Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины.
Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.
Использование студентом дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач.
Приступая к изучению курса «История политических и правовых учений», обучающийся должен:
владеть:
• базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения таких предметов, как «История» и «Обществознание»;
• знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом;
• умениями проводить аналитические исследования с привлечением различных источников информации;
• знаниями об основных этапах и важнейших культурно-познавательных
событиях;
• начальными знаниями о базовых философских и юридических учениях;
уметь:
• оперировать необходимым логическим аппаратом, разбираться и понимать научные термины и понятия;
• сопоставлять отдельные события и факты в их логической последовательности;
• выделять общие связи и зависимости на отдельных этапах развития того или иного социального явления;
• применять на практике основные результаты научных теоретико-правовых
исследований.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Успешное освоение курса «История политических и правовых учений» будет способствовать изучению других отраслевых дисциплин, позволит заложить прочный фундамент для последующего их практического усвоения. Применение знаний, приобретённых в результате ознакомления с системой базовых общетеоретических категорий и понятий, в процессе изучения отраслевых юридических дисциплин создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала всей юридической науки, юридической терминологии, без овладения которой невозможно глубокое и последовательное изучение предметов других отраслевых юридических дисциплин государственно-правового, гражданско-правового и уголовно-правового профиля.
Структура и содержание учебной дисциплины
Тематическое планирование на ОДО.
№ | Тема | Всего часов | Аудиторные Занятия | Самосто- ятельная работа | |
Лекции | семинары | ||||
1. | Предмет, метод истории политико-правовых учений | - | |||
2. | Политико-правовые учения в Древнем Мире | ||||
3. | Политико-правовые учения в период средневековья | ||||
4. | Политико-правовые учения в Западной Европе в XVI в. | ||||
5. | Политико-правовые учения в России в X-XVI вв. | ||||
6. | Политико-правовые учения в XVII в. | ||||
7. | Политико-правовые учения в XVIII в. | ||||
8. | Политико-правовые учения в 1-й половине XIX в. | ||||
9. | Политико-правовые учения во 2-й половине XIX-начале ХХ вв. | ||||
10. | Современные политико-правовые учения. | ||||
11. | Общая характеристика политико-правовых доктрин: из них | - | |||
12. | Естественно-правовая юриспруденция | ||||
13. | Юридический позитивизм | ||||
14. | Социологическая юриспруденция | ||||
ВСЕГО |
Тематическое планирование на ОЗО
№ | Тема | Всего часов | Аудиторные Занятия | Самосто- ятельная работа | |
Лекции | семинары | ||||
1. | Предмет, метод истории политико-правовых учений | - | |||
2. | Политико-правовые учения в Древнем Мире | ||||
3. | Политико-правовые учения в период средневековья | ||||
4. | Политико-правовые учения в Западной Европе в XVI в. | ||||
5. | Политико-правовые учения в России в X-XVI вв. | ||||
6. | Политико-правовые учения в XVII в. | ||||
7. | Политико-правовые учения в XVIII в. | ||||
8. | Политико-правовые учения в 1-й половине XIX в. | ||||
9. | Политико-правовые учения во 2-й половине XIX-начале ХХ вв. | ||||
10. | Политико-правовые учения ХХ века. | ||||
11. | Общая характеристика политико-правовых доктрин: из них | ||||
12. | Естественно-правовая юриспруденция | ||||
13. | Юридический позитивизм | ||||
14. | Социологическая юриспруденция | ||||
ВСЕГО |
3.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№№ | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучение (знания, умения, владения компетенциями) |
Предмет и метод истории правовых и политических учений | ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-17 ПК-19 | Знать: Общеобразовательное и профессиональное значение истории правовых и политических учений; историю и современное состояние науки и учебной дисциплины; объект и предмет истории правовых и политических учений, их соотношение; место истории правовых и политических учений в системе социальных и юридических дисциплин. Методы изучения истории правовых и политических учений. Предметные и методологические перспективы развития политико-юридической науки. Теоретический статус истории правовых и политических учений. Уровни исследования политико-правовых доктрин. Структуру истории правовых и политических учений как учебной дисциплины. Уметь: определить место истории правовых и политических учений в системе социальных и юридических наук. Описать предмет исследования истории правовых и политических учений и показать его отличительные особенности. Определить влияние разнообразных подходов к изучению государственно-правовых явлений на результаты исследования. Продемонстрировать использование тех или иных методов истории правовых и политических учений для изучения государственно-правовых явлений. Различать истории правовых и политических учений как науку и как учебную дисциплину. Владеть: соответствующей научной терминологией, навыками работы с научной литературой, навыками анализа различных подходов к изучению государственно-правовых явлений, а также изучаемых процессов, различными методами научного анализа. | |
