О депутатах или представителях
Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и онипредпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, - Государствоуже близко к разрушению. Нужно идти в бой? - они нанимают войска, а самиостаются дома. Нужно идти в Совет? - они избирают Депутатов и остаются дома.Наконец, так как граждан одолевает лень и у них в избытке деньги, то у них,в конце концов, появляются солдаты, чтобы служить отечеству, ипредставители, чтобы его продавать. Хлопоты, связанные с торговлей и ремеслами, алчность в погоне занаживою, изнеженность и любовь к удобствам - вот что приводит к заменеличного служения денежными взносами. Уступают часть своей прибыли, чтобылегче было ее потом увеличивать. Давайте деньги - и скоро на вас будут цепи.Слово финансы - это слово рабов, оно неизвестно в гражданской общине. Встране, действительно свободной, граждане все делают своими руками - иничего - при помощи денег; они не только не платят, чтобы освободиться отсвоих обязанностей, но они платили бы зато, чтобы исполнять их самим. Явесьма далек от общепринятых представлений; я полагаю, что натуральныеповинности менее противны свободе, чем денежные подати. Чем лучше устроено Государство, тем больше в умах граждан заботыобщественные дают ему перевес над заботами личными. Там даже гораздо меньшеличных забот, ибо, поскольку сумма общего блага составляет болеезначительную часть блага каждого индивидуума, то последнему приходитсяменьше добиваться его путем собственных усилий. В хорошо управляемойГражданской общине каждый летит на собрания; при дурном Правлении никому нехочется и шагу сделать, чтобы туда отправиться, так как никого не интересуетто, что там делается, ибо заранее известно, что общая воля в них невозобладает, и еще потому, наконец, что домашние заботы поглощают все.Хорошие законы побуждают создавать еще лучшие, дурные - влекут за собою ещехудшие. Как только кто-либо говорит о делах Государства: "что мне доэтого?", следует считать, что Государство погибло. Охлаждение любви к отечеству, непрерывное действие частных интересов,огромность Государств, завоевания, злоупотребление Властью натолкнули намысль о Депутатах или Представителях народа в собраниях нации. Это то, что внекоторых странах смеют называть Третьим сословием. Таким образом, частныеинтересы двух сословий поставлены на первое и второе места; интересы всегообщества лишь на третьем. Суверенитет не может быть представляем по той же причине, по которой онне может быть отчуждаем. Он заключается, в сущности, в общей воле, а воляникак не может быть представляема; или это она, или это другая воля,среднего не бывает. Депутаты народа, следовательно, не являются и не могутявляться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ничего немогут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил егонепосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Английский народсчитает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во времявыборов членов Парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. Судяпо тому применению, которое он дает своей свободе в краткие мгновеньяобладания ею, он вполне заслуживает того, чтобы он ее лишился. Понятие о Представителях принадлежит новым временам; оно досталось намот феодального Правления, от этого вида Правления несправедливого инелепого, при котором род человеческий пришел в упадок, а звание человекабыло опозорено. В древних Республиках и даже в монархиях народ никогда неимел Представителей; само это слово было неизвестно. Весьма странно, что вРиме, где Трибуны были столь свято чтимы, никто даже не представлял себе,что они могли бы присвоить себе права народа, и что при столь огромнойчисленности населения они никогда не пытались провести собственной властьюхотя бы один плебисцит. Пусть судят, однако, о затруднениях, которые иногдавызывает наличие такой массы народа, по тому, что случилось во временаГракхов (151), когда часть граждан подавала голоса с крыш. Там, где право и свобода - все, затруднения ничего не значат. У этогомудрого народа все было поставлено на соответствующее место; он предоставилсвоим ликторам (152) делать то, что не осмелились бы сделать Трибуны; он неопасался, что ликторы могут захотеть его представлять. Чтобы все же объяснить, каким образом Трибуны иногда представлялинарод, достаточно постигнуть, как Правительство представляет суверен.Поскольку Закон - это провозглашение общей воли, то ясно, что в том, чтоотносится до власти законодателей, народ не может быть представляем; но онможет и должен быть представляем в том, что относится к властиисполнительной, которая есть сила, приложенная к Закону. Отсюда видно, чтоесли рассматривать вещи как следует, мы обнаружим, что законы существуютлишь у очень немногих народов. Как бы то ни было, несомненно, что Трибуны,не обладая никакою частью исполнительной власти, никогда не моглипредставлять римский народ по праву своей должности, но лишь узурпируя праваСената. У греков все, что народу надлежало делать, он делал сам; беспрерывнопроисходили его собрания на площади. Он жил в мягком климате; он вовсе небыл алчен: рабы выполняли его работу (153), главной заботой его быласобственная свобода. Не имея более тех же преимуществ, как сохранить те жеправа? Ваш более суровый климат порождает у вас больше потребностей*: шестьмесяцев в году общественной площадью нельзя пользоваться; вашу глухую речьне расслышать на открытом воздухе; вы больше делаете для вашего барыша,нежели для свободы вашей, и гораздо меньше страшитесь рабства, нежелинищеты. ________ * Допустить в холодных странах роскошь и изнеженность жителей Востоказначит пожелать наложить на себя их цепи; значит подвергнуться этому с ещебольшей неизбежностью, чем они. Как! Свобода держится лишь с помощью рабства? Возможно. Эти двекрайности соприкасаются. Все, чего нет в природе, связано с затруднениями, агражданское общество более, чем все остальное. Бывают такие бедственныеположения, когда можно сохранить свою свободу только за счет свободы другогочеловека и когда гражданин может быть совершенно свободен лишь тогда, когдараб будет до последней степени рабом. Таково было положение Спарты. Вы же,народы новых времен, у вас вообще нет рабов, но вы рабы сами; вы платите заих свободу своею. Напрасно вы похваляетесь этим преимуществом, я вижу здесьбольше трусости, чем человечности. Всем этим я вовсе не хочу сказать, что следует иметь рабов и что праворабовладения законно, поскольку я уже доказал противное. Я только указываюпричины того, почему народы новых времен, мнящие себя свободными, имеютПредставителей и почему древние народы их не имели. Что бы там ни было, нокак только народ дает себе Представителей, он более не свободен; его болеенет (154). Рассмотрев все основательно, я считаю, что суверен отныне можетосуществлять среди нас свои права лишь в том случае, если Гражданская общинаочень мала. Но если она очень мала, то она будет покорена? Нет. Я покажуниже*, как можно соединить внешнее могущество многочисленного народа с легкоосуществляемым управлением и добрым порядком малого Государства. __________ * Именно это я и намеревался сделать на протяжении этого произведения,когда, рассматривая внешние сношения, я добрался бы до конфедераций. Предметэтот совершенно нов, здесь должны быть еще установлены первоначальныепринципы. Глава XVI