Международные связи в области образования

Высшее образование является одним из основополагающих факто­ров, играющих все большую роль в современном мире и определяющих основы экономического и социального прогресса как человечества в це­лом, так и отдельных государств и народов. Благополучие государства, результаты его развития практически во всех сферах и направлениях деятельности главным образом зависят от уровня образованности его граждан. Сегодня во всем мире в области образования сложилась устой­чивая тенденция к интернационализации и интеграции. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе обра­зования, что в современном обществе является одним из наиболее эф­фективных инструментов влияния на международные события. Сущест­вует прямая зависимость между экономическим развитием государств и уровнем образования их населения. Множество примеров тому мы мо­жем найти в новейшей истории. В XIX столетии британская гегемония в мировой экономике опиралась на общий уровень образованности граж­дан, который был выше, чем в остальном мире. Затем эстафету приняли США, до сих пор сохраняющие лидерство в этой области. Экономиче­ский взлет новых индустриальных стран также связан с повышением уровня образования их населения.

Образование всегда занимало центральное место в государственной политике, так как с развитием образования были связаны экономическая модернизация и социальный прогресс. С появлением и распространени­ем концепции информационного общества понятие образования получи­ло новое осмысление и дополнительную значимость. Образование, та­ким образом, становится стратегическим ресурсом государства, так как является залогом его дальнейшего процветания, развития и конкуренто­способности в новом мире информационных технологий.

В современном мире на высшее образование ложится обязанность не только по подготовке кадров, но и но формированию политической эли­ты, способной управлять государством, определять приоритеты его внешней и внутренней политики, ориентироваться в происходящих в мире событиях, адекватно реагировать на вызовы времени, способство­вать развитию благосостояния общества.

Без развитой системы образования, в особенности, высшего образо­вания, невозможно говорить об адекватном развитии общества и государства в целом. Особенно в современном мире, во время научно- технического прогресса, распространения информационных и коммуни­кационных технологий все большую роль играют знания и информация. Одна их важнейших экономических задач, стоящих перед многими странами, включая наиболее развитые из них в промышленном отношении, заключается в том, каким образом усилить их способность адаптиро­ваться к изменениям в области экономики, технологий и международной торговли. На образование и подготовку кадров возлагаются большие надежды в плане реагирования на эти требования. Более того, в условиях экономического роста, научно-технического прогресса, развития науки и техники наблюдается появление новых профессий, требующих отлич­ных от прежних знаний и умений, растущие требования к выпускникам и пр., в связи с чем повышается роль высшего образования.

Сегодня большинство стран признают осознают потребность в установлении более тесных связей в сфере образования, в формировании и укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно- технического сотрудничества. Очевидно, что ни одно государство не в состоянии справиться со стоящими перед ним и перед всем мировым сообществом проблемами собственными силами, что в условиях все боль­шей взаимозависимости государств необходимо развивать многосторон­ний диалог. Подобное взаимодействие в целях разрешения всеобщих про­блем и задач осуществляется и в рамках высшего образования.

Высшее образование стало играть основополагающую роль в расши­рении, передаче и совместном использовании знаний. Поскольку знания являются всеобщими, их получение, развитие и распространение можно обеспечить лишь с помощью коллективных усилий международного общества, причем это обусловливает международный характер академи­ческой жизни, а также деятельности высших учебных заведений. Цель, состоящая в том, чтобы наладить международное сотрудничество, в це­лом разделяется всем академическим сообществом, поскольку это явля­ется непреложным условием для обеспечения высокого качества и эффективности функционирования высших учебных заведений. Международная кооперация позволяет наладить обмен опытом, поиск совместных путей решения поставленных задач, определение приоритетов с учетом мнения каждого участника.

В качестве примера кооперации в сфере высшего образования можно привести Болонский процесс - процесс становления общеевропейского образовательного пространства, проходящий на фоне более глубокой экономической и политической интеграции государств европейского региона. Становление и развитие образовательного сотрудничества в Европе идет параллельно с реформированием высшего образования. Цель проводимых реформ - создание такой системы высшего образова­ния, которая была бы способна эффективно функционировать в условиях постоянных изменений в мире в целом и в регионе в частности. Болон­ский процесс можно рассматривать как уникальный, но в то же время неизбежный процесс сближения систем высшего образования государств или как всего лишь один из подходов к решению существующих в Евро­пе проблем (в первую очередь экономического характера) с помощью высшего образования.

Образование - это процесс духовного и интеллектуального формирования человека. Высшее образование - это уровень образования, по­лучаемый на основе среднего образования в таких заведениях, как университеты, институты, академии, колледжи и который удостоверен офи­циальными документами (диплом, сертификат, свидетельство).

В настоящее время образование выдвинулось в число важнейших факторов развития государства не только на национальном, но и на международном уровне. Реалии современного мира таковы, что положение и авторитет государства на международной арене определяется не только его политическим весом и экономическим развитием, но и культурным, в первую очередь, интеллектуальным потенциалом, уровнем образова­ния его граждан. Международные образовательные связи сегодня можно смело отнести к наиболее важным и перспективным направлениям не только культурного обмена, но и внешней политики в целом.

Образовательные контакты заняли особое место как в публичной дипломатии, так и во внешней культурной политике современных госу­дарств: США, Франция, Великобритания, Германия и др. проводят ак­тивную образовательную политику, выделяя на нее значительные сред­ства. В этом смысле можно сказать, что в современных условиях образо­вание является политикообразующим фактором. Образование обладает и рядом других важных свойств: оно способно, обращаясь к особенностям формирования человеческого мировоззрения, создавать определенное общественное мнение. Особая роль образования на современном этапе подкрепляется еще и тем, что от наличия высококвалифицированных специалистов зависит экономический, политический и культурный успех страны, уровень жизни ее граждан.

