Мурманская область – центр развития Арктической зоны Российской Федерации
В долгосрочной перспективе практически предопределена разработка месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Северного Ледовитого океана, в том числе освоение газовых полей в бывшей «серой зоне» Баренцева моря.
В связи с ростом мирового энергопотребления угроза скорого исчерпания месторождений невозобновляемых источников энергии (обеспечивающих свыше 90% от мирового энергопотребления) континентальной части планеты стимулирует разведку и разработку шельфовых месторождений углеводородного сырья. Мурманская область может стать стратегическим центром Российской Федерации в Арктике, обеспечивающим доступ России к богатствам циркумполярного пояса планеты. Создание такого инфраструктурного узла станет жизненной необходимостью для России уже в течение ближайшего десятилетия.
Мурманская область, позиционируя себя в качестве стратегического центра АЗРФ, становится и центром международного сотрудничества в Арктическом регионе. На сегодняшний день область имеет перспективы расширения своего участия в целом ряде международных организаций. Так, площадка Совета Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР) предоставляет возможности создания перспективного регионального кластера, способного сформировать устойчивые экономические, социальные и культурные отношения между Мурманской областью и соседними регионами. Возможности использования СБЕР как платформы для расширения интересов Мурманской области включают в себя сферы туризма, сотрудничества в области образования, здравоохранения и культуры, совместные инвестиционные проекты в области транспорта и коммуникаций. Экономическая составляющая в деятельности СБЕР может быть усилена инициативами Мурманской области в части расширения торгово-экономического партнерства.
В рамках Арктического совета существует возможность привлечения инвестиций в Мурманскую область на международные проекты в области охраны окружающей среды, а также на сохранение и развитие жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, что позитивно скажется и на развитии сервисной и туристической инфраструктуры в Мурманской области.
В целом открываются перспективы создания международных и трансграничных кластеров и специальных зон, предоставляющих инвесторам и резидентам дополнительные мотивационные рычаги и стимулы совершенствования инфраструктуры и формирования национальных транспортно-логистических узлов. Становится возможным образование межрегиональных траст-фондов, реинвестирующих доходы хозяйствующих субъектов разных приарктических территорий, действующих в одном и том же субрегионе, а также формирование региональных, меж- и субрегиональных сетей банков реконструкции и развития для урегулирования инвестиционных потоков и финансирования проектов по привлечению новейших технологий, равно как и фондовых и товарных специализированных бирж, в том числе для перевода личных накоплений и сбережений населения в инвестиции.
С учетом достаточно развитой в регионе финансовой инфраструктуры целесообразно создавать условия в интересах позиционирования Мурманской области в качестве делового и финансового центра развития АЗРФ и Арктического региона в целом. В этой связи актуально проведение переговоров с целью размещения на территории региона штаб-квартиры структуры (органа) Арктического совета в формате Рабочей группы Фонда поддержки проектов Арктического совета (Arctic Council Project Support Instrument – PSI) и других объектов общероссийской и международной финансовой инфраструктуры, что открывает возможность привлечения в регион других рабочих органов, структур и экспертных групп Арктического совета и иных межправительственных и неправительственных организаций. Реализации такого подхода способствуют в целом сформированные в регионе рамочные институциональные условия.
Особую роль для технологического развития области может сыграть осуществление планов Правительства Российской Федерации по модернизации Мурманского морского порта и развитию особой портовой экономической зоны.
Мурманская область также имеет все перспективы стать регионом-лидером, базовым полигоном апробации и развития самых современных инновационных производств и технологий управления, своего рода платформой внедрения технологических, организационных и институциональных инноваций, которые впоследствии могут получить распространение по всей стране. Уместно говорить об обеспечении реального интеллектуального лидерства региона в АЗРФ и позиционировании его в таком статусе во всем циркумполярном поясе в русле общегосударственной политики Российской Федерации в Арктике, ориентирующей на усиление интеллектуального присутствия нашей страны в Арктическом регионе. Развитая сеть научно-образовательных учреждений, в том числе институтов Кольского научного центра Российской академии наук, выступает залогом успеха этого направления регионального развития.
Реформирование бюджетного сектора, проводимое в двух направлениях (повышение эффективности и качества работы учреждений и оказываемых ими услуг населению, с одной стороны, и повышение эффективности и результативности эксплуатации избыточных объектов и мощностей социальной инфраструктуры, использование которых перспективно для дальнейшей коммерциализации услуг – с другой) открывает возможность превращения сектора социальных услуг в новый драйвер устойчивого роста региональной экономики.
Таким образом, уместно ставить амбициозные, но вполне достижимые цели, связанные с позиционированием Мурманской области в статусе стратегического центра АЗРФ, а сущностную составляющую Мурманска, крупнейшего циркумполярного города мира, при определенных условиях наделять признаками «столицы» Арктической зоны Российской Федерации и Арктического региона в целом.