Основные проблемы развития. Слабые стороны, вызовы и риски
Общие положения
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее – Стратегия) является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого потенциала. Она фиксирует согласованные позиции по поводу перспектив развития таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), местное самоуправление, общество, бизнес и наука, и является для всех руководством к действию.
В Стратегии учтены основные положения документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, отдельных макрорегионов и отраслей экономики. В их числе: указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 606, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 (далее – Указы), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, федеральные отраслевые стратегии и государственные программы Российской Федерации и др.
Профиль Мурманской области
Мурманская область – субъект Российской Федерации, образованный 28 мая 1938 года и расположенный на Северо-Западе Европейской части России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь Мурманской области составляет 144,9 тыс. кв. км (0,86% площади России), численность населения на 1 января 2013 года – 780,4 тыс. чел., плотность населения - 5,4 чел. на кв. км. Мурманская область относится к высокоурбанизированным регионам России (доля городского населения – 92,7 %). Здесь проживают коренные малочисленные народы Севера, среди которых самые многочисленные – саамы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 1,6 тыс. чел.).
Мурманская область располагается на Кольском полуострове, омывается водами Баренцева и Белого морей (протяженность береговой линии – около 2 тыс. км). Она отличается исключительным богатством и разнообразием природно-ресурсной базы: от рудных полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, имеющих стратегическое значение для развития Российской Федерации, до водных ресурсов, роль которых неуклонно повышается в условиях прогнозируемого глобального дефицита пресной воды. В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшее значение для развития национальной экономики и экспортную привлекательность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатит-нефелиновые руды, руды редких и редкоземельных металлов. Существенны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.
Значителен вклад Мурманской области в экономику России - регион производит 100% апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, 45% никеля, 11% железорудного концентрата, 7% рафинированной меди. На континентальном шельфе прилегающего к Мурманской области Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабах. Акватории морей, омывающих Мурманскую область, богаты водными биоресурсами, регион производит около 15 % рыбопродукции, обеспечивает 16% общероссийского вылова гидробионтов, промысловые и рыбоводческие предприятия области лидируют в Российской Федерации по отгрузке товаров собственного производства, выполнению работ и услуг собственными силами (доля Мурманской области в стране по этому показателю составляет почти 22%), здесь созданы все условия для активного развития аква- и марикультуры. В реках Кольского полуострова и прилегающих к ним акваториях Баренцева и Белого морей находятся зоны прохода и нерестовой миграции ценных видов водных биоресурсов.
Кольский полуостров отличается уникальными ландшафтами, что предопределяет возможность развития регионального туристско-рекреационного комплекса.
Мурманская область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий России. Производимая электроэнергия в полном объеме обеспечивает спрос внутри области, более четверти выработанной электроэнергии поступает в объединенную энергосистему России, а также на экспорт в Финляндию и Норвегию.
Мурманский морской порт – единственная незамерзающая глубоководная и имеющая прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенная гавань в Европейской части России. Здесь берет начало стратегическая морская транспортная артерия – Северный морской путь, обеспечивающий доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан. В порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори) (рис. 1).
Рисунок 1 – Мурманская область
На территории Мурманской области развернута широкая сеть образовательных организаций, здесь расположены институты и учреждения[1] Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН), которые обеспечивают высокий уровень фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями.
Регион глубоко интегрирован в международные и трансрегиональные взаимодействия, регламентируемые международными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами. Мурманская область граничит на западе с Республикой Финляндия и, следовательно, с Европейским союзом, на северо-западе – с Королевством Норвегия, входит в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), активно вовлечена в программы международного приграничного сотрудничества. На территории региона реализуются международные проекты, способствующие сохранению окружающей природной среды в Арктике, повышению ядерной и радиационной безопасности, активизации экономического, научно-технического и культурного взаимодействия, а также укреплению добрососедских отношений России с приарктическими государствами.
Мурманская область состоит из 12 городских округов и 5 муниципальных районов. Статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) имеют 5 городских округов.