Уже начиная со средних веков, складывается практика международ­ного студенческого пилигримажа. Средневековые университеты имели свою научную специализацию. Так, итальянские университеты счита­лись лучшими в области медицины и правоведения, французские давали лучшее образование в области теологии и философии, немецкие универ­ситеты, начиная с Нового времени, зарекомендовали себя как лучшие школы в области естественных наук.

Студенческая жизнь во всех европейских странах была организована однообразно. Преподавание велось на латыни. Никаких преград для пе­ресечения границ не существовало. Все эти факторы способствовали тому, что студенческий обмен был естественным явлением, а миграция студентов в пределах Европы являлась неотъемлемой частью их жизни.

В эпоху Нового времени важным достижением университетской практики стал переход к преподаванию дисциплин на родном языке.

Именно в Германии под влиянием идей Реформации была впервые предпринята такая практика, которая уже к XVIII веку распространилась и на другие университеты. В этот период наибольшее развитие получили естественнонаучные дисциплины, которые в значительной степени повлияли на сокращение теологических курсов.

Отказ от латыни как универсального языка преподавания в университетах повлиял на процессы студенческой мобильности в области выс­шего образования. Студенты, начиная с XIX века, могли выбирать язык, на котором они планировали прослушать избранные дисциплины, что открывало дополнительные возможности для международного обмена.

В XIX веке появляются новые типы высших учебных заведений: институты, академии, лицеи, колледжи. Особую роль в реформах в области образования, в том числе и высшего, сыграла Франция. Именно здесь был принят проект системы образования, в результате которого появи­лось четыре ступени учебных заведений, последовательно сменявших друг друга.

В начале XX века обозначился не только количественный, но и каче­ственный рост университетов в Европе. Стали появляться специализированные университеты, например, в области медицинских, естественных наук. Бурное развитие науки не могло не сказаться на системе высшего образования: в учебные планы стали включаться все новые и новые дис­циплины. Сами университеты претерпевали структурные изменения: стали появляться новые кафедры, лаборатории, исследовательские цен­тры аналитические группы. Появились новые формы получения образо­вания на вечерней и заочной основе.

С развитием техники стали возникать программы дистанционного образования, целиком основанные на использование компьютерных технологий. Новые современные технологии, с их мощной инфраструкту­рой, делающей доступным для информации практически каждый уголок земного шара, универсализируют содержание высшего образования, обеспечивают трансляцию знаний, обучение из ведущих мировых обра­зовательных центров.

Глобализация, которая, невзирая на различия во мнениях, представ­ляет собой объективную реальность, требует от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потреб­ности в международной солидарности на ценностях общечеловеческой этики. Эти вызовы современной эпохи, особенности международной жизни порождают основные тенденции в высшем образовании.

В настоящее время высшее образование является сложным, ком­плексным феноменом, для которого характерен целый ряд проблем.

1. Недостаток внимания со стороны государства и финансовых структур, что, в свою очередь, приводит к малому финансированию об­разования. Так, Международная Комиссия по образованию ЮНЕСКО рекомендует государствам выделять на развитие образования не менее 6% ВВП, однако далеко не все страны вышли на этот уровень. Только несколько стран мира тратят на развитие образование объем средств не меньше рекомендованного ЮНЕСКО уровня: США - 7,4% ВВП, Фран­ция - 7% и некоторые другие. Даже такие признанные лидеры междуна­родного рынка образования как Германия и Великобритания расходуют на образования суммы меньше рекомендованных ЮНЕСКО: 3,3% ВВП и 4,6% ВВП соответственно.

2. Проблема безграмотности, которая связана с целым комплексом проблем (проблема бедности, эгалигарности образования, уровня фи­нансирования и пр.).

3. Интеграция высшего образования в мировую систему - это объективно развивающийся процесс, в который можно стараться не включаться, но который нельзя не замечать. Как любое объективное явление, процесс международной интеграции в той или иной мере трансформиру­ет национальные образовательные системы. Тенденции развития высше­го образования влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

4. Расширение масштабов высшего образования ставит остро про­блему качества обучения. Современное общество нуждается в высоко­образованных и мобильных специалистах. И именно общество может и должно стимулировать качественное высшее образование, воздействуя на рынок труда молодых специалистов. Об этом неоднократно говорится в документации Болонского процесса. Повышение качества образова­ния - одна из его основных задач.

5. Остро стоит проблема финансирования растущих масштабов высшего образования. Рост числа студентов вынуждает многие учебные заведения сокращать затраты на модернизацию инфраструктуры, биб­лиотечные фонды, международное сотрудничество, педагогические кад­ры. Увеличивается коммерческий сектор образования.

6. Диверсификация высшего образования породила проблему его адекватности современным требованиям и качественных различий в раз­ных типах учебных заведений, и уровня подготовки в государственных и некоммерческих вузах.

7. Интернационализация высшего образования, отвечающая рас­тущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная гло­бальным характером современных средств коммуникации, потребитель­ских рынков и т. д. является, безусловно, благоприятной тенденцией. Однако мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой нега­тивной тенденции, как «утечка умов». Утрата квалифицированных чело­веческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызвана не исключительно академической мобильностью, но и активизацией международной миграции, и тем, что развитые страны це­ленаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия.

