Внутрення политика в период великой отечественной войны

Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 1930-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более уве­личены. Сохранив за собой пост генерального секрета­ря, накануне вой­ны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Вер­ховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный коми­тет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин скон­центрировал в своих руках всю политическую, экономи­ческую, дипломатическую и военную власть.

В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессив­ные органы. В начале 1941 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) был разделен на два наркомата – внутренних дел во главе с Л.П. Берия и государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуло­вым. В начале войны они слились в единый НКВД, но в 1943 г. функции органов внутренних дел и государственной безопасности вновь были разделе­ны. Действовала система ГУЛАГ и лишь незначи­тельная часть заключенных около 600 тыс. человек в составе штрафных батальонов могла участвовать в военных действиях. Органы внутренних дел контролировали всю личную жизнь граждан. В самом начале войны все советские люди сдали имеющиеся в их распоряжении радиоприем­ники. По указу Верховного Совета за распространение ложных слухов людей могли посадить на срок от 2 до 5 лет. Народный комиссариат внутренних дел занимался охраной порядка в городах, ак­тивно действовал в прифронтовой зоне, создавал «особые отделы» в армии.

Осенью 1941 г. были расстреляны некоторые видные советские военачальники: Г.М. Штерн, П.В. Рычагов, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, Ф.К. Арженухин, Г.К. Сав­ченко, И.Ф. Сакриер и др. Среди расстрелянных были партийный деятель Ф.И. Голощекин, участник расстрела царской семьи в Екатеринбурге, М.А. Спиридонова, лидер левых эсеров, участница выступлений этой партии против большевиков в июле 1918 г., М.П. Нестеренко, военная летчица и т.д. По чистой случайности избегли казни люди, внесшие ог­ромный вклад в достижение общей победы над врагом: Б.Л. Ванников, ставший после освобождения наркомом боеприпасов, К.К. Рокоссовский, К.А. Мерецков, буду­щие Маршалы Советского Союза, С.П. Королев, созда­тель советских космических кораблей, и др.

Репрессии в годы войны коснулись целых народов. Под надуманными предлогами срывались с насиженных мест и переселялись на новые территории немцы, калмы­ки, крымские татары, чеченцы, другие народы СССР. В тяжелых условиях военного времени многие из них по­гибли в пути и в непривычных условиях обитания.

В условиях военного времени мощным средством воздействия на советских людей продолжала оставаться идеологическая работа. Однако ее содержание было существенно изменено и нацелено на возрождение у советских людей чувства патриотизма. В период войны мощ­нейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков». Советская пропаганда в разговоре об Отечественной войне, которую вел советский человек против фашистской Германии, вспоминала имена Александра Невского, Дмит­рия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других русских полководцев. В их честь учреждались новые советские ордена и ими награждались за подвиги, совершенные уже в ходе Великой Отечественной войны.

Стал пропагандироваться опыт военного искусства и полковод­ческого мастерства, накопленный многими поколениями русских людей в борьбе с немецкими, татаро-монгольскими, шведскими, польскими, французскими и другими иноземными захватчиками: в частности опыт народ­ных ополчений и партизанского движения. Проводились параллели между Отечественной войной 1812 г. и Великой Отечественной войной, писалось о преемственности традиций русской и совет­ской армий. Для того чтобы это подчеркнуть, были ис­пользованы некоторые внешние атрибуты русской армии: возвратились звания, погоны, кадетские корпуса («суво­ровские» и «нахимовские» училища) и т.д.

Для того чтобы сплотить народ, правительство решило ис­пользовать такую национальную ценность русского наро­да, как православную церковь, чтобы поставить ее мощ­ное идеологическое воздействие на массы на службу Советскому государству в целях достижения победы над врагом.

В сентябре 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина и руководства Русской православной церкви. На ней были решены такие насущные для церкви проблемы, как созыв Архиерейского собора для выбора патриарха, создание Священного синода, открытие бого­словских академий и семинарий, издание религиозной ли­тературы, организация свечных заводов и других произ­водств и др. Для связи правительства с церковью был создан специальный государственный аппарат – Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства с другими религиоз­ными конфессиями. Показательным явилось и то, что в постановлении ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 г. «Об ор­ганизации научно-просветительской пропаганды» впервые не были определены задачи научно-атеистической работы.

Интеллиген­цию попытались привлечь на свою сторону путем расши­рения приема в Коммунистическую партию, что создава­ло видимость укрепления связи партии и народа. В результате этих мер было достигнуто морально-полити­ческое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.

Наши рекомендации