Основные этапы истории международного права.
Существуют различные систематизации истории международного права. Чаще всего в качестве основания систематизации используется формационный признак.
развитие международного права можно представить в виде четырех периодов. Эти периоды неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой:
1) 4 тыс. до н. э. — 476 г. н. э. — международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;
2) 476—1648 гг. — международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;
3) 1648—1919 гг. — классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;
4) международное право XX—XXI вв. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало XXI в.
Применительно к международному праву более плодотворна систематизация, основанная на учете особенностей той или иной исторической системы по отношению к фундаментальнейшим принципам современного международного права, каковыми являются принцип неприменения силы либо угрозы ею и корреспондирующий ему принцип мирного разрешения международных споров.
Если это так, то международное право представимо в виде трех исторических систем:
1) Доверсальская система (от образования первых государств и создания первых международных соглашений до 1919 года);
2) Версальская система (1919-1945 годы)
3) Система современного международного права (с 1945 года).
Доверсальская система. В наиболее общем плане эта историческая система может быть охарактеризована как право на войну и право во время войны.
Доверсальская система была «правом на войну», поскольку в тот исторический период отсутствовали ограничения в использовании вооруженной силы в качестве средства решения международных споров.
Эта система была «правом во время войны», поскольку в этот период основательно разрабатывается процедура ведения военных действий. В доктрине международного права есть мнение, что эта процедура была настолько тщательно проработана, что с незначительными изменениями включена в систему современного международного права.
Наиболее симптоматичные правовые институты Доверсальской системы: дебелляция, эффективная оккупация, контрибуции.
Институт дебелляции позволял победителю увеличить свою территорию за счет территории побежденного государства. Такого же рода институт эффективной оккупации. Он применялся к случаям т.н. «географических открытий». Институт эффективной оккупации позволял опять-таки государству-открывателю увеличить свою территорию за счет вновь открытых земель. Однако существовали обязательные условия: если такое государство было в состоянии наладить управление этими территориями и, в случае необходимости, отстоять свое право с оружием в руках.
Институт контрибуций позволял победителю взыскать с побежденного сумму своих военных издержек.
Версальская система.Данная система возникла под влиянием ужасающих итогов первой всемирной катастрофы в истории человечества (Первой мировой войны).
Политические и правовые итоги Первой мировой были подведены основным мирным договором. Таким договором стал Мирный договор с Германией. Договор подписан в Версале.
Основные особенности Версальской системы.
● Впервые в истории международных отношений сделана попытка учредить универсальную организацию сотрудничества государств. Результатом такой попытки стало учреждение международной межправительственной организации, Лиги Наций. Ее учредительный акт («Статут») составил первую часть Версальского договора.
К сожалению, Лиге Наций было не суждено стать универсальной организацией сотрудничества государств. Тем не менее факт ее учреждения имел всемирно-историческое значение, поскольку без опыта функционирования Лиги Наций не было бы Организации Объединенных Наций, а значит и системы современного международного права.
● С фактом учреждения Лиги Наций связано важнейшее в истории международного права событие – становление принципа неприменения силы либо угрозы ею и принципа мирного решения международных споров.
Статутом организации применение вооруженной силы в качестве средства разрешения международных споров впервые в истории международных отношений было существенно ограничено.
В соответствии со ст.12 Статута государства-члены Лиги Наций, если между ними возникнет спор, могущий, повлечь за собой разрыв, то они обязаны подвергнуть его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета Лиги. Они согласились, кроме того, с тем, что они ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета.
Таким образом, началу военных действии должна была предшествовать обязательная процедура мирного решения международных споров.
Другие особенности Версальской системы.
● В период ее действия сформировались основы института международной уголовной ответственности.
● В тот же период созданы основы института международной защиты прав человека.
Система современного международного правасложилась под влиянием Второй Мировой войны.
Основные особенности системы современного международного права.
● В рамках данной системы создана универсальная организация сотрудничества государств – Организация Объединенных Наций.
ООН универсальна как по членскому составу, так и по сфере деятельности. В настоящее время все существующие признанные государства являются членами этой организации. Ее Генеральная Ассамблея, будучи по сути всемирным парламентом, управомочена обсуждать любой вопрос, имеющий международное значение, предлагать способы решения существующих в современном мире проблем. Совет Безопасности ООН, будучи главным органом, ответствующим за поддержание международного мира и безопасности, наделен исключительными полномочиями.
● Современное международное право ввело полный запрет на применение силы в качестве средства решения международных споров.
На гипотетический вопрос: а что делать, если спор не удается решить никакими мирными средствами, данная историческая система отвечает – продолжать спорить, но ни в коем случае не воевать. Но, попутно обратим внимание: запрет применения силы в качестве средства решения международных споров не означает, что сила (в том числе вооруженная) не может применяться в межгосударственных отношениях. Существуют случаи, когда сила, не только может, но даже должна применяться. Такие случаи определены Уставом ООН:
а) сила может применяться в качестве средства индивидуальной или коллективной обороны;
б) сила должна применяться, если так решит Совет Безопасности ООН.