если налоговые скидки представляют собой вычеты из облагаемого дохода, то налоговый кредит представляет вычеты из начисляемой суммы налога.
Налоговый кредит обычно применяется для увеличения вертикальной справедливости при применении налога на продажу, который рассматривается как весьма эффективный, но вместе с тем регрессивный налог. Широко применяется налоговый кредит в виде процентной скидки с суммы налога на инвестиции и затраты на научные исследования.
Третий вид льгот представляет собой отсрочку уплаты налогов (налоговые каникулы). При высоком уровне процентных ставок отсрочка уплаты налога практически ведет к полному освобождению от налогов. Это дает возможность вложить средства, которые получены в результате отсрочки от обложения налогом, в капитализированные доходы (например, в облигации, акции и в другие ценные бумаги) и получать за соответствующий период сверх вложенной суммы необходимые поступления.
К четвертому виду льгот относятся частичное и полное освобождение дохода от обложения. Частичное освобождение дохода может быть произведено абсолютно в виде вычетов определенной суммы и относительно в виде снижения налоговой ставки.Система налоговых льгот создает косвенным способом государственное финансирование экономики.
Горизонтальная и вертикальная справедливость. Принцип справедливости.В основе этого принципа лежит идея необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками. Если лица находятся в сравнительно одинаковых обстоятельствах и обладают одной и той же платежеспособностью, они должны облагаться одинаковым налогом, а также должна исключатьсявозможность двойного налогообложения. В данном случаеречьидет о горизонтальной справедливости.Однако в реальной жизни люди находятся в неодинаковых условиях и имеют разную платежеспособность. В этом случае уровень налогообложения (уровень налогового бремени) устанавливается в соответствии со степенью платежеспособности граждан. При этом речь идет о вертикальной справедливости. Реализация этого принципа дает возможность осуществлять перераспределение доходов от высокообеспеченных слоев населения к малообеспеченным, т.е. проводить политику трансфертных платежей. Процесс реализации принципа вертикальной справедливости следует рассматривать как тенденцию. В реальной жизни он допускает определенные элементы нарушения вертикальной справедливости. Так, социальные льготы (в виде жилья, образования и медицинских услуг) обеспеченные слои населения, и прежде всего средний класс, получают в абсолютных размерах больше, чем малообеспеченные слои населения..
Следует иметь в виду, что горизонтальная и вертикальная справедливость – это разновидности распределительной (дистрибуционной) справедливости, которые характеризуют межличностную справедливость. К распределительной справедливости относятся также справедливость налоговой системы между центром и другими уровнями управления, между регионами, а также справедливость между поколениями (генерационная справедливость). Справедливость между центральными органами власти и регионами при распределении налоговых платежей учитывает тип государственного устройства страны (унитарное или федеральное), разграничение правомочий в налоговой системе, тенденцию регионализации и необходимость дифференциации федеральных налогов в пользу менее развитых регионов.
Принципы простоты, гласности и открытости, гибкости. Налоговая система базируется на следующих основополагающих принципах: - организационная простота;- гласность и открытость;- гибкость; 1. Организационная простота. Налоговая система должна быть простой и понятной, этим достигаются две цели: минимизируются издержки на содержание налоговой системы; стимулируются регулярность и добросовестность налоговых отчислений частных лиц и организаций.
2. Гласность и открытость. Налоговая система вплотную связана с политическими процессами происходящими в стране, поэтому население должно понимать, что принесет изменение того или иного налога. (маркировка налогов).
3. Принцип гибкости. Это способность налога адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, происходящих в стране. Гибкость налога предполагает адекватную направленность изменений и своевременность отклика.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
Наши рекомендации