Важно учитывать, что в условиях глобализации многие реформы невозможно осуществить только на национальном уровне, равно как нель­зя успешно решать и многие проблемы, поэтому с учетом необходимо­сти решения данных проблем особо важное значение приобретает международное образовательное сотрудничество и международные образо­вательные связи.

Международные образовательные связи как важнейшая форма культур­ного обмена на современном этапе обладает следующими особенностями:

1. Мировое высшее образование представляет собой множествен­ность взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. К ним сле­дует отнести образовательные учреждения, которые устанавливают проч­ные связи с зарубежными партнерами и организациями, отдельные национальные и региональные системы, вырабатывающие общую стратегию развития для всего мира под эгидой ЮНЕСКО и ООН, и различные меж­дународные образовательные организации и ассоциации, способствующие объединению мирового высшего образования в единую систему. Безус­ловно, все учреждения и организации высшего образования администра­тивно автономны. Занимая свое специфическое место на рынке образова­тельных услуг, они взаимодействуют в форме сотрудничества или сопер­ничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка.

2. В мировом высшем образовании появляются признаки целостно­сти, автономности по отношению к экономическим, политическим и другим мировым социальным системам. Базой для этих процессов ста­новится наличие универсальных норм академической свободы и демо­кратии, традиционно регулирующих деятельность классических универ­ситетов, и приобретающие все большее нормативное значение для на­циональных образовательных систем международные конвенции, все­мирные декларации, принимаемые на международных форумах, опреде­ляющие перспективы развития высшего образования и добровольно принимаемые к исполнению всеми присоединившимися странами. Фор­мируется мировая система высшего образования ассоциативного типа, административно не регулирующая, но идеологически определяющая парадигму развития всех образовательных систем - национальных, ре­гиональных, международных.

3. Мировая система высшего образования обладает таким призна­ком системности, как устойчивость, достигающаяся вследствие постоян­ного воспроизводства своих структурных элементов, кадров и норм, регулирующих ее функционирование. Причем, устойчивость предполагает постоянное развитие системы высшего образования, ее приспособление к меняющимся условиям современного мира. В этой связи кризис выс­шего образования, о котором много пишут и говорят, есть ни что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на «вызов эпохи». Успешное преодоление кризиса, следует заметить, возможно лишь при объединении национальных сил и ресур­сов, при условии международной солидарности, взаимопомощи и под­держки. Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования. Важную роль в процессе развития международ­ной интеграции высшего образования играют международное сотрудни­чество и такие международные организации, как ЮНЕСКО.

Международное образовательное сотрудничество является мощ­ным рычагом развития мировой системы высшего образования. Оно призвано осуществить триединую цель:

• достижение уровня высшего образования, соответствующего по­требностям современного международного социума;

• выравнивание уровня национальных образовательных систем;

• подготовка квалифицированных кадров для национальной эко­номики.

Оно призвано решать ряд актуальных задач, таких как:

• соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;

• выравнивание уровней подготовки специалистов в разных стра­нах и регионах;

• укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;

• совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;

• содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из ме­ждународных фондов;

• координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования;

• стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин «утечки умов»;

• поощрение конкуренции научных школ и образовательных сис­тем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

Международное образовательное сотрудничество имеет разнообраз­ные формы. На современном этапе международный образовательный обмен протекает на государственном, негосударственном и индивидуаль­ном уровне. Оно осуществляется на основе межгосударственных догово­ров, на основе межведомственных, межвузовских соглашений и индиви­дуальных связей. Однако наиболее распространенной формой академиче­ских обменов являются различные программы, стипендии и гранты.

Программы академической мобильности (программы междуна­родного студенческого обмена) как форму международных образова­тельных связей можно классифицировать следующим образом: они мо­гут быть рассчитаны на международный круг участников и служить примером многостороннего культурного обмена, могут быть региональ­ными, а также осуществляться на двусторонней основе.

Международные образовательные связи сегодня можно отнести к наиболее важным и перспективным направлениям международного культурного обмена. Отметим, что его можно по праву назвать одним из наиболее динамично развивающихся аспектов гуманитарного сотрудничества, поскольку студенческому контингенту свойственна мобильность и коммуникабельность, стремление к переменам мест и путешествиям, постоянному поиску новых знаний и информации.

Сейчас международное образование занимает важнейшее место в системе международных отношений, современные тенденции в области образования убедительно демонстрируют основные проблемы и перспективы мирового сообщества. Проблемы глобализации, интеграции свойственные всей системе международных отношений нашли свое отражение в международных образовательных контактах.

Примером программы студенческого обмена, осуществляемой на многосторонней основе, может служить программа TRACE, созданная при содействии Международной ассоциации университетов для развития транснациональной академической мобильности. Участниками данной программы предоставляются дипломы, не требующие подтверждения в странах-участниках программы. Существует огромное количество региональных программ, приня­тых по линии ЮНЕСКО, ЕС и других международных организаций. Пожалуй, наибольшее количество программ студенческого обмена реа­лизуется в настоящее время в рамках Европейского Союза.

Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество университетов, обмен преподавате­лями и студентами, в том числе при содействии созданных целевых над­национальных программ ЕС (СОМЕТТ, ERASMUS, LINGUA, SOCRATES др.). В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высше­го образования, формируются наднациональные институты координации и управления. Подготовлены и приняты 7 конвенций по взаимному при­знанию документов об окончании средних учебных заведений, учебных курсов и периодов обучения, дипломов о высшем образовании, ученых степеней, создающих нормативную основу интеграционного процесса в сфере высшего образования ЕС.

Остановимся на наиболее крупных программах.