Историческая ретроспектива
За время своего исторического существования, начиная с первых поселений новгородцев на Кольском полуострове, Мурманская область прошла сложный путь развития от практически необжитой территории до развитого индустриального центра Севера России. В рамках ретроспективного анализа истории освоения земель и ресурсов региона выделяется несколько основных периодов.
До начала XX века территория Мурманской области оставалась слабонаселенной и малоизученной окраиной Российской империи. С побережья Кольского полуострова, заселенного поморами и коренным населением, велся рыболовный и зверобойный промысел, морские пути использовались для торговли с Европой. Судоходство стало важнейшим фактором развития территории, во многом предопределяя и сегодняшнюю ориентацию региональной экономики на изучение, освоение и эксплуатацию морских пространств и ресурсов. В конце ХIХ века началось развитие промышленности, связанной с рыбодобычей и переработкой, интенсивными темпами начала расти лесопильная промышленность. С начала XX века и вплоть до Первой мировой войны здесь проводились географические экспедиции, результатом которых в период первичной индустриализации в России стали развитие лесозаготовок на юге региона, создание порта Екатерининская гавань (сегодняшний г. Полярный), строительство железной дороги, соединившей Центральную Россию и северный берег Кольского полуострова, а также порта Романов-на-Мурмане.
С началом Первой мировой войны возникла необходимость поиска новых путей доставки грузов и оружия. В Кольском заливе начинается строительство торгового порта, а также создание Кольской военно-морской базы. Таким образом, именно военно-стратегические задачи, выгодное географическое положение и значительный транспортно-транзитный потенциал обусловили переход к активному освоению Кольского полуострова. В 20-е годы XX века в условиях дипломатической изоляции начинает вырабатываться новый взгляд на Кольский полуостров как на важный источник ресурсов для развития экономики Советской России. В плане ГОЭЛРО 1920 года Европейский Север России предполагалось превратить в мощный индустриальный район, а на Мурманск возлагалась также функция товарообмена с зарубежными странами наряду с Петроградом. Это означало рост статуса территории и привело к образованию в 1921 году самостоятельной Мурманской губернии.
В довоенный период советской индустриализации практически сложился промышленный и культурный облик Мурманской области, определились ее миссия, роль и значение для страны. Сформировались основные направления специализации региональной экономики: освоение минеральных и биологических ресурсов; использование транспортно-транзитного потенциала; обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны.
После Великой Отечественной войны началось возрождение горно-химической, металлургической и лесной промышленности. Апатит, никель, кобальт, медь занимают постоянное место в структуре экспорта. Возникают новые отрасли промышленности – железорудная и алюминиевая. Начинается океанический промысел водных биоресурсов у берегов Шпицбергена и Исландии. Возводятся новые производственные мощности на Мурманской судоверфи, активно развивается судоремонт. В 50-60-е годы XX столетия опережающими темпами идет энергетическое строительство. Таким образом, Мурманская область превращается в мощный индустриальный и стратегически важный регион – место базирования Северного флота и форпост освоения Арктики. Промышленные технологии предполагали массовое использование рабочей силы, что запустило процесс быстрого роста численности населения. Рабочие поселки разрастаются и постепенно приобретают статус городов. К концу 1980-х годов численность населения региона составляла уже более 1200 тыс. чел.
В 1990-е годы Мурманская область столкнулась с шаткостью своей позиции ресурсно-стратегического региона, что выразилось в неспособности центральной власти поддерживать инвестиционную и мотивационную составляющие развития на прежнем уровне (рис. 2).
Рисунок 2 – Историческая ретроспектива развития Мурманской области
Таким образом, выгодное географическое положение, богатство и разнообразие природно-ресурсной базы всегда выступали основой для развития региональной экономики и социальной сферы, они же во многом продолжают определять и современное положение региона. При этом история освоения Кольского полуострова практически всегда напрямую зависела от государственной поддержки развития северных территорий.
SWOT-анализ конкурентоспособности
Мурманской области
Любые внутренние и внешние факторы, а также характерные особенности региона всегда носят двойственный характер: одни и те же процессы могут нести в себе как новые возможности, так и риски для его долгосрочного развития. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года призвана наметить пути и механизмы работы со складывающейся системой вызовов, использовать и позитивные, и негативные стороны существующего положения с тем, чтобы максимально эффективно учесть их в целях успешного социально-экономического развития.
