Охарактеризуйте влияние Великого Шелкового пути на культуру Казахстана в раннее средневековье.
Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой. Предметами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. Так, во время археологических раскопок в Таразе были найдены удивительной красоты серебряные кувшины, выполненные византийскими мастерами. При раскопках на городищах Талгар, Испиджаб, в Отрарском оазисе и других средневековых городах Казахстана были обнаружены уникальные образцы посуды из китайского фарфора. Ясно, что такие предметы первой необходимости, как посуда, делались в основном на месте. Местные мастера старались перенимать секреты гончарного искусства, подражать другим мастерам, соревноваться с ними, вносить что-то свое. Так и происходил обмен культурами.
На Шелковом пути шел обмен не только предметами материальной культуры, но и другими видами культуры, особенно в области музыки. Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада.
3. Докажите, что восстание под руководством ЖоламанаТленшиева (1822-1825 годов) имело ярко выраженный антиколониальный характер.
В 1835 году вспыхнуло новое восстание. Оно было напрямую связано с очередным захватом Российской империей огромного земельного массива между Орской и Троицкой крепостями. К восставшим присоединились казахские роды Младшего и Среднего жузов — жагалбайлы, жаппас, алшын, аргын и кыпчак. Повстанцы совершали регулярные набеги на приграничные укрепления. Восставшими снова руководил народный герой, батыр Жоламан. Позднее лидер повстанцев присоединился к восстанию Кенесары Касымулы.
Движение Жоламана Тленшиулы имело ярко выраженный антиколониальный характер. В силу локальности и малочисленности участников данное движение было обречено на неудачу. В то же время оно сыграло заметную роль в назревании самого крупного восстания под руководством Кенесары Касымулы.
Билет №19
Найманы, кереиты и жалаиры (до монгольских завоеваний).
Найманы. Местами их расселения были центральные и западные районы Монголии. Системой правления племен являлась ханская власть. Власть осуществлялась по улусной системе Ханство состояло из нескольких улусов. Ханская ставка считалась высшим органом власти. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби, назначаемые ханом. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан назначал командующих тысячами и туменами.
Найманы. По письменным источникам VIII века, союз восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь».
Государство найманов становится известным во второй половине ХII века Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон.
Государство достигло расцвета при хане Наркеше Даяне. При правлении Инанч-бильге найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов.
Кереи. Название «кереи» происходит от названия реки Керулен. Они пользовались древнетюркской письменностью. В Монгольском государстве писарями в основном были кереи.
По свидетельству исторического памятника «Тайная история монголов» (ХIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения.
Ставкой Керенского ханства была местность Битобе, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь районов - аймаков.
Керейское государство достигло наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана
Жалаиры. В монгольских письменных источниках говорится, что племя жал аиров состояло из десяти родов. В монгольских летописях жал аир Жамука фигурирует то, как ближайший друг Чингисхана, то, как лазутчик, то, как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие псемена, объявил себя гурханом.