ЛИНГВАГ1АКС (LINGUAPAX)- это программа изучения иностран­ных языков и иностранной культуры посредством погружения в данную культурную среду, предполагает обмен студентами и аспирантами.

КОПЕРНИКУС (COPERNICUS)- программа в рамках европей­ской интеграции, которая предполагает обмен молодыми специалистами, исследователями и магистрами в области природоохранной деятельно­сти и промышленности.

КОММЕТ (СОММЕТ)- программа по переподготовке и повышению квалификации профессионального уровня преподавателей за рубежом.

ТЕМПУС (TEMPUS) - одна из программ Европейского Союза, направленная на поддержку социальных и экономических реформ и развитие стран-партнеров ЕС. Первоначально она являлась частью программы PHARE (программа дистанционного обучения в Европе). Задача про­граммы - содействие перестройке и развитию систем высшего образова­ния в некоторых третьих странах через сбалансированное сотрудничест­во с ними. Это программа долгосрочного межуниверситетского сотруд­ничества, действующая с 1990 г. К основным направлениям программы относится:

• Разработка новых учебных курсов или пересмотр старых.

• Содействие в проведении реформ высшей школы

• Разработка стратегических планов развития.

• Содействие институтам высшего образования

• Оказание материальной помощи в рамках отдельных проектов ТЕМПУС.

Программа предусматривает гранты на индивидуальную мобиль­ность, финансирование совместных европейских проектов, структурных и дополнительных мероприятий. Индивидуальные гранты распростра­няются на работу в рамках совместных европейских проектов, участие в конкретных мероприятиях, курсы подготовки или переобучения.

Целевые группы - преподаватели, аспиранты, административный персонал, представители студентов, студенческих ассоциаций, сотруд­ники министерств и некоторые др.

Совместные европейские проекты предполагают следующие направ­ления: разработка учебных программ, проекты по управлению универси­тетами, некоторые виды учебных курсов (связанные с институциональ­ными, организационными проблемами).

В сферу интересов программы ТЕМПУС также входят следующие вопросы: разработка механизмов поддержки среди общественного мне­ния реформ в сфере высшего образования, обеспечение качества призна­ние квалификаций, система переноса зачетных единиц, апробация учеб­ных программ.

Пожалуй, наиболее крупной, наиболее известной программой евро­пейской студенческой мобильности является Международная образова­тельная программа ЭРАЗМУС М УНДУС (ERASMUS MUNDUS).

Это программа сотрудничества и мобильности в области высшего образования. Ее цель - повышение качества европейского Высшего обра­зования и содействие межкультурному взаимопониманию посредством сотрудничества стран Европы с другими странами.

ERASMUS - программа для студентов старших курсов университе­тов, принятая в рамках европейской интеграции. Университеты заклю­чают между собой соглашения, на основании которых периоды обучения в одном вузе засчитываются как периоды обучения в другом. Данная программа способствует улучшению владения иностранными языками, обогащению студентов новым социокультурным опытом. Она способствует развитию общительности, самостоятельности студентов, их лучшей социологизации. Программа ERASMUS была принята в 1986 году и под­разумевает признание дипломов участников без дополнительных под­тверждений. Основу этой программы составляют интеграционные курсы обучения, разработанные ведущими специалистами европейских вузов.

Программа ERASMUS MUNDUS стартовала в 2004 г. как продол­жение программы ERASMUS. В программе ERASMUS (European Community Action Scheme for Mobility of University Students) могли уча­ствовать только студенты старших курсов из университетов стран ЕС, которые заключали между собой соглашения о взаимозачете периодов обучения и признании дипломов без дополнительного подтверждения. Цель программы - укрепление европейского сотрудничества и междуна­родных связей в области высшего образования за счет поддержки высо­кокачественных европейских программ.

В основе программы лежат интегрированные курсы обучения, раз­работанные ведущими специалистами европейских вузов. Также программа способствует изучению иностранных языков, обогащению сту­дентов новым социальным, культурным опытом, развитию их коммуни­кативных навыков.

Как сказано на официальном сайте программы, ERASMUS MUNDUS - это новая всемирная программа, призванная придать выс­шему образованию отчетливо выраженную европейскую направлен­ность. Новая программа ERASMUS MUNDUS кроме перечисленных целей также направлена на укрепление имиджа Европы как колыбели науки и университетского образования, углубление диалога культур, повышение конкурентоспособности европейского высшего образования, привлечение на обучение в Европу лучших студентов со всего мира.

Программа ERASMUS MUNDUS поддерживает около 90 магистер­ских курсов. В программе участвуют более 1800 вузов из 30 стран (27 стран ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия). В рамках про­граммы предоставляются гранты для 5000 выпускников из третьих стран и более 4000 европейских выпускников. В рамках программы предос­тавляется около 1000 стипендий для исследователей и преподавателей.

Программа рассчитана на вузы, студентов, имеющих степень бака­лавра, ученых, преподавателей-лекторов, персонал, задействованный в сфере образования.

Еще одна программа Европейского Союза - программа СОКРАТЕС (SOCRATES), действующая с 1995 г. Эта программа охватывает 27 стран ЕС, а также Норвегию, Исландию, Лихтенштейн, Турцию. Цели программы - языковая подготовка, увеличение академической мобиль­ности, студентов взаимопризнание курсов, изучаемые одной страной в других странах, обмен вузовскими преподавателями, образование «вто­рого шанса», т. е. для тех. кто не окончил среднюю школу. С 1998 г. су­ществует дополнительная программа SOCRATES ODL в сфере открыто­го и дистанционного образования, использования новых образователь­ных методик.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) - программа ЕС, связанная с выработкой единой образовательной политики в области профессионального образования. Предполагает стажировки, обмен специалистами. В 1994 г. в эту программу были объединены образовательные програм­мы FORCE (продолженное обучение), PETRA (базовое обучение), COMMET (сотрудничество между университетами и бизнесом), EUROTECHNET (содействие профессиям, связанными с техническими новациями), LINGUA (языковая подготовка) для увеличения их согласо­ванности. Цель этих программ - повышение профессиональной подго­товки граждан ЕС с тем, чтобы помочь им воспользоваться преимущест­вами, которые предоставляют им технологии и промышленность.

