Система правления в Казахском ханстве.

1. Аул - первая общественная ячейка, состоял из родственников или нескольких.

Глава аула - аулбасы.Они должны были справедливо решать конфликты, следить за своевременной уплатой налогов, исполнением распоряжений и приказов властей.

2.Ата аймак(отцовский край) – несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Управлял аксакал.

3. Род -10-15аймаков. Руководил рубасы.

4. Арыс - несколько родов, управлял бий.

5. Улус - несколько арысов. Правитель улуса - султан.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза являлся хан.Каждый жуз избирал своего хана Ханы должны быть выходцами из ханских династий.

7. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем ханства являлся великий хан.

Охарактеризуйте просветительскую деятельность Жангира - хана Букеевской Орды.

Жангир строго придерживался традиций и обычаев своего народа. Он среди своих — кочевник, в ученой среде — ученый. К его суждениям люди прислушивались с особым интересом и вниманием. Он из общества рабской покорности, из среды жалобных песен во время бесконечных кочевок шагнул в общество потенциальных ученых, составляющих мир мыслителей, государственных деятелей России и Европы.

Находясь в Казани, хан Жангир обратился с просьбой к профессору Казанского университета, знаменитому востоковеду Казым Беку, оказать содействие в издании важной для мусульман книги. Он подготовил и издал древнее арабское сочинение «Мюхтесерюль-викгает» («Сокращенное законоведение»), которое считают во всех мусульманских школах-мектебах классическим сочинением. Казым Бек, почитая Жангира как усердного покровителя просвещения, исполнил пожелание хана, за что 18 ноября 1844 года Хан Жангир направил ученому благодарственное письмо, отметив отличное исполнение его просьбы во всех отношениях.

Жангир добился разрешения открытия вакансий на принятие молодых казахов в учебные заведения С.-Петербурга, Астрахани, Оренбурга, Казани.

Усилия хана не были напрасными. Из года в год число желающих учиться в ханской школе в Орде и в других мектебах-школах Букеевского ханства увеличивалось. Достижения в просветительской культурной деятельности в Букеевском ханстве в период правления Жангира оказали влияние и на другие регионы Казахстана.

Влияние культуры России на Букеевское ханство более успешно шло по линии получения русского образования казахскими детьми. Его усилия по распространению просвещения не пропали даром. Он добился устройства казахских юношей на учебу в Казанском университете. С 1877 года в Казанском университете начала учиться казахская молодежь. С этого времени по 1917 год здесь проходили курс 33 человека, 20 из них успешно завершили учебу.

Заполните таблицу:

Кардинальные реформы в экономике Казахстана 90-ых годах XXвека.
Начало экономических реформ   Первый этап экономических реформ в республике охватывает период 1991-1994 гг. — с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Своеобразие первого этапа экономической реформы состоит в том, что Казахстан оставался в рублевой зоне. Макроэкономическая политика определялась Госбанком РФ и Министерством финансов РФ, которые проводили денежно-кредитную политику, исходя из интересов России. Поэтому Казахстан полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. Наличие в это время нескольких обменных курсов, разная покупательная способность наличных и безналичных рублей, усилили инфляционные процессы, возродили бартер, который стал практически основным видом межреспубликанской торговли. этот период были достигнуты определенные успехи в деле перестройки финансовой системы страны с учетом требований рыночной экономики. Все специализированные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк наделен рядом функций центрального банка страны, но основная функция -регулирование объема денежной массы и эмиссия денег — сохранялась за Центральным банком РФ.На первом этапе экономической реформы в центре внимания оказались вопросы создания институтов рыночной экономики, которые отсутствовали в стране. Особое внимание было уделено проблеме демонополизации экономики и созданию конкурентной среды, формированию нормативно-правовых и законодательных основ рыночной системы ведения хозяйства.Ключевым компонентом радикальной реформы было преобразование государственной собственности на основе ее приватизации для создания критической массы частной собственности, что сделало бы процесс реформирования общества необратимым.
Денежная реформа УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы. Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю: 1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан - тенге. 3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.» Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г. Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения. Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей». Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.
Трудности при провидении реформ На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность. Чтобы преодолеть их и знать достойное место в человеческом обществе, необходимо было решать задачи: реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.


Наши рекомендации