Сильные стороны
Среди конкурентных преимуществ, открывающих возможность принципиального улучшения качества жизни населения и перевода региональной экономики на траекторию устойчивого роста, выделяется комплекс благоприятных факторов и сильных сторон Мурманской области.
1. Транспортно-транзитный потенциал региона: относительная развитость транспортной сети, наличие крупного многофункционального транспортного узла, включающего незамерзающий, а значит круглогодично функционирующий, международный морской порт, способный обслуживать крупнотоннажные суда. На трассах Северного морского пути начинают формироваться постоянные грузопотоки; функционирует крупнейшая судоходная компания в АЗРФ, выполняющая до 80% грузоперевозок под российским флагом по Севморпути – ОАО «Мурманское морское пароходство»; базируется атомный ледокольный флот.
Железнодорожный и автомобильный транспорт соединяют Кольский полуостров с другими регионами Европейской части России. Приграничное положение региона создает условия для более тесного взаимодействия непосредственно на субрегиональном уровне с европейским экономическим пространством.
2. Природно-ресурсный и промышленный потенциал региона характеризуется наличием на территории Мурманской области крупнейших, стратегически важных и сравнительно доступных в эксплуатации месторождений уникальных полезных ископаемых, развитого горнопромышленного комплекса, а также близостью к перспективным месторождениям углеводородного сырья на арктическом шельфе.
Кроме того, возможность открытого доступа к богатым водным биологическим ресурсам предопределяет наличие развитого рыбопромышленного комплекса, а благоприятные природно-климатические условия способствуют развитию аква- и марикультуры.
3. Энергоизбыточность региона, обусловленная наличием резервов мощности на Кольской АЭС. Уникальное сочетание генерирующих мощностей в Мурманской области (около 40% установленной мощности составляет гидрогенерация, около 60% – атомная генерация) позволяет обеспечивать конкурентоспособную стоимость электроэнергии для потребителей. Высокая энерговооруженность региона может способствовать реализации шельфовых и других энергоемких проектов. Однако с целью сохранения существующего энергетического потенциала региона необходимо проработать вопрос продолжения эксплуатации энергоблоков 1 и 2 Кольской АЭС после 2018 и 2019 годов на период до ввода замещающих мощностей на Кольской АЭС-2 (в связи с окончанием продленных сроков эксплуатации данных энергоблоков).
В Мурманской области функционирует первая и единственная приливная электростанция России – Кислогубская ПЭС. Уникальный опыт ее эксплуатации с 1968 года в совокупности с общими природно-климатическими факторами, благоприятствующими развитию возобновляемой энергетики, предопределяют объективные преимущества региона при позиционировании Кольского полуострова в качестве полигона для отработки технико-технологических решений в этой сфере. Кроме того, регион обладает одним из самых мощных в АЗРФ и СЗФО потенциалов развития перспективных направлений гидроэнергетики.
4. Высокое качество научного и образовательного потенциала. Наиболее развитая во всей АЗРФ сеть образовательных учреждений, уровень образования населения по ряду показателей близок к общероссийскому или превосходит его.
У региональных предприятий, институтов КНЦ РАН, научных и образовательных учреждений и организаций имеются заделы в области высоких технологий, которые относятся к ключевым драйверам становления новейшего технологического уклада в глобальном масштабе. В КНЦ РАН имеются перспективные наработки, связанные с использованием нанотехнологий и высокотехнологичных материалов. До промышленного использования доведены биотехнологии безотходной переработки водных биоресурсов и генетических ресурсов, растениеводства и животноводства в условиях Крайнего Севера, использования возобновляемых источников энергии.
5. Уникальный туристско-рекреационный потенциал, наличие обладающих высокой степенью аттрактивности объектов показа (петроглифы Канозера, сейды, редкие ландшафты, природные и историко-художественные памятники и др).
Кроме того, к числу уникальных туристских ресурсов Мурманской области относится историко-этнографическое наследие, связанное с культурой поморов и саамов, ведущих на территории региона практически неизменный традиционный образ жизни. Этнографический туризм является не только перспективным направлением увеличения турпотока, но и одним из важнейших средств сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера.