Безусловно, перечисленные программы Евросоюза не исчерпывают всех программ студенческого обмена, которые действуют в настоящее время. Как правило, эти программы направлены не только на укрепление образовательных связей внутри европейского региона. Тенденция тако­ва. что большинство из них предполагает активное вовлечение в образо­вательный обмен стран, не входящих в состав ЕС.

Наряду с европейскими программами студенческого обмена в наши дни существует большое число академических программ, предоставляе­мых США. В Соединенных Штатах Америки международная образова­тельная деятельность давно рассматривается как приоритетное направ­ление внешней политики и публичной дипломатии. Такая ситуация во многом обеспечивается финансовой поддержкой как от государства, так и из негосударственных, общественных источников, в частности, из средств Бюро образовательных и культурных программ Государственно­го департамента США. Существует целый ряд региональных программ для стран СНГ, направленных на профессиональное обучение, бизнес- обучение, программы для молодых ученых.

К наиболее известным программам академического обмена, разработанным в США, относится программа У. Фулбрайга. В 1945 году после окончания второй мировой войны американский сенатор У. Фулбрайт внес в конгресс предложение о принципиально иной организации основ международных отношений. Смысл предложений Фулбрай га сводился к необходимости ассигнований значительных средств на финансирование визитов американских студентов, аспирантов, ученых и общественных деятелей за рубеж, а представителей принимающей стороны в США для налаживания тесных международных контактов на негосударственном уровне для углубления взаимопонимания между американским народом и народами других стран. Первоначально средства на финансирование программы Фулбрайта поступали от продажи военных материалов по лэнд-лизу.

Таким образом, в качестве метода эта программа делала упор на различные формы народной дипломатии, нередко более действенной, чем политические усилия. Эта программа была названа программой взаим­ного обмена в области обучения и науки и была ратифицирована 1 авгу­ста 1946 года. Среди участников программы У. Фулбрайта. получивших грант на поездку в США, были такие известные общественные деятели и ученые, как премьер-министр Швеции Ингвар Карлсон, бывший пре­мьер-министр России Евгений Примаков, лауреаты нобелевской премии по экономике Макс Фридман и Пол Самуэльсон, президенты США Бил Клинтон и Джимми Картер и др.

Сейчас в программе Фулбрайта участвует более 140 стран. Бюджет программы состоит из правительственных средств США (более 100 млн. долларов в год) и средств, которые вносят правительства других стран (около 30 млн. долларов в год). В России программа действует с 1973 г. и является одной из первых зарубежных программ студенческого обме­на, открытых в нашей стране еще в советский период. На сегодняшний день программа Фулбрайта- крупнейшая междуна­родная обменная программа, финансируемая правительством США. Основ­ной источник финансирования - средства, выделяемые Информационному Агентству США на проведение исследований и чтение лекций. Участники программы распределяются в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей.

Охват дисциплин очень широк: американистика, актерское мастер­ство. антропология, археология, библиотечное дело, география, журна­листика, история искусств, американская литература, лингвистика, ме­дицина, политология, право, психология, региональные исследования, социология, бизнес-администрирование, философия, экология и др.

Официально имя сенатора У. Фулбрайта было присвоено программе в 1990 году решением Конгресса США.

Многие программы США финансируются из источников Отдела образовательных и культурных программ госдепартамента США и курируются организацией АИР ИКС (IREX). Примером могут служить сле­дующие программы:

Программа студенческого обмена (FSA) - это программа, предоставляемая Отделом образовательных и культурных программ госдепар­тамента США. Программа была основана в 1992 г. по инициативе аме­риканского сенатора К. Пела. Она финансируется в рамках «Акта поддержки свободы», курирует ее организация АИРЕКС. Программа FSA распространяется на студентов - специалистов 1 - 3 курсов из вузов Армении. Азербайджана, Беларуси, Грузии. Казахстана, Киргизстана, Мол­довы. России. Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана пройти обучение в течение 1 года в университетах и колледжах США без получения степени. Программа предполагает 20 часов волонтерской работы на благо местного сообщества и профессиональная стажировка. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. Охват специальностей довольно широк: антропология, сельское хозяйство, америка­нистика, бизнес, бухгалтерский учет, химия, уголовное право, геология, управление в сфере сервиса и туризма, психология, городское планиро­вание, физика, инженерное дело, информационные технологии, основы уголовного права, экономика, образование, управление природными ре­сурсами, международные отношения, журналистика, политология, со­циология. При этом список специальностей каждый год увеличивается и включает наиболее востребованные, актуальные направления.

