Средства массовой информации и их функции.
Средства массовой информации представляют собой учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария, различных сведений любым лицам.
Отличительные черты СМИ:
· публичность;
· наличие специальных технических приборов, аппаратуры;
· взаимодействие коммуникационных партнеров;
· однонаправленность взаимодействия (от коммуникатора к читателю, зрителю);
· непостоянный характер аудитории.
К СМИ относится:
· пресса;
· различные массовые справочники;
· кино- и звукозапись;
· интернет.
В 20 веке положение СМИ расширилось благодаря развитию техники и технологий. Функции СМИ стали достаточно разнообразными.
Функции СМИ:
· политическая информация;
· образовательная;
· функция социализации;
· функции критики и контроля;
· функции артикуляции (выражения политических интересов и интеграции политических субъектов).
В демократическом обществе эта критика опирается на закон и на общественное мнение.
Некоторые публикации становятся основой для расследования дел, по ряду критических материалов могут создаваться комиссии и приниматься некоторые политические решения.
С функцией артикуляции связана мобилизационная функция СМИ, которая выражается побуждением людей к определенным политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечение людей в политику.
Таким образом, демократия не возможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную независимость. Любое СМИ выражает чье-либо мнение, интерес.
СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.
СМИ Республики Беларусь.
В РБ широко представлены различные СМИ, при этом официально зарегистрировано свыше 1000 различных печатных изданий. 2/3 различных изданий – это негосударственные СМИ. В РБ зарегистрировано около 60 телевизионных каналов. Государственные каналы – первый канал, СТВ. Вещают российские телеканалы.
Можно выделить 6 основных СМИ:
1) Государственные СМИ, которые учреждаются и финансируются государственными органами власти. 5 газет – учредители гос органы:
«Советская Беларусь» - администрация президента
«Республика», газета «Звязда»
«Народная газета»
«Белорусская нива» - газета АПК
2) Государственно-общественные СМИ (газета «Знамя Юности»).
3) СМИ организаций и структур гражданского общества выражают интересы определенных организаций («Белорусский час»).
4) Альтернативные СМИ (газета «Народная воля», «Белорусская газета», различные интернет-ресурсы).
5) СМИ коммерческого характера («Народный доктор», газета «Отдыхай»).
6) СМИ неполитических структур и организаций, которые имеют узкую специализацию («Медицинский вестник», «На страже», «Лесная газета»).
Для всех этих типов изданий существует определенная инфраструктура распространения.
Элементы инфраструктуры:
· «Белпочта» (730 городских отделений связи, больше 300 сельских отделений связи, 118 районных отделений связи).
· «Белсоюзпечать» (всего в РБ свыше 1300 торговых точек).
Базовым элементом организации информации является министерство информации. Министерство информации в большей степени занимается полиграфической базой.
Производством новостей занимаются соответствующие министерства и ведомства. Существуют различные телеграфные агентства (государственное – «Белта»; негосударственные – агентство «Интерфакс-запад», «Белапан»), имеется пресс-служба президента РБ, существуют пресс-службы при министерствах и ведомствах, национальный пресс-центр РБ, который существует при администрации президента.
Национальный пресс-центр РБ:
· организует пресс-конференции с целью информирования о деятельности государственных структур, здесь используются брифинги, организует пресс-туры зарубежных журналистов по РБ;
· информирование о деятельности крупных промышленных предприятий и общественных организаций;
· анализ прессы и информирование государственных структур.
·