Внешние факторы
Региональная интеграция
Организации международного сотрудничества в Арктическом регионе создаются на стыке политических, экономических и экологических интересов нескольких государств, образуя региональные и зональные механизмы сотрудничества в различных сферах, формируя решения общих проблем и достижения договоренностей по спорным вопросам. Здесь активно действует ряд международных организаций, в первую очередь Арктический совет и Совет Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР).
С 2000 года в городе Мурманске работает Контактный центр Информационного бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге, который является исполнительным органом Северного сотрудничества. По линии Совета Министров Северных стран реализуется ряд проектов, в том числе в сфере культуры. Мурманская область участвует в реализации программ в рамках совместной политики ЕС, Исландии, Норвегии и России «Северное измерение», в том числе на территории региона осуществляются масштабные проекты программы «ядерные окна» Природоохранного партнерства Северного измерения.
Программа приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Коларктик» представляет собой уникальный финансовый инструмент, который позволяет развиваться местным и региональным инициативам приграничных территорий в следующих сферах: экономическое и социальное развитие, общие задачи регионов, в том числе охрана окружающей среды, повышение эффективности пересечения границ, а также сотрудничество «от человека к человеку».
Открывающиеся возможности
Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, открытости деятельности и эффективности взаимодействия населения, структур гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти и местного самоуправления.
Приоритетами государственной политики в данной сфере являются:
- развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;
- обеспечение четкой регламентации порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур, снижение трансакционных и временных издержек;
- обеспечение доступа потребителей к государственным и муниципальным услугам в режиме онлайн в сети Интернет;
- формирование сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»);
- обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем;
- обеспечение раскрытия информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе о разрабатываемых ими нормативных правовых актах (размещение информации на официальных интернет-ресурсах в формате «открытых данных», освещение деятельности в СМИ);
- расширение участия граждан и организаций в формировании стандартов предоставления государственных услуг, внедрение процедур по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (формирование общественных советов при исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области);
- расширение сети общественных приемных Губернатора Мурманской области в муниципальных образованиях региона;
- создание благоприятных условий для развития саморегулируемых организаций бизнеса, институтов гражданского общества, а также поддержка самоорганизации граждан, объединяющихся с целью взаимопомощи и добровольного участия в решении социальных проблем.
Результатом решения данной задачи станет повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, упрощение процедур и сокращение сроков их оказания: доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» получит не менее 90 % населения уже в 2015 году, время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг не превысит 15 минут.
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, достигнет не менее 80 % в 2025 году.
Будет обеспечена прозрачность и понятность действий органов государственной власти и местного самоуправления, создана система раскрытия ключевой информации, собираемой для нужд государственного управления, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая существенное расширение объема открытых данных, предоставляемых в свободное пользование гражданам, обществу и бизнесу.
Открытость данных, регламентов, правил взаимодействия между властью и обществом станет основой развития общественных отношений. Разовьется эффективная сеть социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обеспечение использования результатов космической деятельности исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в интересах повышения качества принятия управленческих решений.
Приоритетами государственной политики в данной сфере являются:
- формирование региональной информационно-навигационной инфраструктуры Мурманской области по использованию спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS и других результатов космической деятельности;
- повышение уровня использования спутниковых навигационных технологий, средств дистанционного зондирования Земли и других результатов космической деятельности в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах социально-экономического развития и обеспечения безопасности населения на территории Мурманской области;
- расширение перечня и повышение количества электронных услуг, оказываемых юридическим лицам и населению с использованием результатов космической деятельности;
- формирование и поддержание в актуальном состоянии областной геоинформационной системы, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об объектах и территориях Мурманской области с электронными картами, космоснимками, данными систем ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS и других информационных систем;
- подготовка государственных гражданских служащих, работников бюджетной сферы и служащих органов местного самоуправления к использованию передовых информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, в том числе повышение уровня их квалификации и профессиональной подготовки;
- стимулирование и поддержка развития рынка продуктов и услуг на основе использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, средств дистанционного зондирования Земли и других результатов космической деятельности.
