Влияние процессов глобализации на внутренние функции государства
Процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку. Это проблемы общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека.
Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции, а именно обязанности государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. В ряде международных документов отмечается, что «демократия основывается на свободновыраженной воле народов определять свои собственную политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни» [17, c.11].
В наше время происходит глобализация демократических ценностей. Демократия признается принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться международным сообществом в целом.
В условиях глобализации важное значение приобретает такой аспект как обеспечение государственного суверенитета. Периодически в юридической литературе появляется тезис о том, что перед лицом глобальных проблем «отступает и суверенитет отдельного государства [17, c.12].
Л. А. Морозовой утверждается также, что существует самостоятельная категория «международноправовой суверенитет [17, c.13].
Подобные утверждения – одно из негативных проявлений глобализации. Так как отказ от государственного суверенитета равносилен отказу от принципа территориальной целостности государства, от верховенства государственной власти на своей территории. Каждый народ в праве жить по своим обычаям, законам и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное устройство, устанавливать соответствующий государственно-правовой режим.
Недопустимо навязывать другим народам свой образ жизни, свои ценности и восприятие мира. Если эти ценности действительно имеют общечеловеческое значение, то они будут добровольно приняты всеми странами и народами.
Но в некоторых случаях само государство, исходя из общечеловеческих, общепланетарных интересов, добровольно соглашается на самоограничение своих прерогатив, для обеспечения стабильной ситуации в мире. Иначе неизбежно силовое вмешательство государств, обладающих экономическим и военным могуществом, в дела других стран [19, c.67].
Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает, прежде всего, интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства [14, c.15].
Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного влияния и контроля за развитием экономических процессов с общегосударственного уровня на региональный и отраслевой уровни, а также на уровень отдельного предприятия. Каждое государство заинтересованно в стабильном развитии национальной экономики и максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач повышения эффективности внутреннего хозяйства. Между тем возрастает роль согласования национальных интересов общества с интересами международного сообщества, что позволяет адаптироваться к экономическим изменениям и обеспечить благосостояние собственного народа.
Под влияниями процесса глобализации серьезной трансформации подвергается социальная функция государства. Это объясняется кардинальным преобразованием рынка труда и отношений занятости. Тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков производства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и популярности цифровой телесвязи. Все это формирует новые условия труда и занятости, например, уменьшает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы занятости, позволяя переходить от постоянной занятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) [14, c.16].
Представляется возможным выделить следующие особенности в организации рынка труда и занятости под воздействием глобализации:
- отсутствие гарантий стабильной занятости;
- возрастание временной занятости и появление новых ее форм, продиктованных технологическими изменениями, например, перемещение трудовой деятельности в виртуальный мир (электронная торговля – яркий тому пример). Это требует меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;
Указанные особенности заставляют государство пересматривать социальную политику, в том числе в области социальной защиты населения. Многие страны возвращается к принципу индивидуализма в области социального обеспечения. Это означает, что работа и стабильных доход рассматриваются как достаточное основание накопить определенные сбережения для пенсии и других случаях утраты трудоспособности. Указанный аспект требует повышения личной ответственности и гражданина за собственное достойное существование.
В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. Как известно, в достижении высокого качества окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Поэтому экологические проблемы приобретают глобальное значение. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсным потенциалом. На долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды.
Ухудшение окружающей экологической обстановки во всех странах мира, рост экологических катастроф, аварийности на производстве из-за несоблюдения технологических режимов диктуют необходимость объединения усилий всех государств, установления между ними партнерских отношений для совместной целенаправленной природоохранной деятельности, создания системы мониторинга за состоянием окружающей среды и здоровьем населения, для реализации экологических программ и проектов, оперативного обмена информацией в данной сфере, проведения согласованной экологической политики и укрепления всеобщей экологической безопасности [2, c.15].
Глобализация в экологической сфере открывает огромные возможности всем странам и народам для обеспечения безопасности человечества, что может быть достигнуто лишь совместными усилиями государств. Важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.
Влиянию глобализации подверглась и функция охраны и защиты прав и свобод личности. Международным сообществом сформирована универсальная концепция прав человека, уважение которых возведено в ранг общепризнанных принципов международного права. Это возлагает на все государства обязанность соблюдать и гарантировать исторически достигнутые стандарты прав человека, что составляет приоритетную сферу общих интересов международного сообщества. Права человека служат главным критерием демократичности государства. Они лежат в основе политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом [2, c.16].
Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопросам прав человека. Глобализация в данной сфере обусловила создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами прав и свобод человека и гражданина.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что влияния глобализации на жизнь всех государств не может не сказываться в первую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация, то есть придание внутренним функциям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Ведь каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем, следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.