Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, формы деятельности.
Совет Федерации— одна из двух палат Федерального собрания РФ. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), а также «представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства и достигший возраста 30 лет. Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) от субъектов РФ — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года). Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ". Совет Федерации — «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства, обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.
Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы Совет Федерации не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Компетенция Совета Федерации текстуально закреплена в статье 102 Конституции РФ. В соответствии с требованиями этой статьи к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ относится: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение Президента РФ от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.Работа Совета Федерации урегулирована Регламентом Совета Федерации Федерального собрания РФ, который принят Советом Федерации 30 января 2002 г N 33-СФ. В Регламенте подчеркивается, что деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания. Чтобы обеспечить бесперебойность работы Совета Федерации, палата учреждает свои руководящие органы, тем самым обеспечивая свое право на самостоятельность и независимость.Председатель избирается членами Совета Федерации из их числа. Избрание проводится тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы. Председатель Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации. Заместители Председателя Совета Федерации: замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие; по поручению Председателя Совета Федерации представляют Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы законодательной работы; по поручению Председателя Совета Федерации осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.Согласно ст.101 Конституции РФ, ст. 26 Регламента, Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа членов палаты, являющиеся постоянно действующими органами палаты. Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. Решение Совета Федерации о создании временной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия Совета Федерации, ее полномочия, срок деятельности и состав. В состав временной комиссии Совета Федерации могут входить Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации. Совет Федерации принимает решение о прекращении деятельности временной комиссии Совета Федерации по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.
2.Виды социологических исследований. Основные способы определения репрезентативной выборки.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование применительно к управлению организацией можно представить как научное изучение СУ с использованием теоретических и эмпирических процедур, позволяющее познать и оценить:
• новые знания в области социального управления;
• потребности и перспективные устремления имеющихся и потенциальных потребителей своей продукции и услуг;
• сущность и реальную деятельность персонала организации и их интересы, исповедуемые ценности, понимание существующих проблем в управленческой работе и отношение к ним, и к выявленным особенностям и тенденциям развития;
• возможности использования полученных при изучении новых знаний в теории и практике управления.
Социологические исследования систем управления, как и всякие другие, могут быть классифицированы по определенным признакам:– по отношению к теории и практике – теоретические, теоретико-прикладные, прикладные;– по отношению к внешней и внутренней среде системы – внутренние, внешние (в частности маркетинговое);– по периоду проведения – ретроспективные (предшествующие), реально-временные (в реальном масштабе времени), прогнозы (последующие);– по регулярности проведения – регулярные (периодические), эпизодические, разовые;– по познавательности целей и глубине исследования – пилотажные (зондажные, направленные на предварительное изучение малоизученных социальных объектов), описательные (более глубокие, чем пилотажные), аналитические (обеспечивающие получение новых теоретических знаний, понимание механизмов социальных явлений в управлении, выявление причин, следствий, иных взаимосвязей);– по продолжительности – экспресс, краткосрочные (непродолжительные), долгосрочные (продолжительные).
При проведении социологических исследований могут использоваться разнообразные методы. Методы можно подразделить на регистрационные, сбора данных и анализа информации. Регистрация единичных событий и сбор данных социального характера, в основном, могут быть осуществлены методами наблюдения и изучения документации (в том числе одной из разновидностей этого метода – опросов, включающих анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы). Кроме того, в ряде случаев используется метод социометрического тестирования, который представляет собой специфический вид опроса, обычно применяемый для определения меры вовлечения работника в соответствующую группу персонала. Такое тестирование на основе четырех – десяти вопросов позволяет определить качество взаимодействия тестируемого с группой. Характер вопросов может быть примерно следующий: кого вы в группе уважаете, с кем бы вы не хотели работать и т.п. Очень часто источником социальной информации становятся мнения респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Опрос и сбор их мнений производится обычно в письменной форме распространением анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). В практике социологических исследований используется также метод экспертных оценок. К разновидности экспертного метода следует отнести органолептический метод, в основе которого лежит анализ восприятий органов чувств (без применения технических средств измерения и регистрации) – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Данный метод может использоваться для оценки респондентами или потребителями некоторых видов продукции при проведении социологических маркетинговых исследований. Особенно широко используются органы чувств человека, в частности вкуса, при определении показателей, например продукции пищевой и парфюмерной, промышленности.
Социологические исследования проводятся таким образом, что вместо всей генеральной совокупности подлежащих изучению объектов отбирается только ее часть – выборочная совокупность, т.е. выборка. Поэтому выборочная совокупность исследуемых объектов должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Используется несколько способов репрезентативной выборки.
– Случайный отбор – отбирается необходимое количество объектов из числа генеральной совокупности с помощью генератора таблицы случайных чисел или методом жеребьевки.
– Механический отбор – определяется шаг выборки, который определяется на основе деления генеральной совокупности объектов Н на требуемый объем выборки Н.
– Районированный (типичный) отбор – предварительно вся генеральная совокупность классифицируется по выделенному признаку на типичные группы. Например, по численности персонала подразделения можно охарактеризовать как крупные, средние и малые, из числа которых осуществляется отбор объектов случайным или механическим способом. Выборка из каждой группы может проводиться пропорционально или не пропорционально объему объектов в каждой выделенной группе.
– Серийный (гнездовой) отбор – совокупность случайного, механического и районированного способов отбора с использованием элементов сплошного исследования объектов. Сначала вся генеральная совокупность расчленяется случайным или механическим способом на типичные группы, т.е. районы, и из них отбираются не отдельные объекты, а их серии, которые в дальнейшем подлежат исследованию.
• Отбор на основе квоты – сначала отбираются признаки генеральной совокупности, по которым будут определяться квоты. Такими признаками могут быть, например пол, образование, возраст и т.п. Далее выбранные признаки, в свою очередь, подразделяются на варианты. Далее появляется возможность из каждого элементного сочетания отобрать объекты по квоте, из числа которых формируют окончательную требуемую выборку, например случайным или механическим способом. Это наиболее трудоемкий способ составления выборки.
3.Механизм формирования структур управления предприятием.
Методологическая основа построения структуры управления. Требования к созданию организационной структуры. Этапы формирования организационной структуры управления.
При разработке принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления необходимо включать систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала - цели, а затем - механизм их достижения.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение в процессе управления. Формальные требования, предъявляемые к организационной структуре: ясность, экономичность, рациональность, адаптивность, надежность, управляемость, устойчивость. Главная тенденция эволюции организационных структур состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований формирования эффективных структур управления: 1. Сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом. 2. Уменьшение числа уровней управления. 3. Групповая организация труда как основа новой структуры управления. 4. Максимальная степень удовлетворения потребностей рынка. 5. Нацеленность работника на реализацию своих способностей. 6. Создание центров прибыли (бизнес-центров). 7. Быстрая реакция на изменения. 8. Совершенствование горизонтальных связей внутри предприятия. 9. Развитие информационных технологий. 10. Безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
- Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
- Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, рвспределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурые единицы (отделы,бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно- целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
- Регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9