И, наконец, еще одна американская программа, финансируемая От­делом образовательных и культурных программ госдепартаментом США и координируемая АЙРЕКС - это программа «Актуальные вопросы современности». Она адресована опытным специалистам из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, России, Таджикистана. Туркменистана, Украины и Узбекистана для про­ведения социально-политических исследований в США в течение 4 ме­сяцев. Претенденты должны быть в возрасте 24 - 55 лет, иметь диплом о высшем образовании, опыт работы по теме исследования не менее 3-х лет, владеть английским языком. Критерий конкурсного отбора - чтобы исследовательский проект имел политическое значение и подходил для практического применения в странах Евразии. К уча­стию в программе приглашаются следующие специалисты: экономисты, государственные служащие, юристы, политические аналитики, специа­листы в области здравоохранения, журналисты. Темы проектов очень разнообразны: бизнес, международные отношения, законодательство, реформирование системы образования, вопросы милитаризации и безо­пасности, проблемы социальных реформ, охрана окружающей среды, реформирование системы здравоохранения, журналистика и СМИ, эко­номика, энергетика, политология, гражданское общество, права челове­ка, государственное управление.

Это далеко не полный перечень студенческих программ, предостав­ляемых США. Однако и они убедительно свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты Америки активно используют преимущества обра­зовательных программ как формы «мягкой дипломатии» и оказывают им финансовую, организационную поддержку на государственном уровне.

Наряду с США и другие страны имеют крупные программы студен­ческого обмена. Самая престижная стипендиальная программа Велико­британии - программа Чивнинг (British Chevening Awards). Она дейст­вует в 150 странах. Курирует программу Британ­ский Совет, а финансирует - МИД Великобритании. Программа была открыта в 1983 г., свое нынешнее название получила в 1994 г. по лично­му указанию министра иностранных дел Великобритании Дагласа Герда. Chevening - это название одного из предместий в Англии, в графстве Кент, где располагалась официальная резиденция Д. Герда. В России программа стала работать с 1990 г.

Программа Chevening предоставляет возможность получить высоко­классное образование в вузе Великобритании, который выбирает сам соискатель. Программа действует в трех сферах - получение степени Магистра, исследовательская работа, опыт общения в многонациональ­ной среде. К приоритетным направлениям программы относятся: госу­дарственное управление, международные отношения, политология, пра­ва человека, гражданские, конституционные права, международное пра­во, журналистика, СМИ, устойчивое развитие и исследования окружаю­щей среды, инновации (экология, климат, экономика, бизнес), экономи­ка. в первую очередь, экономические реформы, энергетика, финансы, глобализация, глобальные изменения климата.

Стипендия покрывает расходы на обучение в вузе Великобритании от 3-х до 12 месяцев, проживание, питание и проезд. Кандидаты должны соответствовать определенным требованиям, иметь стаж работы, владеть английским языком и дипломом о высшем образовании. Конкурсный отбор проходит в 4 этапа - предварительный (проверка правильности оформления документов), конкурс (изучение документов специальной комиссией), собеседование на английском языке в Британском Совете, окончательное решение по результатам конкурса документов и собесе­дования. Затем соискатель выбирает вуз.

Стипендия Чивнинг предоставляется в следующих областях: международные отношения. СМИ, право, экономика, городское планирование, государственное управление, банковское дело и финансы. Стипендия Чивнинг предоставляет возможность пройти обучение в Великобрита­нии и получить диплом магистра Кембриджского университета. Стипен­дия Чивнинг в области технических и прикладных наук - новая стипен­дия, направленная на помощь профессионалам в области науки и техни­ки и предоставление им возможности получить необходимые навыки в области бизнеса.

Другой формой международных образовательных связей являются совместные образовательные программы двустороннего и многостороннего характера, которые осуществляются на уровне межвузовского сотрудничества. Сейчас существует множество таких программ.

Образовательные программы на сегодняшний день являются наибо­лее эффективной формой международного образовательного сотрудни­чества. Их значение ограничивается не только предоставлением возмож­ностей получить хорошее образование за рубежом. Они могуг рассмат­риваться как форма межкультурных коммуникаций: они способствуют изучению иностранных языков, позволяют познакомиться с культурами других народов, способствуют социализации учащихся, развитию их адаптивных и коммуникативных навыков. Программы студенческого обмена способствуют активизации межуниверситетского сотрудничест­ва. поддерживают международную академическую мобильность. Кроме того, они могут рассматриваться как своеобразная форма народной ди­пломатии, поскольку способствуют укреплению дружественных контак­тов между людьми, вносят вклад в формирование положительного об­раза своей страны.

Кроме формы образовательных программ международное образовательное сотрудничество в начале XXI века осуществляется и таких фор­мах как открытие вузов за рубежом.

Новой формой международных образовательных связей, появившей­ся в 90-х гг. прошлого века, стало создание двунациональных универси­тетов. В 1997 году был создан французско-немецкий университет, а в 1998 году - франко-итальянский университет. Такие университеты соз­даются, как правило, на основе межправительственных соглашений. Большинство из них работают по программам исследовательского ха­рактера. предлагают курсы для докторантов и магистрантов. Особенно­стью учебной деятельности двунациональных университетов являются интегрированные курсы, двойной или совместный диплом, который при­знается в каждой из стран-учредителей. Современное образовательное сотрудничество на современном этапе также осуществляется в форме обмена опытом, специалистами, информацией, в форме создания интег­рированных курсов и программ обучения. Таким образом, современные образовательные связи под влиянием процессов интеграции и глобали­зации приобретают многообразные формы, отличаются сложностью и динамичностью развития.

Еще одна черта современных образовательных связей - это многообразие акторов, круг которых необычайно широк. Основные ак­торы международного образовательного обмена охватывают все уров­ни: государственный, общественный, индивидуальный. В нем участвуют правительственные и неправительственные организации, агентства, ас­социации, культурные центры и частные фонды, участвующие в образо­вательном обмене. В современных условиях особенно возрастает роль международных организаций и фондов в области образования и науки.

Рассматривая основных участников международных образователь­ных связей, в первую очередь, необходимо отметить важную роль ин­формационно-образовательных агентств, которые являются основны­ми проводниками образовательной политики своей страны за рубежом и проводят наибольший объем работы по развитию образовательного сотрудничества. В большинстве современных стран такие агентства уже существуют и активно работают. Они могут иметь различный статус, источники и объем финансирования. Особенно показателен в этом отношении опыт Германии, Франции, США, в которых подобные агентст­ва работают не первый год. Большинство из этих агентств (ДААД, EduFrance, CIMO и др.) яв­ляются государственными структурами, но есть среди них и негосудар­ственные учреждения (например, АИРЕКС в США) Безусловно, при оп­ределенном сходстве задач, существуют и некоторые отличия. Так, на­пример, в Германии миссия поддерживать академические программы и распространять информацию о преимуществах немецкой высшей школы за рубежом возложена на одну организацию - ДААД. Во Франции эти функции распределены между несколькими организациями, крупней­шими из которых являются EduFrance/CampusFrance и Egide.

Одной из первых подобных организаций была создана ДААД (Гер­манская служба академических обменов). Это самоуправляемая орга­низация, объединяющая все немецкие вузы и способствующая развитию академического сотрудничества посредством обмена студентами и учеными. ДААД была открыта в 1925 г. на основе инициативы академических кругов, в частности, группой немецких студентов, поддерживавших академическую мобильность. В 1945 г. организация была распущена, а в 1950 г. она вновь была зарегистрирована как объединение на основе ча­стного права. ДААД считает себя организацией полугосударственной. Членами ДААД являются вузы Германии, студенческие объединения вузов. По состоянию на 2006 г. DAAD объединяет 230 немецких вузов- участников и 126 студенческих организаций и является посредником в организации внешней культурной политики, а также политики высшего образования и науки Германии. DAAD имеет 14 зарубежных представи­тельств и 48 информационных центров по всему миру и выдает порядка 50 000 стипендий в год.

Центральное представительство этой организации находится в Бон­не. За рубежом существует сеть представительств ДААД - практически во всех крупнейших городах мира (Париж, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Дели, Токио, Пекин и др.). Представительство ДААД в России откры­лось в 1993 г. Оно координирует программы в России, Молдове, Белару­си. Деятельность ДААД на территории России концентрируется вокруг следующих вопросов: стипендиальные программы для студентов, аспи­рантов и ученых, поддержка международных контактов между вузами России и Германии.

Основная цель ДААД - развитие международных связей высшей Школы Германии с зарубежными странами путем обмена студентами, аспирантами и учеными. Также ДААД осуществляет ряд дополнитель­ных услуг - осуществление информационных и издательских программ, консультирование и кураторство, развитие внешних связей высшей школы, поддерживает немецких студентов за рубежом, а также ино­странным студентам, обучающимся в немецких вузах. ДААД способст­вует выработке внешней культурной политики, интернационализации высшего образования.

Задачи ДААД:

• Привлечение молодых талантливых иностранцев для обучения и научно-исследовательской деятельности в Германии, сохранение с ней долгосрочных партнерских отношений.

• Повышение квалификации молодых немецких ученых в духе от­крытости и взаимопонимания.

• Помощь развивающимся странам и странам Восточной Европы в построении работоспособных систем высшего образования

• Поддержка германистики, немецкого языка, литературы и стра­новедения в иностранных вузах

Основные направления деятельности ДААД:

• Стипендии иностранным и немецким студентам, стажерам, мо­лодым ученым, преподавателям вузов для получения образования, по­вышения квалификации, проведения исследования.

• Поиск возможности для получения зарубежных контактов для немецких преподавателей.

• Сбор и распространение информации о возможностях обучения и исследовательской работы в Германии и за границей.

• Поддержка контактов с бывшими студентами ДААД путем орга­низации встреч, переподготовки, семинаров, рассылки литературы и пр.

Сейчас ДААД осуществляет около 200 программ (как краткосроч­ных, так и многолетних, например, для защиты диссертации). Програм­мы ДААД охватывают практически все научные направления. В некото­рых случаях рамки и условия для обмена зафиксированы в межгосудар­ственных соглашениях о культурном сотрудничестве и или на основе договоренности ДААД с иностранными организациями-партнерами. В этом случае, предоставляются встречные услуги, например, двусторон­ние стипендии.

Финансируется ДААД из общественных источников.

1. МИД Германии является основным финансовым источником и несет основную часть административных расходов и расходов по сти­пендиальным программам: финансирование обучения и научно- исследовательской деятельности иностранцев в Германии, отправление немецких ученых за рубеж, поддержка международного научного со­трудничества, преподавание немецкого языка в зарубежных вузах.

2. Средства Федерального министерства по образованию и науке предназначены для поддержки немецких преподавателей и студентов заграницей, для двустороннего обмена преподавателями вузов, индивиду­ального обмена.

3. Средства Федерального министерства по экономическому разви­тию и сотрудничеству служат для поддержки молодых ученых из разви­вающихся стран, повышения квалификации и подготовки кадров. На эти средства также развиваются программы поддержки студентов экономи­ческих специальностей из России, Болгарии, Румынии, Казахстана, Ук­раины, Беларуси.

4. Крупный спонсор ДААД - Комиссия Европейского Сообщества (особенно для программы ЭРАЗМУС для немецких студентов, обучаю­щихся за границей).

5. ДААД получает поддержку также от таких организаций как Обще­ство по техническому сотрудничеству. Совет по науке НАТО, Фонд немец­ко-польского сотрудничества. Фонд поддержки немецкой науки и др.