В результате решения данной задачи все муниципальные образования региона уже к 2020 году будут покрыты сигналом высокоточного позиционирования на основе технологий ГЛОНАСС/GPS. Будет создана качественно новая навигационно-информационная инфраструктура, обеспечивающая объективный и комплексный мониторинг основных отраслей экономики.
Общие положения
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее – Стратегия) является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого потенциала. Она фиксирует согласованные позиции по поводу перспектив развития таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), местное самоуправление, общество, бизнес и наука, и является для всех руководством к действию.
В Стратегии учтены основные положения документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, отдельных макрорегионов и отраслей экономики. В их числе: указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 606, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 (далее – Указы), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, федеральные отраслевые стратегии и государственные программы Российской Федерации и др.
Профиль Мурманской области
Мурманская область – субъект Российской Федерации, образованный 28 мая 1938 года и расположенный на Северо-Западе Европейской части России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь Мурманской области составляет 144,9 тыс. кв. км (0,86% площади России), численность населения на 1 января 2013 года – 780,4 тыс. чел., плотность населения - 5,4 чел. на кв. км. Мурманская область относится к высокоурбанизированным регионам России (доля городского населения – 92,7 %). Здесь проживают коренные малочисленные народы Севера, среди которых самые многочисленные – саамы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 1,6 тыс. чел.).
Мурманская область располагается на Кольском полуострове, омывается водами Баренцева и Белого морей (протяженность береговой линии – около 2 тыс. км). Она отличается исключительным богатством и разнообразием природно-ресурсной базы: от рудных полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, имеющих стратегическое значение для развития Российской Федерации, до водных ресурсов, роль которых неуклонно повышается в условиях прогнозируемого глобального дефицита пресной воды. В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшее значение для развития национальной экономики и экспортную привлекательность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатит-нефелиновые руды, руды редких и редкоземельных металлов. Существенны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.
Значителен вклад Мурманской области в экономику России - регион производит 100% апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, 45% никеля, 11% железорудного концентрата, 7% рафинированной меди. На континентальном шельфе прилегающего к Мурманской области Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабах. Акватории морей, омывающих Мурманскую область, богаты водными биоресурсами, регион производит около 15 % рыбопродукции, обеспечивает 16% общероссийского вылова гидробионтов, промысловые и рыбоводческие предприятия области лидируют в Российской Федерации по отгрузке товаров собственного производства, выполнению работ и услуг собственными силами (доля Мурманской области в стране по этому показателю составляет почти 22%), здесь созданы все условия для активного развития аква- и марикультуры. В реках Кольского полуострова и прилегающих к ним акваториях Баренцева и Белого морей находятся зоны прохода и нерестовой миграции ценных видов водных биоресурсов.
Кольский полуостров отличается уникальными ландшафтами, что предопределяет возможность развития регионального туристско-рекреационного комплекса.
Мурманская область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий России. Производимая электроэнергия в полном объеме обеспечивает спрос внутри области, более четверти выработанной электроэнергии поступает в объединенную энергосистему России, а также на экспорт в Финляндию и Норвегию.
Мурманский морской порт – единственная незамерзающая глубоководная и имеющая прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенная гавань в Европейской части России. Здесь берет начало стратегическая морская транспортная артерия – Северный морской путь, обеспечивающий доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан. В порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори) (рис. 1).
Рисунок 1 – Мурманская область
На территории Мурманской области развернута широкая сеть образовательных организаций, здесь расположены институты и учреждения[1] Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН), которые обеспечивают высокий уровень фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями.
Регион глубоко интегрирован в международные и трансрегиональные взаимодействия, регламентируемые международными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами. Мурманская область граничит на западе с Республикой Финляндия и, следовательно, с Европейским союзом, на северо-западе – с Королевством Норвегия, входит в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), активно вовлечена в программы международного приграничного сотрудничества. На территории региона реализуются международные проекты, способствующие сохранению окружающей природной среды в Арктике, повышению ядерной и радиационной безопасности, активизации экономического, научно-технического и культурного взаимодействия, а также укреплению добрососедских отношений России с приарктическими государствами.
