Общественно-политическая и культурная жизнь
Послевоенные идеологические кампании и репрессии
В ходе войны и сразу после нее интеллигенция, прежде всего научная и творческая, надеялась на либерализацию общественной жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась холодная война. Вместо сотрудничества возникла конфронтация. Руководство СССР взяло курс на немедленное «завинчивание гаек» в отношении интеллигенции, которые несколько ослабли в последние годы войны. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. Начали с ленинградцев. Мартовское 1946 г. постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» подвергло беспощадной критике творчество М.3ощенко и А.Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался этот вопрос, И.В.Сталин заявил, что журнал в СССР «не частное предприятие», он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, «которые не хотят признавать наш строй». Главный в то время идеолог страны А.А.Жданов, выступая в Ленинграде с разъяснением постановления, назвал Зощенко «пошляком», «несоветским писателем». После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др.
Идейному разгрому подверглась и наука. На развитии сельского хозяйства отрицательно отразилась позиция группы ученых-администраторов во главе с академиком Т.Д.Лысенко, которая заняла монопольное положение в руководстве сельскохозяйственной наукой. Ее позиция была закреплена в решениях печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ (Академии сельскохозяйственных наук), состоявшейся в августе 1948 г. Сессия нанесла сильный удар по генетике — ключевой науке современного естествознания. Единственно верными в биологии признавались взгляды Лысенко. Их назвали «мичуринским учением». Классическую генетику признали реакционным направлением в биологической науке.
Начались атаки и против сердцевины теоретической физики XX века — квантовой теории и теории относительности. Последняя была объявлена «реакционным эйнштейнианством». Реакционной лженаукой назвали кибернетику. Философы утверждали, что она необходима империалистам США для разжигания третьей мировой войны.
Духовный террор сопровождался террором физическим, подтверждением чему явились «ленинградское дело» (1949-1951 гг.) и «дело врачей» (1952-1953 гг.). Формально «ленинградское дело» было начато в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП (б) анонимки о подтасовке результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома партии. Завершилось оно снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше 200 из них. Они были обвинены в попытке разрушить СССР, противопоставив Россию Союзу, а Ленинград — Москве.
В последние годы в советском обществе тесно переплетались два противоположных курса: курс на фактическое усиление репрессивной роли государства и курс на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было прекращено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг. Первая сессия ВС СССР нового, второго созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета народных комиссаров в Совет Министров СССР. Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором присутствовал И.В.Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.
Смерть Сталина. Борьба за власть
5 марта 1953 г. умер И.В.Сталин. Миллионы советских людей оплакивали эту смерть, другие миллионы связывали с этим событием надежды на лучшую жизнь. Тех и других разделяли не только разные чувства, но часто и колючая проволока многочисленных концлагерей. К этому времени, по словам Н.С.Хрущева, в концентрационных лагерях и ссылке находилось около 10 млн. человек. Со смертью Сталина заканчивалась сложная, героическая и кровавая страница истории советского общества. Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У.Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который «взял Россию лапотной, а оставил с атомным оружием».
После похорон И.В.Сталина (он был похоронен в мавзолее рядом с В.И.Лениным) высшее руководство государства перераспределило обязанности: главой государства был избран К.Е.Ворошилов, главой правительства утвержден Г.М.Маленков, министром обороны — Н.А.Булганин, министром объединенного Министерства внутренних дел (куда вошло и Министерство государственной безопасности) — Л.П.Берия. Пост руководителя партии оставался вакантным. Фактически вся полнота власти в стране была сосредоточена в руках Берии и Маленкова.
По инициативе Берии было прекращено «дело врачей» кремлевской больницы, обвиненных в стремлении умертвить руководителей партии, государства, международного коммунистического движения. Он же настаивал на лишении ЦК партии права руководить экономикой страны, ограничив его лишь политической деятельностью.
Летом 1953 г., вернувшись из Берлина, где он руководил подавлением антисоветского восстания, и предложив отказаться от поддержки ГДР, согласившись на ее объединение с ФРГ, Берия был арестован. Инициаторами этой чрезвычайно опасной акции были секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев и министр обороны Н.А.Булганин. Группой захвата всесильного Берии, состоявшей из генералов и офицеров московского округа ПВО, руководил заместитель Булганина маршал Г.К.Жуков. В декабре 1953 г. состоялся закрытый суд и казнь Берии и его ближайших сподвижников. Их обвинили в организации массовых репрессий в годы жизни Сталина и подготовке государственного переворота после его смерти. В истории Советского государства это был последний крупный процесс над «врагами народа», по которому проходили лица столь высокого ранга.