6. Некоторые крупные промышленные фирмы (например. Сименс).

7. Общий бюджет ДААД на 2001 г. составлял 238,7 млн. евро.

Американские образовательные программы представляет и курирует организация АЙРЕКС (IREX). АЙРЕКС- Международный Совет по научным исследованиям и обменам. Это ведущая некоммерческая ор­ганизация США, которая разрабатывает и реализует программы в облас­ти высшего образования, поддерживает независимые СМИ и правового гражданского общества в США. Европе, бывших республиках СССР, на Ближнем Востоке и в Азии. АЙРЕКС была основана в 1968 г. Ее цель - поддержка и содействие демократии в странах, переживающих переход­ный период, укрепление положения учебных, неправительственных и академических организаций, СМИ, оказание поддержки в разработке перспективных научных исследований в области социальных и гумани­тарных наук. АЙРЕКС сотрудничает с вузами, правительственными и неправительственными организациями, фондами, корпорациями.

АЙРЕКС оказывает поддержку исследователям, студентам, развива­ет обменные программы, проекты международного сотрудничества, индивидуальные программы стажировок. Организация имеет представительства в 22 странах.

Наряду с образовательными агентствами и ассоциациями активными участниками образовательных связей являются различные фонды. Большинство из них - частные благотворительные фонды. Так, Фонд экологических исследований и образования (Environmental Research and Education Foundation, США), ежегодно проводит конкурс на полу­чение мемориальной стипендии Франсуа Фиссинджера, предназначен­ной для поддержки исследований в естественных (биология, физика), общественных науках, связанных с изучением окружающей среды. К участию в конкурсе приглашаются аспиранты, докторанты и поступаю­щие в аспирантуру. Размер стипендии на год - 12 ООО долл. Возможно продление стажировки до 3-х лет.

Еще один американский фонд, Фонд Карнеги за Международный мир, основан в 1910 г. Фонд является частной, некоммерческой органи­зацией, призванной способствовать развитию международного сотруд­ничества и поддержанию активной позиции США на международной арене. Фонд политически независим и ориентирован на достижение практических результатов.

Посредством осуществления исследований, издательской деятельно­сти. организации совместных проектов, фонд стремится к выработке новаторских подходов к решению общественных проблем. Основное внимание уделяется изучению экономических, политических и техноло­гических проблем. Фонд реализует три основные программы исследова­ний: Российско-Евразийская программа. Программа глобальных полити­ческих проблем, Китайская программа. Фонд издает журнал «Foreign Policy» - одно из крупнейших периодических изданий по проблемам международных отношений, издаваемое в 120 странах мира.

Не менее известен еще один американский фонд- Фонд Форда. Фонд проводит конкурс Международной Программы Стипендий Фонда Форда/ Ford Foundation International Fellowships Program для тех, кто хо­тел бы продолжить образование по программам послевузовского обуче­ния (магистратура, аспирантура. Ph. D.) в области социальных и гумани­тарных наук.

Победителям конкурса в рамках Программы полностью оплачивают обучение, предоставляют стипендию на проживание, медицинскую страховку, проезд к месту учебы и обратно, приобретение компьютера, книг и др. Обучение возможно в любой стране мира.

Одним из наиболее известных немецких фондов, участвующих в международном образовательном сотрудничестве, безусловно, является Фонд Конрада Аденауэра (Германия). Он предоставляет стипендии различного типа:

Краткосрочные стипендии предоставляются по следующим направ­лениям (для лиц с высшим образованием):

Стипендии для получения постдипломного образования в вузах Гер­мании по уже приобретенной специальности гуманитарного профиля (экономика, финансы, политология, юриспруденция, журналистика, со­циология, новейшая история, управление, философия)

Стипендии для сбора материала аспирантам и докторантам по указан­ным выше специальностям, а также для обмена опытом с немецкими колле­гами соответствующего профиля, если тема диссертации связана с ФРГ.

Стипендии для преподавателей, исследователей для подготовки учебников, монографий, научных статей.

Стипендии для журналистов в рамках специальной программы в Ин­ституте Печати концерна Франкфуртен Альгемайне Цайтунг

Фонд рассматривает долгосрочные стипендии как форму финансо­вой поддержки одаренных молодых людей, которые хотели бы получить высшее образование в университетах Германии по гуманитарным специ­альностям или закончить аспирантуру и получить ученую степень.

Стипендии фонда Аденауэра распространяются ряд стран СНГ: Рос­сию, Украину, Беларусь, Грузию, Армению.

Безусловно, перечисленные фонды не исчерпывают всего многооб­разия существующих в настоящее время фондов. Фонды как акторы международных образовательных связей оказывают финансовую поддерж­ку студентам, аспирантам, преподавателям через систему стипендий и грантов, они поддерживают различные научные проекты, ведут обшир­ную общественную, издательскую, информационную, исследователь­скую деятельность.

Сегодня высшее образование стало играть основополагающую роль в расширении, передаче и совместном использовании знаний. Поскольку знания являются всеобщими, их получение, развитие и распространение можно обеспечить лишь с помощью коллективных усилий международ­ного общества, причем это обусловливает международный характер академической жизни, а также деятельности высших учебных заведений. Международные образовательные связи стали непреложным условием для обеспечения высокого качества и эффективности функционирования высших учебных заведений. Международное образовательное сотрудничество позволяет наладить обмен опытом, поиск совместных путей ре­шения поставленных задач, определение приоритетов с учетом мнения каждого участника, а также сообща решить многие глобальные пробле­мы, стоящие перед человечеством.

Наши рекомендации