Общественный сектор экономики и его масштабы.
Планирование как функция управления.
Особенности планирования в административной среде.Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей. Планирование – подробное расписание деятельности организации на определенный период времени. Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.
Цель планирования - в определении механизма согласования действий субъектов управления, содержания и сроки их деятельности, обеспечивающих реализацию организационных задач.
Выделяют два вида планирования: Телеологический -жесткое планирование «сверху» и Генетический - на основе особенностей организации, ее потребностей и возможностей
Виды планирования. В зависимости от уровня управления различается:
Стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень – на 3-5 лет и отвечает на вопрос – что является нашими целями; Тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень – 1-3 года и отвечает на вопрос – как достичь наших целей; Оперативное планирование – это нижний уровень – до нескольких месяцев. Предмет и объекты планированияВ современном отечественном производстве планирование внутрихозяйственной деятельности предприятия служит основой таких функций менеджмента, как целеполагание, организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Данные функции определяют не только основной предмет планово - экономической деятельности фирм и других предприятий, но и объект внутрихозяйственного планирования. Основными объектами изучения выступают все существующие в нашей стране хозяйствующие субъекты, коммерческие организации и юридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своей производственной деятельности.Методология, методика и технология выполнения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет планирования.При организации планирования составляющими ее элементами являются: - порядок и последовательность разработки плана;- система информации;- исполнители. Функция планирования являются первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализации функция планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему.
Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).
Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, гибкость планирования, возможность контроля за выполненными планами, а также непрерывность планирования.Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого сама также представляет много этапный процесс.
Гибкость планирования означает возможность оперативной корректировки планов.Таким образом, планирование является первоочередной функцией управления. Планирование – это не дискретный, а непрерывный процесс.
Типы планов В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования: Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.
Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия. Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.
Виды контроля
Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов. Основной метод контроля - это проверка. Проверка предполагает сочетание документального анализа с изучением дел непосредственно на месте. По характеру проверки подразделяются на массовые, выборочные, разовые. Они бывают плановые и внеплановые.
Другой метод контроля - это наблюдение. Этот метод является своеобразным комплексом целенаправленных действий, способом выявления недостатков, скрытых резервов, значимых тенденций.
Негативное проявление контроля.
Немецкий специалист по менеджменту Г.Шредер выявил следующие негативные проявления контроля:- тот факт, что сотрудник находится под наблюдением, вынуждает его наблюдать за собой, но при этом человек начинает задумываться над своими автоматически протекающими действиями и теряет уверенность в себе;- контроль особенно неприятен, когда наблюдаемый не знает точно, что именно контролируют;
- так как контроль узаконен, никто не может от него защититься; возникающее по этой причине - тотальный контроль за действиями подчиненных влечет за собой раздражение и, как следствие этого, небрежность в работе;
- отрицательные последствия влечет за собой также гласный контроль, т.к. никому не приятно, когда о его ошибках сообщают всем.
Таким образом, можно утверждать, что контроль - это одна из важнейших функций менеджмента, заключающаяся в сопоставлении плановых и фактических показателей, с помощью которой проводятся корректирующие действия по достижению намеченных результатов.
Этапы процесса контроля
Независимо от типов и количества контрольных систем, необходимых организации, существует четыре основных этапа любого процесса контроля.
Первый этап в контрольном процессе – установление стандартов.
Стандарт – это эталон, норма, требование, контрольная цифра, с которыми сравниваются результаты деятельности людей и организации в целом. В более широком понимании стандарты отражают организационную стратегию.
Второй этап в процессе контроля – измерение фактических результатов деятельности контролируемого объекта. На этом этапе необходимо определить качественные и количественные методы измерения. Третий этап – сравнение фактических результатов и стандартов, разработанных на первом этапе.
Достигнутые результаты могут превышать, быть ниже или соответствовать разработанным стандартам.
Прежде чем предпринимать корректирующие действия, необходимо решить, какое расхождение со стандартами допустимо, а какое требует устранения.
Заключительный этап в контролирующем процессе – оценка результатов и осуществление корректирующих действий. На этом этапе руководствуются сравнением, сделанным на предыдущем этапе. После оценки возможны три варианта действий.
1. Поддержание существующего положения, когда достигнутые показатели соответствуют стандартам или отклонение от них допустимо.
2. Исправление отклонения фактических результатов от стандарта.
3. Изменение стандартов, которые могут быть либо слишком высокими, либо слишком низкими.
Нормативное правовое регулирование. Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией РФ и федеральными законами: «О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) «О государственной гражданской службе РФ» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ)
В государственных органах должности имеют точную структуру, определено 4 основных категории должностей, каждая из которых разделена на 3-4 группы[2]:
Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений;высшая группаглавная группа, ведущая группа, помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов; высшая группа,главная группа, ведущая группа, специалисты — основная категория должностей, учреждаемая для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций, высшая группа,главная группа, ведущая группа, старшая группа
обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов;
главная группа
ведущая группа
старшая группа
младшая группа
Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы РФ».