Политические и правовые учения в древнем мире | ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: теоретические подходы в исследовании политико-правовых учений в древнем мире; периодизацию мифов и доктрин в древнем мире. Институты власти и нормативные регуляторы ранних государственно организованных обществ. Исторические формы возникновения и существования первичных государственных и правовых форм. Исторические формы возникновения государства: Западную (европейскую) и Восточную (азиатскую) модели государственности. Историческую ценность и актуальность концептов и доктрин о государстве и праве древнего мира, а также их основные положения. Уметь: дать теоретико-правовую оценку организациям первичной государственной власти и нормативным регуляторам этого общества. Определить ценность древней мифологии для современного понимания и анализа государственно-правовых явлений. Показать отличительные особенности западной и восточной моделей политогенеза и государствогенеза первичных государственно организлванных обществ. Владеть: научной и юридической терминологией, навыками работы с научной литературой, навыками анализа источников и изучаемых государственно-правовых моделей и процессов, различными методами научного анализа. | |
3. | Политические и правовые учения в период средневековья | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: основные доктрины о государстве и праве, разработанные в этот исторический период, толкования различными авторами того времени сущности и социального назначения государства, функций государства, форм и методов их осуществления, тенденций их развития. Уметь: сопоставить различные средневековые доктрины и учения о государстве и праве, выявить их отличительные и общие характеристики, охарактеризовать каждый общий для всех учений признак государства, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, определить специфику разных подходов к пониманию сущности государства каждым автором, показать преимущества различных подходов к пониманию государственно правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами сравнительного и системного анализа. |
Политико-правовые учения в Западной Европе в XVI веке | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: основные доктрины о государстве и праве, разработанные в Западной Европе в XVI веке, толкования различными авторами того времени сущности и социального назначения государства, функций государства, форм и методов их осуществления, тенденций их развития. Уметь: сопоставить различные доктрины и теории о государстве и праве западноевропейских ученых XVI века, выявить их отличительные и общие характеристики, охарактеризовать каждый общий для всех учений признак государства, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, определить специфику различных подходов к пониманию сущности государства каждым автором, показать преимущества различных подходов к пониманию государственно-правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа | |
Политико-правовые учения в России в X-XVI веках | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: основные доктрины о государстве и праве, разработанные в России в X-XVI веках, толкования различными авторами того времени смысла, сущности и социального назначения государства, функций государства, форм и методов их осуществления, тенденций их развития. Уметь: сопоставить различные доктрины и теории о государстве и праве российских ученых X-XVI веков, выявить их отличительные и общие характеристики, проанализировать каждый общий для всех учений признак государства, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, определить специфику неодинаковых подходов к пониманию сущности государства каждым автором, показать преимущества различных подходов к пониманию государственно-правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа | |
Политико-правовые учения в XVII веке | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: как развивалась наука о государстве и праве под влиянием буржуазных революций, основные доктрины о государстве и праве, разработанные в XVII веке, толкования различными авторами того времени смысла, сущности и социального назначения государства, функций государства, форм и методов их осуществления, тенденций их развития. Уметь: сопоставить различные доктрины и теории о государстве и праве различных ученых XVII века, выявить их отличительные и общие характеристики, проанализировать общие для всех учений тенденции развития государства и государственно-правовых явлений, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, определить специфику неодинаковых подходов к пониманию сущности государства каждым автором, показать преимущества и недостатки различных подходов к пониманию государственно-правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа | |
Политико-правовые учения в XVIII веке | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: как развивалась наука о государстве и праве в эпоху Просвещения, основные доктрины о государстве и праве (Вольтер, Монтескье, Руссо и др.), разработанные в XVIII веке, толкования различными авторами того времени смысла, сущности и социального назначения государства, основных направлений деятельности государства государства, форм и методов их осуществления, тенденций их развития. Уметь: сопоставить различные доктрины и теории о государстве и праве эпохи Просвещения, выявить их отличительные и общие характеристики, проанализировать общие для всех учений тенденции развития государства и государственно-правовых явлений, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, определить специфику неординарных подходов к пониманию сущности и ценности государства каждым автором, показать преимущества и недостатки различных подходов к пониманию государственно-правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа | |
Политико-правовые учения в первой половине XIX века | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: как развивалась наука о государстве и праве в эпоху Промышленной революции, основные доктрины о государстве и праве (Гегель, Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Э. Берк, И. Бентам и др.), разработанные в XIX веке, основные научные школы и направления (либерализм, консерватизм, позитивизм и юридический позитивизм и т.д.) . Российскую политико-правовую науку в указанный исторический период. Уметь: сопоставить различные доктрины и теории о государстве и праве данного исторического периода, выявить их особенности, проанализировать общие для всех учений тенденции развития государства и государственно-правовых явлений, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, определить специфику неординарных подходов к пониманию детерминированности общественного развития, показать преимущества и недостатки различных подходов к пониманию государственно-правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа | |
Политико-правовые идеи второй половины XIX - начала XX века | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: учение марксизма и др. социалистические доктрины, теорию анархизма, социологические концепции государства и права Г. Спенсера, теорию насилия Л. Гумпловича, учение Е. Дюринга, теорию Г. Еллинека, концепцию О. Холмса, Ф. Ницше, Р. Штаммлера, идеи консерваторов в России, идеи радикалов, Г.В. Плеханова, Возрожденное естественное право в России, Л.И. Петражицкий и др. Уметь: сопоставить различные доктрины и теории о государстве и праве данного исторического периода, выявить их особенности, проанализировать общие для всех учений тенденции развития государства и государственно-правовых явлений, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, определить специфику неординарных подходов к пониманию детерминированности общественного развития, показать актуальность отдельных концепций и идей государственно-правового развития. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа | |
Политико-правовые учения ХХ века | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: политическую теорию большевизма и правопонимание советского периода, аналитическая юриспруденция Г. Харта, позитивистский нормативизм Г. Кельзена, солидаризм Л. Дюги, институционализм М. Ориу, интегративную юриспруденцию Дж. Холла, политико-правовую идеологию национал-социализма- Х. Чемберлена, О. Шпенглера, общую характеристику современных теорий государства, теорию возрожденного естественного права и др. Уметь: сопоставить различные современные доктрины и теории о государстве и праве, выявить их особенности, проанализировать общие для всех учений тенденции развития государства и государственно-правовых явлений, показать взаимосвязь и преемственность различных учений, показать различия в подходах, выявить преимущества и недостатки различных подходов к пониманию государственно-правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа | |
Общая характеристика политико-правовых доктрин | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | Знать: общую характеристику естественно-правовых теорий, общую характеристику юридического позитивизма, интегративной юриспруденции, теологических концепций государственно-правового развития, социологическую юриспруденцию и др. Уметь: сопоставить различные доктрины и теории о государстве и праве, выявить их ценность для современной науки и практики государственно-правового строительства и реформирования, проанализировать общие для всех учений тенденции развития государства и государственно-правовых явлений, определить специфику различных подходов к пониманию детерминированности общественного развития, показать преимущества и недостатки различных подходов к пониманию государственно-правовых явлений. Владеть: юридической и научной методологией, навыками работы с историческими и современными правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых доктрин, правовых документов, методами исторического, сравнительного и системного анализа |
Содержание дисциплины (программа курса)