Мурманская область состоит из 12 городских округов и 5 муниципальных районов. Статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) имеют 5 городских округов.
Историческая ретроспектива
За время своего исторического существования, начиная с первых поселений новгородцев на Кольском полуострове, Мурманская область прошла сложный путь развития от практически необжитой территории до развитого индустриального центра Севера России. В рамках ретроспективного анализа истории освоения земель и ресурсов региона выделяется несколько основных периодов.
До начала XX века территория Мурманской области оставалась слабонаселенной и малоизученной окраиной Российской империи. С побережья Кольского полуострова, заселенного поморами и коренным населением, велся рыболовный и зверобойный промысел, морские пути использовались для торговли с Европой. Судоходство стало важнейшим фактором развития территории, во многом предопределяя и сегодняшнюю ориентацию региональной экономики на изучение, освоение и эксплуатацию морских пространств и ресурсов. В конце ХIХ века началось развитие промышленности, связанной с рыбодобычей и переработкой, интенсивными темпами начала расти лесопильная промышленность. С начала XX века и вплоть до Первой мировой войны здесь проводились географические экспедиции, результатом которых в период первичной индустриализации в России стали развитие лесозаготовок на юге региона, создание порта Екатерининская гавань (сегодняшний г. Полярный), строительство железной дороги, соединившей Центральную Россию и северный берег Кольского полуострова, а также порта Романов-на-Мурмане.
С началом Первой мировой войны возникла необходимость поиска новых путей доставки грузов и оружия. В Кольском заливе начинается строительство торгового порта, а также создание Кольской военно-морской базы. Таким образом, именно военно-стратегические задачи, выгодное географическое положение и значительный транспортно-транзитный потенциал обусловили переход к активному освоению Кольского полуострова. В 20-е годы XX века в условиях дипломатической изоляции начинает вырабатываться новый взгляд на Кольский полуостров как на важный источник ресурсов для развития экономики Советской России. В плане ГОЭЛРО 1920 года Европейский Север России предполагалось превратить в мощный индустриальный район, а на Мурманск возлагалась также функция товарообмена с зарубежными странами наряду с Петроградом. Это означало рост статуса территории и привело к образованию в 1921 году самостоятельной Мурманской губернии.
В довоенный период советской индустриализации практически сложился промышленный и культурный облик Мурманской области, определились ее миссия, роль и значение для страны. Сформировались основные направления специализации региональной экономики: освоение минеральных и биологических ресурсов; использование транспортно-транзитного потенциала; обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны.
После Великой Отечественной войны началось возрождение горно-химической, металлургической и лесной промышленности. Апатит, никель, кобальт, медь занимают постоянное место в структуре экспорта. Возникают новые отрасли промышленности – железорудная и алюминиевая. Начинается океанический промысел водных биоресурсов у берегов Шпицбергена и Исландии. Возводятся новые производственные мощности на Мурманской судоверфи, активно развивается судоремонт. В 50-60-е годы XX столетия опережающими темпами идет энергетическое строительство. Таким образом, Мурманская область превращается в мощный индустриальный и стратегически важный регион – место базирования Северного флота и форпост освоения Арктики. Промышленные технологии предполагали массовое использование рабочей силы, что запустило процесс быстрого роста численности населения. Рабочие поселки разрастаются и постепенно приобретают статус городов. К концу 1980-х годов численность населения региона составляла уже более 1200 тыс. чел.
В 1990-е годы Мурманская область столкнулась с шаткостью своей позиции ресурсно-стратегического региона, что выразилось в неспособности центральной власти поддерживать инвестиционную и мотивационную составляющие развития на прежнем уровне (рис. 2).
Рисунок 2 – Историческая ретроспектива развития Мурманской области
Таким образом, выгодное географическое положение, богатство и разнообразие природно-ресурсной базы всегда выступали основой для развития региональной экономики и социальной сферы, они же во многом продолжают определять и современное положение региона. При этом история освоения Кольского полуострова практически всегда напрямую зависела от государственной поддержки развития северных территорий.
SWOT-анализ конкурентоспособности
Мурманской области
Любые внутренние и внешние факторы, а также характерные осо