Реестр должностей федеральной государственной службы согласно Федеральному закону № 58-ФЗ1Федеральный закон от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Ст. 9. образуют перечни:
должностей федеральной государственной гражданской службы;
типовых воинских должностей;
типовых должностей правоохранительной службы.
Все эти перечни утверждаются Президентом РФ. Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Должности федеральной государственной гражданской службы,
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ
Классный чин — звание (ранг) государственного гражданского служащего, присваиваемое в соответствии с замещаемой по результатам квалификационного экзамена.
Классный чин сохраняется за гражданским служащим пожизненно.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы:
Высшая группа:
действительный государственный советник РФ 1 класса;
действительный государственный советник РФ 2 класса;
действительный государственный советник РФ 3 класса;
Главная группа:
государственный советник РФ 1 класса;
государственный советник РФ 2 класса;
государственный советник РФ 3 класса;
Ведущая группа:
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса;
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса;
советник государственной гражданской службы РФ 3 класса;
Старшая группа:
референт государственной гражданской службы РФ 1 класса;
референт государственной гражданской службы РФ 2 класса;
референт государственной гражданской службы РФ 3 класса;
Младшая группа:
секретарь государственной гражданской службы РФ 1 класса;
секретарь государственной гражданской службы РФ 2 класса;
секретарь государственной гражданской службы РФ 3 класса.
Причины инфляции
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
В условия обесценивания денег государство проводит антиинфляционную политику, чтобы ослабить отрицательные социально-экономические последствия инфляции.
Различают следующие виды антиинфляционной политики:
1. политика дефляции;
2. политика доходов;
Дефляция представляет собой совокупность мер, направленных на ограничение платежеспособного спроса через финансово-кредитный механизм. Она осуществляется на основе:
- сокращения государственных расходов, в том числе в экономику и социальную сферу;
- повышения денежных доходов бюджета, как правило, за счет роста налоговых платежей;
- проведения рестрикционной денежной политики.
Применение дефляционной политики может осуществляться государством непродолжительное время, т.к. сокращение выплат из бюджета на социальные нужды приводит к ухудшению уровня жизни населения.
Политика доходовоснована на том, что государство замораживает зарплаты и цены, либо фиксирует соотношения между темпами их роста.
Экономическими последствиями такой политики регулирования инфляции является ухудшение социальной ситуации в стране и спад производства.
Большинство стран для сокращения темпов инфляции применяют меры, направленные не на устранение последствий инфляции, а на устранение причин, вызывающий развитие инфляции в странах.
К числу таких мер относятся:
- стимулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства;
- совершенствование структуры экспорта и импорта товаров;
- совершенствование системы налогообложения доходов экономических субъектов для повышения эффективности производства;
- проведение прогрессивной денежно-кредитной политики.
Планирование как функция управления.
Особенности планирования в административной среде.Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей. Планирование – подробное расписание деятельности организации на определенный период времени. Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.
Цель планирования - в определении механизма согласования действий субъектов управления, содержания и сроки их деятельности, обеспечивающих реализацию организационных задач.
Выделяют два вида планирования: Телеологический -жесткое планирование «сверху» и Генетический - на основе особенностей организации, ее потребностей и возможностей
Виды планирования. В зависимости от уровня управления различается:
Стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень – на 3-5 лет и отвечает на вопрос – что является нашими целями; Тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень – 1-3 года и отвечает на вопрос – как достичь наших целей; Оперативное планирование – это нижний уровень – до нескольких месяцев. Предмет и объекты планированияВ современном отечественном производстве планирование внутрихозяйственной деятельности предприятия служит основой таких функций менеджмента, как целеполагание, организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Данные функции определяют не только основной предмет планово - экономической деятельности фирм и других предприятий, но и объект внутрихозяйственного планирования. Основными объектами изучения выступают все существующие в нашей стране хозяйствующие субъекты, коммерческие организации и юридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своей производственной деятельности.Методология, методика и технология выполнения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет планирования.При организации планирования составляющими ее элементами являются: - порядок и последовательность разработки плана;- система информации;- исполнители. Функция планирования являются первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализации функция планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему.
Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).
Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, гибкость планирования, возможность контроля за выполненными планами, а также непрерывность планирования.Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого сама также представляет много этапный процесс.
Гибкость планирования означает возможность оперативной корректировки планов.Таким образом, планирование является первоочередной функцией управления. Планирование – это не дискретный, а непрерывный процесс.
Типы планов В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования: Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.
Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия. Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.
Требования к служебному поведению гражданского служащего
1. Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Общественный сектор экономики и его масштабы.
Необходимость участия государства в экономике вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Общественные блага в силу своих свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает. Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др. Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Общественный сектор – это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы. Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия: рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью; производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага; экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики. В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами. Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22