№40
СССР В 1964-1985 гг.
В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии, подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера. Номенклатурные верхи не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. От Н.С.Хрущева отвернулся и народ. Ему была непонятна и чужда неустанная борьба Хрущева за «светлое будущее» при непрерывном ухудшении текущей жизни.
В том же месяце руководящие посты были перераспределены. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н.Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР оставался до конца 1965 г. А.И.Микоян (затем его сменил Н.В.Подгорный). Руководство дало клятву никогда больше не нарушать «ленинские принципы» коллективности руководства и не допускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства, как это было при Сталине и Хрущеве.
Экономика
Реформа 1965 г.
С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию общества с ,села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. — мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 г.».
Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству: повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965-1970 гг.); ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство сельскохозяйственной техники; «рекомендовать» колхозам разработать новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели.
Стабильный долговременный пан, хорошие цены, госкредиты, «притупление» борьбы с личным подсобным хозяйством — все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.
Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетать единое госпланирование с местной инициативой (встречным планированием). Предполагалось, что реформа управления приведет к возвращению не прежних министерств-диктаторов, а созданию новых — партнеров и советчиков предприятий в условиях полного хозрасчета. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства.
Реформа предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продукции (а не валовой, т.е. произведенной); рентабельность производства; размер прибыли. Для экономического стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды. Их можно было направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство. Решение жилищного вопроса отныне частично перелагалось с одного плеча (общегосударственного) на другое (ведомственное).
В ноябре 1969 г. в Москве состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов взамен Устава 1935 г. Новый Устав сохранял право на ограниченное ЛПХ, намечал перевод колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение.
Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1966-1970). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые «Жигули». Сельскохозяйственное производство выросло на 21%.
Однако в 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял. Рыночные механизмы управления производством были задавлены командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь, уже в который раз, отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало административное давление на предприятия министерств и главков. Вместо пяти плановых показателей их стало к середине 1980-х гг. более тысячи. Министерства перетянули в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением. Даже сам инициатор реформы, глава правительства А.Н.Косыгин, потерял инициативу и интерес к ней. Наконец, события в ЧССР в 1968-1969 гг. усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.
Промышленность
Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик ,и местных советов. Оно определялось планами трех пятилеток — 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами — XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).
Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.
Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующей), цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз.
В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча — было развернуто строительство трех ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане — Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Красноярском крае — Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Сая-но-Шушенской ГЭС развернулся Саянский ТПК по обработке цветных металлов.
В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Строительство более чем трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территории затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.
Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами — использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.
Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советского государства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию на мировой арене — развитые капиталистические страны — еще в 1960-е гг. сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс — электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.
Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсивный путь развития. Эту задачу в качестве главной ставили на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни в 1970-е, ни в 1980-е гг. Попытки добиться ускорения социально-экономического развития через интенсификацию экономики всякий раз срывались.
Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. Был проведен ряд экспериментов по совершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства и управления создавались производственные и научно-производственные объединения. Ряд отраслей переводился на хозрасчет.
Сельское хозяйство
В области сельского хозяйства в 1970-е — первой половине 1980-х гг. упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают — промышленностью, транспортом, торговлей, строительством (в той их части, что связана с селом). Агро-пром рассматривался как главное направление сращивания двух форм собственности — государственной и кооперативно-колхозной. В 1985 г. по инициативе М.С.Горбачева был создан Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управления огромного агропромышленного комплекса СССР.
В 1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» — Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». Принять документ заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень центральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.
Еще одно явление больно ударило по селу европейской части Союза — массовая ликвидация «неперспективных деревень». На 1970-е гг. приходится расцвет этого курса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 1930-х гг. Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников. Лишь «перспективные деревни» смогут быть социально обустроены. В конце 1970-х гг. разработали проект ликвидации 200 тысяч таких деревень.
В 1970-е — начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. были разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских •— в Среднюю Азию, европейских — в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике общественности проект отложили.
Наконец, событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.
Итоги экономического развития
Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.).
За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана. В итоге ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующие показатели в СССР.
В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР.